'
Вальц А.А., Кундиус В.А.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ: ДЕЛОВЫЕ СИМУЛЯЦИИ И ИГРЫ *
Аннотация:
в работе исследуется роль деловой игры как активного метода обучения в современном образовании. Деловая игра рассматривается как средство моделирования профессиональных ситуаций, которое способствует развитию творческих способностей и профессиональных компетенций студентов. В статье обсуждаются различные аспекты деловой игры, включая её структуру, механизмы и педагогическую функцию. Особое внимание уделяется важности глубокого понимания сути деловой игры и её организации для достижения максимальной пользы для студентов. Также рассматриваются различные трактовки термина «деловая игра» и его применение в различных сферах, таких как экономика, политика, социология и другие. В заключение делается вывод о том, что деловая игра является эффективным методом обучения, который позволяет преодолеть разрыв между обучением и профессиональной деятельностью.
Ключевые слова:
деловая игра, активные методы обучения, профессиональные навыки, симуляционная модель, профессиональная деятельность, образовательный процесс, моделирование
профессиональные компетенции, творческий потенциал, студент..В современном образовании особое внимание уделяется развитию творческого потенциала личности. Для этого применяются активные методы обучения, которые стимулируют познавательный интерес к предмету и позволяют выстроить учебный процесс, приближенный к профессиональной деятельности.Современные требования диктуют необходимость мотивировать студентов проявлять интерес к изучаемым темам. Важно, чтобы они научились концентрироваться на предстоящей работе и эффективно решать производственные задачи.В дидактике последних лет активно обсуждается идея активного обмена знаниями между учащимися, которая приобрела статус закона о развитии самостоятельности и активности студентов в познавательной деятельности. Реализация этого закона требует разработки и внедрения новых методов обучения.Деловая игра, как форма обучения, представляет собой средство моделирования различных профессиональных ситуаций. Она имитирует социальные и профессиональные отношения, характерные для конкретной деятельности. Деловая игра рассматривается как метод поиска новых решений и эффективного обучения, поскольку она преодолевает разрыв между абстрактным характером учебного заведения и реальной профессиональной деятельностью.Особое внимание следует уделить педагогической функции деловой игры. Она играет важную роль в формировании субъективных и социальных аспектов будущей профессиональной деятельности студентов. Деловая игра позволяет создавать имитационные ситуации, которые способствуют развитию профессиональных навыков и компетенций более эффективно, чем традиционные методы обучения.Для того чтобы деловые игры были максимально полезными, необходимо глубоко понимать их суть и организовывать их таким образом, чтобы они раскрывали потенциал студентов.Рис. 1. Деловая игра в процессе. Термин «деловая игра» вызывает дискуссии из-за своей многогранности. На сегодняшний день наиболее распространенным пониманием стало восприятие деловой игры как сферы профессиональной деятельности и научно-технических знаний. Однако существует и другая трактовка — как имитационного эксперимента. Деловую игру также определяют как метод обучения, исследования и решения практических задач. Однако все эти аспекты недостаточно отражены в существующих определениях бизнес-игры.Важно отметить, что деловая игра является эффективным методом обучения. Она позволяет преодолеть разрыв между обучением и профессиональной деятельностью, объединяя эти два аспекта через симуляцию.Бизнес-игра — это групповое упражнение, направленное на разработку последовательности решений в искусственно созданных условиях, которые имитируют реальные производственные ситуации.Сегодня симуляции и деловые игры широко применяются в различных сферах. Они особенно популярны в экономике и политике, но также используются в социологии, экологии, менеджменте, образовании, градостроительстве и истории.Основная цель симуляционных игр — профессиональная подготовка специалистов. Они также применяются для решения исследовательских задач и прогнозирования, а также для тестирования планируемых инноваций. В последнее время симуляционные игры становятся эффективным способом общения между специалистами разных областей, превращаясь в особый язык будущего.Рис. 2. Бизнес симуляции способствуют развитию способностей. В каждой сфере деловая игра имеет своё название. Например, в экономике её часто называют бизнес-игрой, менеджментом или операциями. В градостроительстве используется термин «симуляционная игра». На Западе наиболее распространён термин «игровая имитация». Однако мнения экспертов по поводу терминологии различаются.Термин «симуляция» или «симуляционная игра» определяется несколькими ключевыми особенностями. Во-первых, моделирование заменяет прямой эксперимент, где вместо реальных объектов используются макеты. Например, в социальных науках часто применяются имитационные модели машин. Этот подход позволяет формализовать модель исследуемой системы.Деловая игра основана на симуляционной модели, которая реализуется через действия участников. Студенты, например, могут играть роли административных служащих или политиков и должны выполнять задачи, соответствующие их ролям. В зависимости от содержания игры, они могут участвовать в экономической, управленческой или политической симуляции.Важно отметить, что деловые игры и симуляционные игры — это серьёзные упражнения для взрослых, направленные на обучение определённым навыкам, а не на развлечение. Их следует отличать от других активных методов обучения и социально-психологических методов.