'
Бусова О.И., Будницкая Т.А.
МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ ЭСТРАДНОГО ПЕВЦА *
Аннотация:
в статье рассматривается сущность сценического волнения эстрадного певца, анализируются основные тревожные проявления, фазы и симптоматика волнения, предлагаются методы и технологии его преодоления. Приводятся примеры методов и технологий, направленных на мышечное расслабление, работу с диафрагмальным дыханием и нейтрализацию страхов.
Ключевые слова:
эстрадный певец, артистическая деятельность, сценическое волнение, сцена, тревожность, артист, концерт
Деятельность эстрадного певца напрямую связана с публичными выступлениями и взаимодействием со зрителем, что нередко вызывает волнение даже у профессиональных исполнителей с большим опытом работы. Причиной этому могут быть собственные страхи, перфекционизм, высокий уровень ответственности перед публикой, повышенный уровень личностной тревожности вокалиста. Волнение в данном случае может носить разную симптоматику и характер проявлений, с которой певцу так или иначе придется справляться, применяя различные методы и технологии его преодоления.В рамках исследования целесообразно рассмотреть понятия «волнение» и «сценическое волнение» в различных научных источниках. С.А. Кузнецов дает следующее определение понятию «волнение»: «Движение волн на водной поверхности. На море. Состояние нервного возбуждения, вызванного ожиданием чего-либо нового, предчувствием чего-либо неизвестного. Сильное беспокойство, чувство тревоги» [3].Н.Ф. Абрамов, в свою очередь, утверждает, что волнение – это горячность, тревога [1].Относительно сценического волнения интересно мнение Е.С. Рыжовой, которая поясняет, что «это психологическое состояние, возникающее в процессе публичного выступления, одна из разновидностей эмоциональных состояний <…> Волнение является страхом, поэтому человек впадает в волнение бессознательно. Сценическое волнение – это страх сцены» [7].Таким образом, под сценическим волнением следует понимать эмоциональное состояние эстрадного певца, проявляющееся как тревога или беспокойство и содержащее в своей основе страх, и возникающее в процессе выступления или перед ним.Стоит отметить, что страхи являются защитным механизмом психики, которая использует инстинкт самосохранения, чтобы выжить. В деятельности эстрадного певца страхи могут быть связаны с несколькими аспектами – физиологический, психологический и социальный. На наш взгляд, физиологические страхи заставляют эстрадного певца беспокоиться перед выступлением о своем самочувствии, которое может ухудшиться во время номера. Особенно это проявляется у тех исполнителей, которые столкнулись с потерей сознания на сцене или увеличением симптоматики, когда весь фокус внимания направляется на организм. Мысли артиста в этот момент «крутятся» вокруг физиологии: «А что, если возникнут проблемы с животом? А если я споткнусь и упаду? А вдруг снова потеряю сознание?». Психологический аспект сценического волнения связан с личностными и индивидуальными характеристиками певца – уровнем тревожности, наличием перфекционизма и стремления к идеальности, низкая саморегуляция и негативный опыт. Так, вокалист с высоким уровнем тревоги даже спустя много лет будет сталкиваться со сценическим волнением и его проявлениями, и это является особенностью психики конкретного исполнителя. Могут возникать руминации, то есть, навязчивые мысли по поводу своего внешнего вида, голосовых и тембровых особенностей. Социальный аспект сценического волнения подразумевает страхи, связанные с боязнью ошибок, негативной обратной связи от зрителей, то есть, социального отвержения. В данном случае артист нередко мучается мыслями о своем соответствии зрительским ожиданиям, неопределенности и непредсказуемости реакции слушателей. Следовательно, все эти страхи нередко представляют собой метафорическую гору взаимосвязанных препятствий, возникающую перед выступлением в психике у артиста. Тревога нарастает, и запускается замкнутый круг, проиллюстрированный А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой [с. 10]:Рисунок 1. Механизм «замкнутого психологического круга»по А.В. Микляевой, П.В. Румянцевой.Так называемый «тревожный механизм» работает следующим образом – во время выступления тревога снижает эффективность певца, что вызывает самокритику и оценочные суждения в адрес исполнителя с личностной тревожностью, это закрепляет правомерность тревоги. Например, вокалист, переживающий беспокойство и волнение перед началом и во время номера, забывает текст песни и получает негативные отзывы от публики. В этом случае артист убеждается, что волнение было не напрасным, поэтому перед следующим выступлением тревожные проявления не только повторятся, но и, с большой вероятностью, усилятся.