'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 114

Просмотры  71 просмотров

Балыко Е.А.

  


АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ И МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ *

  


Аннотация:
в работе представляется поэтапная подготовка к экзаменам (Goethe-Zertifikat B2-C1, TestDaF). Статья содержит полезную информацию относительно того, почему уровень языка не всегда является гарантом успешной сдачи экзамена: на что обращать внимание. Статья также раскрывает проблему выбора современных преподавателей и корректной программы для подготовки к экзамену.   

Ключевые слова:
подготовка, международный экзамен, поэтапный процесс обучения   


Поэтапная подготовка к экзаменам Goethe-Zertifikat B2-C1 и TestDaF: комплексный подход к успешной сдаче.Подготовка к экзаменам по немецкому языку, таким как Goethe-Zertifikat уровней B2 и C1, а также TestDaF, TELC высоких уровней и так далее, представляет собой сложный и многогранный процесс. Многие учащиеся уверены, что высокий уровень владения языком автоматически гарантирует успешную сдачу, однако практика показывает, что это далеко не всегда так.Успех на экзамене зависит не только от невероятных знания лексики и грамматики, нашими письменными или устными навыками, но и от умения эффективно работать с экзаменационными заданиями, управлять временем, а также от правильного выбора методики и преподавателя.В данной статье мы подробно рассмотрим, почему уровень языка не является единственным фактором успеха, на что стоит обращать внимание во время подготовки и как избежать типичных ошибок, приводящих к провалу. Кроме того, мы затронем проблему выбора современных преподавателей и оптимальных программ подготовки.Почему уровень языка не всегда гарантирует успех. Существует распространённое заблуждение, что достаточно лишь знать грамматику и лексику на должном уровне (B2 или C1, например), чтобы легко сдать Goethe-Zertifikat, TELC или TestDaF. На самом деле экзамены направлены не столько на проверку знаний, сколько на оценку навыков применения языка в конкретных жизненных ситуациях, а также на умение работать в условиях ограниченного времени и строго регламентированных заданий с четкими критериями. Например, в разделе аудирования важно не просто понимать общий смысл, но и уметь выделять ключевую информацию, отвечать на вопросы с деталями, понимать, что требует тренировки специфических умений. Кроме того, письменные задания требуют не только знания языка, но и умения структурировать текст, аргументировать мысли, соблюдать формат и требования экзамена. Часто студенты, обладающие хорошим словарным запасом, теряются из-за незнания критериев оценки или неумения эффективно распределять время на разные части работы, не понимая, с чего начать работу и как правильно закончить. В устной части экзамена важна не только правильность речи, но и уверенность, умение быстро реагировать на вопросы экзаменатора или оппонента, поддерживать диалог так, чтобы всем было понятно, о чем хочет сказать учащийся. В данном модуле очень важно умение аргументации своего мнения, что доставляет трудности для многих учащихся, так как, как показывает практика, большая половина студентов даже не представляет, что такое аргументация и как это делать, что доставляет некоторые трудности при подготовке. Это относится и к части «письмо», где важно раскрывать смысл темы в деталях, применяя при этом нужные аргументы. Так, например, один из моих студентов однажды, прекрасно зная язык, с хорошим лексическим и грамматическим запасом, три раза пересдавал часть «письмо», при том, что остальные 3 модуля были сданы на «хорошо» и даже «отлично» с первого раза.Таким образом, высокий уровень языка — это необходимое, но недостаточное условие для успешной сдачи, в некоторых случая даже просто сдачи. Важно развивать комплекс навыков, адаптированных именно под формат экзамена.На что обращать внимание во время подготовки.1. Изучение структуры экзамена. Первый шаг — детальное знакомство с форматом экзамена, его разделами, типами заданий и критериями оценки. Например, Goethe-Zertifikat B2 включает чтение, аудирование, письмо и устную речь, каждый из которых имеет свои особенности. TestDaF акцентирует внимание на академическом стиле и требует умения излагать мысли в научном контексте. Сюда же прилагается и умение работы с любым типом графиков, умение их анализировать и вычленять самую важную информацию из картинки и цифр, для подведения итогов и построения гипотез. Таким образом, понимание структуры каждого задания помогает избежать неожиданностей и снижает уровень тревоги.2. Тренировка экзаменационных стратегий. Важной составляющей является развитие стратегий работы с заданиями. Для аудирования — умение выделять ключевые слова и смысл, для чтения — быстрое сканирование текста, для письма — планирование и структурирование текста, для устной речи — подготовка типичных тем и отработка спонтанного ответа. Регулярные тренировочные тесты в условиях, максимально приближенных к реальному экзамену, помогают привыкнуть к формату и научиться эффективно распределять время.Но на самом деле, относительно регулярных тренировочных текстов тоже есть небольшой нюанс. С неопытным преподавателем или при самостоятельном обучении многие начинают регулярно решать по 3-4, а то и 10 тестов каждый день как задания ЕГЭ или ГИА, что также не приводит к результату. Регулярность в данном пункте раскрывается немного под другим значением: необходимо провести глубокий анализ заданий хотя бы одного теста, чтобы учащийся понимал алгоритм дальнейших действий с каждым заданием по-отдельности. Давайте поясним подробнее: для получения такого навыка, как выделение ключевых слов и смысла в потоке речи, не нужно слушать регулярно разные темы из экзамена и выполнять задания “richtig/falsch”. Проблема того, что студент не улучшает качество выполненной работы может заключаться вовсе не в том, что он не привык к формату, а как и с письменной частью, он не умеет работать со смыслом и не понимает ключевые моменты, а особенно, почему нужно обращать внимание именно на конкретные моменты. Другими словами, специфика экзамена в том, что даже при сверке ответов студента с верными, он может не понять, почему не его ответ является верным. В этом и заключается основная проблема подготовки к экзамену, так как преподавателю нужно научить студента не просто работать с аудированием или текстом и понимать общий смысл, а очень часто в таких заданиях есть подтекст, намеки и так далее. Исходя из этого, мы делаем вывод, что необходимо научить учащегося навыку «понимать между строк». В таком случае после того, как этот навык будет получен, понадобится всего лишь 3-4 теста, чтобы отточить работу с экзаменом и уверенно отправить нашего учащегося на экзамен.3. Работа над слабым местом. Каждый студент имеет свои слабые стороны — это может быть грамматика, лексика, произношение или навык написания письма или доклада. Важно выявить эти зоны и уделять им особое внимание. Для этого полезно проходить диагностические тесты и анализировать ошибки. Целенаправленная работа позволит повысить общий уровень и избежать типичных промахов.