Иногда термин «деловая игра» используется некорректно. Например, ролевые игры или групповые дискуссии могут быть ошибочно отнесены к этой категории, хотя они представляют собой совершенно разные методы обучения.Одной из серьёзных проблем является недостаток эмпирических данных и чётких критериев для классификации деловых игр и симуляционных практик. Попытки классификации часто основываются на перечислении методов, которые сложились в различных научных областях, или на квазиэкотеологических подходах.Отличительной чертой деловой или симуляционной игры является наличие симуляционной модели, что отличает её от организационных и ролевых игр, где такие модели не создаются.Является ли данный знак официальным или конституционным элементом метода? Определяет ли сущность метода наличие симуляционной модели? Для ответа на этот вопрос необходимо понять психологическую основу концепции симуляционной модели и ее роль в организации человеческой деятельности.С точки зрения психологии, моделирование можно рассматривать как заметную систему активности, структурированную по определенным правилам и техникам. Эта активность должна быть представлена в определенной материальной форме.Создание деловой игры требует серьезной работы, включающей учет всех нюансов ее структуры и содержания. Это включает глубокий анализ норм, регулирующих профессиональную деятельность. Разработчик должен вникнуть в суть выбранной деятельности, разобраться во всех ее тонкостях и механизмах, чтобы создать игру, максимально приближенную к реальным профессиональным условиям. В большинстве случаев сценаристам приходится проводить глубокое исследование для достижения достоверного результата при создании деловой игры для студентов.Если игра основывается на симуляционной модели, игрок должен тщательно изучить ее для лучшего понимания. Такой подход позволяет создать четкую регуляцию правил и действий во время игры.Во время деловой игры принимается, что материал не оказывает сопротивления. Студенты погружаются в созданную реальность и социальное пространство, проектируемое ведущим, и должны верить в представленные условия сценария игры для ее успешного проведения.Существует мнение, что во время игры участники имеют полную свободу действий. Однако в деловой игре это не так. Она имеет строго определенную структуру и механизмы. Участникам предлагается решить жизненную ситуацию с помощью определенных инструментов и приемов, приемлемых для данной деятельности. Игровая модель может быть даже сложнее реальной жизненной ситуации, так как в реальности можно отказаться от принятия решения или вести себя не совсем честно, тогда как в игре такие возможности отсутствуют.Деловая игра представляет собой сложную и проработанную учебную модель для студентов. Она позволяет студентам погрузиться в жесткие рамки регламентированной деятельности, что дает возможность проработать множество различных профессиональных ситуаций. Это способствует получению структурированного и полного профессионального образования в современном мире.Рис. 3. Этапы деловой игры.Исследователи выделяют различные критерии для классификации деловых игр, помимо типа практики и целей. Например, классификация Л.В. Ежовой включает следующие критерии:По времени проведения:без ограничения времени,с ограничением времени,игры в реальном времени,игры с сжатым временем.По оценке деятельности:балльная или иная оценка деятельности игрока или команды,отсутствие оценки того, кто как работал.По конечному результату:жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила,свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила разрабатываются для каждой игры, участники работают над решением неструктурированной задачи.По конечной цели:обучающие – направлены на приобретение новых знаний и закрепление навыков участников,констатирующие – конкурсы профессионального мастерства,поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.Также используются следующие характеристики для классификации игр бизнес-образования:степень формализации процедуры игры («жесткие» и «свободные» игры),наличие или отсутствие конфликтов в сценарии (бизнес-игры в кооперативных ситуациях, конфликтные ситуации с несогласованными соперничествами, конфликтные ситуации со строгим соперничеством между игроками),уровень задач (первый уровень – обнаружение и представление задач, которые необходимо решить при анализе конкретной игровой ситуации, второй уровень – привлечение студентов к совместному размышлению и активному поиску путей решения поставленных вопросов),степень участия учащихся в подготовке бизнес-игр (игры с домашними заданиями и без них),длительность процедуры игры (многоминутные мини-игры, многосуточные игры),тип моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игровые тренировки),тип игры: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия,процедуры передачи и обработки информации (с использованием текстов, компьютеров и т.д.),динамика смоделированных процессов (игры с ограниченным количеством ходов, с неограниченным количеством ходов, саморазвивающиеся),тематическая направленность и характер решаемых проблем (игры тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам, игры функциональные, имитирующие реализацию отдельных функций или процедур управления, игры комплексные, моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом).
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Вальц А.А., Кундиус В.А. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИКИ: ДЕЛОВЫЕ СИМУЛЯЦИИ И ИГРЫ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 883 - 892. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23993 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*