'
Бурмака Т.А.
РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ХОРЕОГРАФИИ *
Аннотация:
статья посвящена анализу возможностей применения хореографии как средства реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Рассматривается влияние танцевально-двигательной активности на физическое, психоэмоциональное и социальное развитие детей с особыми образовательными потребностями. Обосновывается эффективность хореографических занятий как одного из комплексных методов, способствующих укреплению здоровья, развитию моторики, координации, эмоционального состояния и коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
Ключевые слова:
ОВЗ, дети, хореография, реабилитация, инклюзивное образование, двигательная активность, адаптивная педагогика, коррекционная работа
Современные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в рамках Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ОВЗ), подчеркивают важность комплексной реабилитации, направленной не только на коррекцию нарушений, но и на создание условий для социальной адаптации, развития личности и раскрытия творческого потенциала [4]. Хореография, как форма арт-терапии и двигательной активности, обладает широкими возможностями воздействия на различные сферы развития ребенка, что делает ее особенно актуальной в рамках инклюзивного образования. Цель данной статьи – обосновать эффективность хореографии как средства физической, психоэмоциональной и социальной реабилитации детей с ОВЗ.Теоретической основой исследования стали работы в сфере социальной и медицинской реабилитации детей с ОВЗ по средством хореографии: О.С. Васильева, И.А. Степаник, С.П. Левушкина, А.В. Рохлина, Е.А. Аркина, Н.Н. Амосова. Л.Л. Артамоновой, О.П. Панфилова, В.В. Борисова, Ю.В. Богачевой и др. Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой особую категорию в системе образования и социальной поддержки. Несмотря на то, что многие из них официально не имеют установленной группы инвалидности, у таких детей диагностируются устойчивые и документально подтвержденные отклонения в развитии – физическом, психическом, сенсорном или интеллектуальном. Указанные нарушения могут проявляться в самых разных формах от затруднений в двигательной активности и восприятии информации до нарушений поведения, речи, памяти или эмоционально-волевой сферы. Как отмечают Р.Р. Швец, Н.Ю. Токмакова, подобные особенности значительно усложняют повседневную жизнь ребенка, создают барьеры для полноценного обучения, общения, самовыражения и интеграции в общество [6, c. 58]. В данном случае, детям требуется специализированный подход, адаптированные условия обучения и особая поддержка, направленные на развитие их потенциала, преодоление ограничений и успешную социализацию.В контексте работы с детьми с ОВЗ реабилитация рассматривается как комплекс мероприятий, направленных на восстановление или компенсацию утраченных или нарушенных функций организма. Реабилитация охватывает медицинский, психолого-педагогический и социальный аспекты.В последнее время наблюдается растущий интерес специалистов, занимающихся танцевально-двигательной терапией, к работе с детьми и семьями. Особенно востребованным направлением становится использование хореографических занятий в реабилитации и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. По мнению Е.О. Гагула, хореографические занятия дают ребенку с особенностями развития, в первую очередь, физическую пользу: укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают работу сердечно-сосудистой и кровеносной систем, способствуют формированию правильной осанки [1, c. 141]. Хореография также оказывает и мощное психоэмоциональное воздействие и помогает детям лучше почувствовать и осознать свое тело, развивает координацию и сенсомоторику, способствует снижению внутреннего напряжения и усталости. Благодаря выразительным движениям, танец становится средством самопознания, что в свою очередь формирует уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и повышает самооценку ребенка.Эмоциональное развитие детей с ОВЗ имеет свои специфические трудности, которые неблагоприятно сказываются на их способности адаптироваться к социальной среде. По мнению Е.В. Леоновой, у детей с ОВЗ часто наблюдаются нарушения в установлении межличностных контактов и возникают затруднения в процессе общения [3, c. 11]. В связи с этим становится особенно важным найти эффективные подходы, методики и средства, направленные на формирование и коррекцию эмоциональной сферы у детей с различными формами ментальных и физических отклонений.Современные достижения в области коррекционно-развивающей педагогики и лечебной физической культуры предоставляют педагогу-хореографу широкий арсенал эффективных методик и средств, направленных на поддержку и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В первую очередь, могут быть использованы адаптированные упражнения, подвижные и музыкально-ритмические игры, элементы дыхательной и релаксационной гимнастики – все это позволяет компенсировать отдельные дефициты в моторике, координации, мышечном тонусе и эмоциональной регуляции. Особое внимание в работе уделяется корректному отбору нагрузки. Как отмечает Н.Ф. Спинжар, при обучении элементам классического танца, который способствует формированию осанки, дисциплины тела и пространственной ориентации, важно избегать перегрузок, способных негативно повлиять на физическое и психоэмоциональное состояние ребенка [5, c. 78].Обязательным элементом в программе хореографической подготовки является классический тренаж, включающий упражнения на развитие опорно-двигательного аппарата, укрепление мышц, улучшение координации, а также тренировку дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Комплексное воздействие помогает не только физически оздоровить ребенка, но и повысить его жизненный тонус, выносливость и уверенность в себе. Кроме классического танца, каждый хореографический стиль содержит собственную тренировочную систему, направленную на развитие физических и психических качеств ученика. Поэтому работа педагога-хореографа с детьми с ОВЗ требует глубокого понимания индивидуальных особенностей ребенка, постепенности и грамотной организации всего учебно-тренировочного процесса, с акцентом на здоровье и психоэмоциональное благополучие.Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья посредством хореографии осуществляется в специализированных школах, детских садах, реабилитационных центрах, учреждениях дополнительного образования и инклюзивных хореографических студиях. Данные занятия становятся частью комплексной коррекционной работы, включающей адаптированные физические упражнения, элементы классического танца, ритмики и музыкально-двигательной терапии. Основной задачей является не только физическое развитие ребенка, но и формирование уверенности в себе, улучшение психоэмоционального состояния и социализация.Согласно исследованию Е.В. Егоровой, М.П. Фроловой, в качестве методов используются танцевально-двигательная терапия, игровые танцевальные упражнения, элементы классического тренажа, музыкально-ритмическая гимнастика, а также участие в сценических постановках [2, c. 54]. Хореография помогает укрепить мышцы, развить координацию, улучшить осанку и дыхание, а также снять эмоциональное напряжение. Танцевально-двигательная активность оказывает комплексное воздействие на развитие детей с особыми образовательными потребностями, способствуя укреплению физического здоровья, улучшению психоэмоционального состояния и социализации. Через движение под музыку ребенок учится осознавать и контролировать свое тело, развивает двигательную координацию, снимает мышечное и эмоциональное напряжение. Танец становится безопасной формой самовыражения, помогает справляться с тревожностью, замкнутостью, а также развивает навыки взаимодействия с другими детьми, что особенно важно для формирования адаптивного поведения и включения в социум.Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что хореографические занятия зарекомендовали себя как эффективный интегративный метод в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Они объединяют элементы физической культуры, музыки и художественного творчества, что позволяет комплексно воздействовать на физическое и психическое развитие ребенка. Регулярные занятия улучшают крупную и мелкую моторику, развивают чувство ритма и пространственную ориентацию, формируют эмоциональную устойчивость, а также способствуют раскрытию творческого потенциала. Кроме того, групповые формы работы способствуют развитию коммуникативных умений, уверенности в себе и положительной самооценки, что делает хореографию ценным ресурсом в системе реабилитации и инклюзивного образования.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Бурмака Т.А. РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ ПОСРЕДСТВОМ ХОРЕОГРАФИИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 868 - 874. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23991 (дата обращения: 12.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*