'
Бадалова Н.Б.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УЗБЕКОЯЗЫЧНОЙ АУДИТОРИИ *
Аннотация:
в статье рассматриваются особенности преподавания русского языка студентам с узбекским родным языком в условиях понижения уровня владения русским языком среди молодежи. Обосновывается необходимость использования методики преподавания русского как иностранного. Особое внимание уделяется применению игровых технологий как способу снятия психологических и языковых барьеров, активизации речевой деятельности и повышения мотивации обучающихся. Описаны эффективные формы лингвистических, сюжетно-ролевых и словесных игр, применяемых в вузовской аудитории.
Ключевые слова:
русский как иностранный, игровые технологии, узбекоязычная аудитория, лингвистическая игра, коммуникативная методика, мотивация, обучение языку
Современные социокультурные и образовательные реалии в странах постсоветского пространства обусловили смещение приоритетов в языковом образовании. В частности, молодежь демонстрирует относительно высокий уровень владения английским языком, тогда как уровень владения русским языком, особенно в среде узбекоязычных обучающихся, продолжает снижаться. Несмотря на изучение русского языка со второго класса в общеобразовательной школе, абитуриенты столичных вузов зачастую имеют низкую речевую и грамматическую компетенцию.В данной ситуации преподавание русского языка требует применения методики, соответствующей преподаванию иностранного языка, с акцентом на коммуникативный подход, мотивационные стимулы и снятие языковых барьеров. Одним из эффективных средств реализации этой задачи являются игровые технологии, способствующие вовлечению студентов в активную речевую деятельность.Игровые технологии как метод обучения предполагают включение обучающихся в деятельность, ориентированную на достижение учебной цели в рамках игровой ситуации. Игровая форма способствует формированию устойчивой мотивации, снижению психологической напряженности и активизации лексико-грамматических умений в условиях, приближенных к реальной коммуникации.Актуальность внедрения игровых методов особенно возрастает при работе с узбекоязычными студентами, для которых русский язык не является родным. При этом следует учитывать межъязыковые интерференции, культурные особенности и необходимость повторного усвоения речевых клише, устойчивых выражений и грамматических структур.Практика преподавания русского языка как иностранного в аудиториях с узбекским языком обучения выявила высокую эффективность следующих видов игровых форм:1. Лингвистические игры предназначены для закрепления лексико-грамматического материала в игровой форме. Примеры:- «Найди лишнее слово» (отработка тематических рядов),- «Словесная цепочка» (расширение активного словаря),- «Мозаика предложений» (структурирование высказывания).2. Сюжетно-ролевые игры создают условия для имитации реальных коммуникативных ситуаций: «Диалог в аптеке/магазине» (использование тематической лексики), «Прием у врача» (отработка форм вежливости и специальных терминов), «Интервью» (вопросно-ответная структура, развитие беглой речи).3. Словесные игры стимулируют развитие языковой догадки, ассоциативного мышления и фонетических навыков:- «Ассоциации», «Исправь ошибку», «Кто я?» (угадать слово по описанию).Пример реализации занятия с игровыми элементами. Тема: «Пейзаж».Цель: развитие речевых навыков (описание, рассказывание, рассуждение) через визуальные стимулы и игровые формы работы.Этапы:Разминка: игра «Ассоциации» – каждому участнику раздаётся карточка с изображением пейзажа. Задание: придумать 2–3 ассоциации (эмоции, воспоминания, прилагательные). Обсуждение в парах.Игровая активность «Найди свой пейзаж»: Студенты делятся на пары. Один студент получает карточку с изображением пейзажа, другой — пустую карточку.Первый студент описывает пейзаж словами (не показывая картинку).Второй студент должен среди предложенных изображений (5–6 вариантов) выбрать тот, о котором идёт речь.Игра «Художник и рассказчик» (20 минут).Цель: развитие диалогической речи, активизация лексики.Описание игры:Один студент – «рассказчик», другой – «художник».«Рассказчик» получает фотографию пейзажа и описывает её, не показывая.«Художник» рисует по описанию.После этого участники сравнивают рисунок с оригиналом.Итог: обсуждение – какие слова помогли, какие – были непонятны, что можно добавить.Рефлексия: Написать мини-текст: «Мой любимый пейзаж» (3–4 предложения), используя изученные прилагательные и существительные».Применение подобных приемов способствует как активизации интереса к предмету, так и расширению коммуникативного пространства на русском языке.Использование игровых технологий в процессе преподавания русского языка как иностранного в узбекоязычной аудитории способствует повышению мотивации, снятию языкового барьера и развитию речевой активности студентов. Игровая форма занятий обеспечивает эмоциональную вовлеченность, содействует практической направленности обучения и способствует формированию устойчивого интереса к изучаемому языку.Регулярное и методически обоснованное применение лингвистических, ролевых и словесных игр делает учебный процесс более динамичным, а результаты – более устойчивыми и долгосрочными.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Бадалова Н.Б. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УЗБЕКОЯЗЫЧНОЙ АУДИТОРИИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 854 - 858. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23989 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*