'
Гордон Е.А.
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
статья посвящена актуальной проблеме формирования универсальных учебных действий у младших школьников. Исследуется роль проектной деятельности, организованной классным руководителем, в развитии ключевых компетенций, необходимых для успешной учебы и адаптации в современном обществе. В статье анализируются существующие теоретические подходы к формированию УУД, рассматриваются преимущества проектного метода, а также предлагаются практические рекомендации для организации и проведения проектной деятельности в начальной школе.
Ключевые слова:
традиционные методы, развитие, УУД, ЗБР, проектная деятельность
Современная начальная школа ставит перед собой очень амбициозную и значимую цель — не просто передать детям накопленные знания, а заложить у них фундамент универсальных учебных действий (УУД). Эти действия необходимы для того, чтобы учащиеся могли успешно адаптироваться и эффективно действовать в условиях стремительно меняющегося мира, осваивая новые знания не формально, а через активное, осознанное участие в учебном процессе. В этом контексте проектная деятельность, которую организует классный руководитель, выступает одним из наиболее эффективных и современных инструментов, способствующих развитию ключевых компетенций младших школьников.Если обратиться к истории, то до начала 2000-х годов образовательный процесс в основном был сосредоточен на традиционных методах обучения, где акцент делался на запоминании и воспроизведении фактов. Концепция универсальных учебных действий тогда не была широко известна и внедрена. Основателями идей, которые впоследствии легли в основу этой концепции, считаются выдающиеся педагоги и ученые — А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и Л.С. Выготский. Макаренко, к примеру, развивал идеи воспитания личности через совместную деятельность в коллективе, основываясь на формировании чувства ответственности и самостоятельности у детей. В своих трудах он уже закладывал элементы проблемного обучения — форматы, при которых ребёнок не просто получает готовый ответ, а активно вовлекается в процесс познания через поиск решений. В.А. Сухомлинский высветил важность личностного становления ребёнка, делая особый акцент на гармоничном сочетании учебных и внеучебных активностей, что содействовало всестороннему развитию школьников. Л.С. Выготский ввёл концепцию «зоны ближайшего развития», в которой объяснил, насколько важно организовывать обучение так, чтобы ребёнок постепенно переходил от состояния «учащегося» к состоянию «самостоятельно мыслящего и действующего ученика». Эти учёные проложили фундамент для понимания роли деятельности и активного участия в обучении, однако они не конкретизировали понятие универсальных учебных действий.В 2000-х годах сформировалась и была официально внедрена концепция универсальных учебных действий, которая объединила различные виды действий: познавательные (умение извлекать и применять знания), регулятивные (организация собственной деятельности), коммуникативные (взаимодействие с окружающими) и личностные (мотивация и ценности). Они стали рассматриваться как ключевые умения, необходимые для успешного обучения и жизни в современном обществе, который характеризуется постоянными изменениями и высокой динамикой. Новейшие исследования и педагогические практики всё активнее поддерживают использование проектной деятельности как одного из самых эффективных способов формирования УУД. Современные учёные и педагоги, такие как Л.В. Антакова, А.Г. Асмолов (один из непосредственных разработчиков концепции УУД), Г.А. Цукерман и Е.А. Ямбург, активно изучают и внедряют проектные методы, развивают новые методики, дают практические рекомендации и анализируют результаты внедрения проектной деятельности в начальной школе. Это позволяет постоянно совершенствовать практику обучения, делая её более осмысленной, творческой и ориентированной на личностный рост ребенка.Особое значение организация проектной деятельности приобрела с введением федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО). В основе этих стандартов лежит деятельностный подход, который предполагает обучение через активное, творческое участие учеников в разнообразных видах деятельности, а не пассивное восприятие информации. Проектная деятельность объединяет и развивает разные типы активности младших школьников — игровую, познавательную, творческую и созидательную — что делает её особенно привлекательной и эффективной для использования педагогами на практике. Реализация проектов способствует формированию у детей умения работать в команде, ставить перед собой цели, планировать свои действия, анализировать результаты и делать выводы.