Хотелось бы отметить, что для большинства проблемные зоны находятся в письме. По статистике именно часть «письмо» пересдают несколько раз. Одна из основных причин – нехватка времени. Один из советов для сокращения времени, что каждый преподаватель может дать своему студенты – выписать свои слабые зоны в грамматике и лексике, чтобы при проверке своего письма и доклада понимать, какую грамматику или лексические обороты перепроверить, а не искать ошибки по всему докладу на 300 слов. Проверка полностью всего письменного модуля (а он может заключать в себе 2 задания) сильно съедает время.4. Развитие стрессоустойчивости. Экзамен — это всегда стресс, который может негативно сказаться на результатах. Тренировки в условиях ограниченного времени, симуляции экзаменационных ситуаций и психологическая подготовка помогают снизить тревогу и повысить уверенность в своих силах.5. Использование качественных материалов. Для подготовки необходимо использовать современные и проверенные учебные пособия, онлайн-ресурсы и тренировочные тесты, соответствующие актуальным версиям экзамена. Это позволит ознакомиться с реальным и заданиями и требованиями.Соблюдая все эти пункты, есть высокие шансы сдать экзамен не просто с проходным баллом, а на «отлично».Теперь давайте поговорим о том, каким образом вообще вести подготовку и подготовительный процесс в учебном плане. Сейчас многие преподаватели подумали бы, что нужно начинать подготовку заранее, а не откладывать ее на последний момент, и это было бы верно, но нужно определиться с пошаговым алгоритмом действий с временными рамками, чтобы обучение действительно принесло результат. Что это значит?Итак, подготовку делим на 2 этапа: повышение уровня и непосредственно подготовка и разбор самого экзамена. Далее, после того, как процесс подготовки был поделен, а временные рамки установлены, необходимо следить за процессом работы ученика, насколько качественно отрабатываются материалы урока на самом занятии и дома соответственно, а также важно тщательно подбирать материалы для учащегося.Одни из важных пунктов, за которыми необходимо следить очень внимательно при подготовке:- Регулярно практиковать все виды деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение. Игнорирование одного из навыков может привести к снижению общей оценки.- Активно использовать обратную связь от преподавателя или носителей языка для исправления ошибок и улучшения произношения.- Проводить самопроверку с помощью тренировочных тестов, чтобы отслеживать прогресс и корректировать план обучения.- Обращать внимание не только на язык, но и на технические аспекты — например, правила оформления письменных заданий, требования к устной части.Это все относится к учащемуся прежде всего, но и преподаватель берет на себя долю ответственности за результат, которые ученик получает в последствие. Именно поэтому одним из ключевых факторов успеха является выбор квалифицированного преподавателя и подходящей программы. Современный преподаватель должен не просто знать немецкий язык, но и владеть методиками подготовки именно к таким экзаменам, как: TELC, Goethe-Zertifikat и TestDaF.Опыт работы с экзаменами позволяет ему адаптировать программу под индивидуальные потребности студента, выделить слабые места и подобрать эффективные упражнения для оттачки навыков. Программы подготовки должны быть гибкими и комплексными, включать все компоненты экзамена, обеспечивать регулярную обратную связь и контроль прогресса. Важно, чтобы учебный материал соответствовал последним стандартам экзамена и включал актуальные тренировочные задания. При выборе преподавателя стоит обращать внимание на отзывы, квалификацию, опыт работы с экзаменами и способность мотивировать студента. Также полезно, если преподаватель использует современные технологии в процессе работы — онлайн платформы, интерактивные тесты, доски — что делает процесс подготовки более эффективным и интересным. Очень важно, чтобы в основе подготовки всегда лежало обучение навыку коммуникации и общения в любом формате: чтение, письмо, говорение и аудирование, так как это именно те самые критерии, которые требует любой международный экзамен по немецкому. Ну и в первую очередь, навык коммуникации на другом языке – это, конечно же, один из самых и основополагающих критериев, ради чего изучают языки.Подготовка к экзаменам Goethe-Zertifikat B2-C1 и TestDaF — это комплексный процесс, требующий не только высокого уровня владения немецким языком, но и умения работать с форматом экзамена, развивать специальные навыки и правильно организовывать учебный процесс. Успех достигается через поэтапную подготовку: изучение структуры, тренировку стратегий, работу над слабыми сторонами, психологическую подготовку и выбор квалифицированного преподавателя с продуманной программой. Такой подход значительно повышает шансы на успешную сдачу и позволяет уверенно пройти экзамен, демонстрируя не только знания, но и умение применять их в реальных условиях.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Балыко Е.А. АНАЛИЗ ПОДГОТОВКИ К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА И ПРОБЛЕМА ВЫБОРА ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ И МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 859 - 867. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23990 (дата обращения: 17.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/23990



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.