Поскольку сценическое волнение напрямую связано с тревогой, выделим наиболее частые ее проявления: напряжение (мышечные зажимы, «каменные» руки или ноги), озабоченность, беспокойство, навязчивые мысли, раздражительность, ощущение опасности и незащищённости, беспомощность, страх (неудачи, предчувствие ужасного события), учащение сердцебиения, тремор рук, повышение артериального давления, повышенная возбудимость и «лихорадочные» ощущения, нарушения сна и бессоница, отсутствие аппетита и другие. Все эти проявления могут преследовать певца задолго до выступления, в связи с чем целесообразно рассмотреть несколько фаз волнения, представленные на рисунке 2:Рисунок 2. Фазы сценического волнения.Предконцертная фаза начинается с момента узнавания артиста о предстоящем выступлении и может занимать до полугода, в зависимости от обстоятельств. Наиболее частыми проявлениями волнения на этом этапе являются озабоченность и беспокойство в связи с будущей подготовкой, подбором программы или композиции для исполнения. Концертная фаза, как правило, характеризуется физиологическими проявлениями – тремором, учащением сердцебиения. Эти черты волнения наступают непосредственно в день выступления. Фаза перед началом выступления – это период времени, начинающийся за несколько минут до выхода, тревожная симптоматика становится сильнее. После-концертная фаза нередко продолжается еще несколько суток, артисты отмечают сильное мышечное расслабление, проявляющееся в «непослушании» тела. Так, методы и технологии преодоления сценического волнения должны подбираться эстрадным певцом с учетом выше указанной индивидуальной тревожной симптоматики и фазы.Исходя из психологической основы волнения артиста, нами подобраны методы и технологии, позволяющие преодолеть негативные проявления на различных фазах:1. Аутогенные тренировки. Этот метод направлен на восстановление динамического равновесия организма за счет нейтрализации стресса и обретения спокойствия [2]. В данном случае за основу берется самовнушение специальных формул, воздействующих на внутренние процессы и поочередно расслабляющих определенные группы мышц. Приходит в норму артериальное давление, улучшается кровоснабжение, в связи с чем артист может преодолеть волнение в предконцертной, концертной фазе и перед выходом на сцену. Продолжительность тренировки – 10-15 минут.2. Регулирование дыхания. На сегодняшний день существует множество техник, позволяющих регулировать собственное самочувствие с помощью дыхательных упражнений. Например, для успокоения нервной системы может использоваться техника «Воздух». Необходимо положить одну руку на грудь, а другую на живот, чтобы ощущать движение задействованных частей тела. В течение 5 минут требуется медленно и глубоко вдыхать, а затем выдыхать воздух через нос, ощущая, как он заходит в ноздри, движется через носоглотку, опускается вниз и заполняет легкие, а затем возвращается тем же путем наружу. Артисту необходимо сконцентрироваться на ощущениях. Дыхательные упражнения можно включать в свой распорядок дня на любом этапе или вовсе сделать постоянной частью жизни для повышения уровня саморегуляции. Продолжительность упражнений – от 5 до 15 минут.3. Нейтрализация страхов. Поскольку волнение и тревожная симптоматика нередко связаны со страхами, артист может использовать специальные упражнения с применением визуализации, то есть, представления тех или иных ситуаций, событий и обстоятельств. К таковым относятся мотивационно-обусловленная методика и позитивное программирование из труда М. Фрейд «Примирить душу и тело» [9]. Текст для упражнения может быть записан артистом предварительно в голосовом варианте, чтобы фокус внимания был направлен на визуализацию, а не на воспоминание инструкции. Продолжительность – от 5 до 15 минут.Таким образом, выше представленные методы, на наш взгляд, являются наиболее подходящими для преодоления сценического волнения, которое связано с особенностями психики, уровнем саморегуляции, самоконтроля и индивидуальными качествами исполнителя.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Бусова О.И., Будницкая Т.А. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ВОЛНЕНИЯ ЭСТРАДНОГО ПЕВЦА // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 875 - 882. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23992 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*