Вовлечение младших школьников в проектную деятельность позволяет педагогам решать одну из ключевых задач ФГОС — формирование универсальных учебных действий у обучающихся, что является фундаментом для успешного усвоения учебного материала и дальнейшего саморазвития ребёнка на всех этапах образования и жизни. Проектная деятельность становится площадкой, где дети развивают не только интеллектуальные, но и социальные, коммуникативные и личностные качества, формируют в себе устойчивую мотивацию к учению и самореализации.Определение проектной деятельности классного руководителя в начальной школе максимально ёмко отражает её суть как процесса организационного и педагогического руководства классом. Цель такого руководства — обеспечить условия для активного освоения окружающего мира, помочь детям адаптироваться к разным жизненным ситуациям, научиться самостоятельно мыслить, работать в коллективе и ставить перед собой реальные задачи. Важной частью этого процесса является вовлечение обучающихся в социальные и образовательные проекты, направленные не только на учебные результаты, но и на воспитание, развитие творческих способностей, формирование навыков самореализации и самодисциплины. Кроме того, проектная деятельность подразумевает взаимодействие с родителями, что делает воспитательную и образовательную работу более комплексной и результативной.Метод проектов ориентирован не столько на простое запоминание готовых фактов, сколько на освоение навыков их практического применения, а также на приобретение новых знаний и умений. Главная суть метода заключается не только в постановке и осмыслении конкретной проблемы, но и в самом процессе её изучения и успешного разрешения. Этот процесс включает несколько важных этапов: чёткую постановку целей, разработку подробного плана действий, формулирование рабочей гипотезы или общего замысла, распределение обязанностей среди участников, особенно при коллективной работе, а также активное и тесное сотрудничество всех участников проекта.Как итог проектной деятельности должен появиться конкретный и осязаемый продукт. Это может быть оригинальное решение теоретической задачи или практическое достижение, готовое для применения на практике, внедрения и использования в дальнейшем.Метод проектов отличается выраженным личностно-ориентированным подходом, поскольку он стимулирует активность каждого ученика, способствует развитию навыков эффективного командного взаимодействия, учит самостоятельно формулировать мысли, четко представлять свою позицию и критически анализировать свои действия. Он помогает формировать самостоятельное мышление, навыки принятия решений и ответственности за результат, а также развивает инициативность и творческий подход к решению поставленных задач.Проектная деятельность включает четыре основных этапа: погружение в тему проекта, организация деятельности, непосредственное выполнение проекта и презентация полученных результатов.На первом этапе учитель проводит организационную подготовку — создаёт комфортные условия, проверяет готовность учеников к работе, предлагает возможные темы для проекта и ведёт обсуждение для выбора темы совместно с учащимися. Например, на уроках окружающего мира школьники вместе с педагогом создавали стенгазету на тему «У нас нет запасной планеты». Для повышения уровня знаний и мотивации проводился классный час, включавший видеоролики, викторины и игры-эстафеты, посвящённые экологии и её важности.На втором этапе педагог организует группировку учеников, проводит распределение задач между членами группы и помогает подготовить необходимые материалы, особенно экологичные. В ходе этого процесса учащиеся развивают навыки самостоятельного исследования, поиска информации, анализа данных, собранных на классном часе, и используют свои уже имеющиеся знания для выполнения проекта.Контрольный или третий этап — важный момент оценки проделанной работы. В данном случае проводилось итоговое мероприятие с участием жюри, где представители каждого класса защищали свои проекты. Учащиеся рассказывают о ходе работы, целях и задачах проекта, подчеркивая важность экологического воспитания и участия в интеллектуальных мероприятиях. Это способствует развитию творческого потенциала, самостоятельности и креативности младших школьников.Этап рефлексии завершает проект, когда команды получают памятные подарки и грамоты, что служит мотивацией для улучшения будущих проектов и помогает формировать универсальные учебные действия.Таким образом, проектная деятельность способствует развитию универсальных учебных навыков, самостоятельной работы, сотрудничества и творческого мышления учащихся. Метод проектов развивает умение эффективно искать, анализировать и интерпретировать информацию, реализует гуманистический подход в обучении и способствует формированию творческой, инициативной личности, готовой к реализации своих идей и самосовершенствованию.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Гордон Е.А. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 915 - 921. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23997 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*