'
Дегтярева Е.А.
МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ПЕНИЮ *
Аннотация:
статья посвящена актуальным аспектам обучения эстрадному вокалу подростков с учетом возрастных особенностей. В работе производится анализ психолого-физиологических особенностей подростков, а также выделяются методы развития певческих навыков подростка в условиях прохождения пубертатного периода и после его окончания.
Ключевые слова:
эстрадный вокал, вокальные навыки, психология подростка, пубертат, вокальный диапазон
Эстрадная музыка в настоящее время все больше и больше привлекает внимание подрастающего поколения своей эмоциональностью, красочностью сценического перевоплощения, доступностью восприятия. Эстрадное пение стало одним их популярнейших видов певческой деятельности, сочетающих в себе различные стили и направления, создавая богатую палитру образов. Особенно точно современное вокальное искусство соответствует интересам подростков. Пение не только приносит исполнителю удовольствие, но и развивает дыхательную систему, воображение, память, музыкальный слух, обогащает духовный мир. Для развития, поддержания и закрепления навыков, которые включает в себя эстрадное исполнительство, вокалисту необходимо регулярно заниматься как в классе под руководством педагога, так и самостоятельно. В настоящее время подростков привлекает не только совершенствование своих вокальных навыков из-за востребованности и популярности эстрадного искусства, но и возможность участия в различных концертных программах, конкурсах, телевизионных проектах. Это свидетельствует о том, что актуальность обучения эстрадному вокалу подростков активно возросла. Обучение эстрадному вокалу подростков требует особенного внимательного подхода к возрастным особенностям развития голосового аппарата, к индивидуальным вокальным способностям ученика и к его восприятию мира. Применение различных методик преподавания, формирование индивидуального внимательного подхода в общении с подростком и его обучении являются основополагающими аспектами в ходе построения учебного процесса. Подростковый период – один из самых сложных этапов в развитии ребенка, являющийся переходом из детского в юношеский возраст. Этот этап в жизни человека отличается от остальных происходящими кардинальными изменениями физического, умственного, психологического и социального характера одновременно. Отметим, что этот период считается самым эмоционально-неустойчивым и тяжелым.В период пубертата весь организм подростка подвержен быстрому и неравномерному развитию. Эти изменения происходят и в голосообразующих органах. К данным изменениям относится активный рост гортани с голосовыми связками. Поэтому главной задачей педагога является охрана голоса ученика. Для формирования вокальных навыков у подростков применяются различные методы. Важным фактом в вокальном развитии подростка является постепенность. Данный процесс непростой и длительный. Следует отметить, что первостепенной задачей вокалиста необходимой для освоения является постановка вокального дыхания. Педагогу необходимо обучить начинающего вокалиста основам певческого дыхания и закрепить данный навык, потому как от него непосредственно зависит сила голоса, качество и стабильность звучания. Правильно поставленное дыхание способствует предотвращению травм голосового аппарата и укрепляет лёгкие. Процесс постановки вокального дыхания непростой и «требует первое время сильного напряжения, но зато и результаты получаются быстрые и верные» [3, с. 74].Фонетический метод также не менее важен в процессе развития начинающих вокалистов в классе эстрадного вокала. Формирование правильной, четкой артикуляции оказывает положительное воздействие на развитие исполнителя. Артикуляционная разминка безопасна для голоса даже в период пубертата, ее следует выполнять каждодневно. Вокальные упражнения и распевки на развитие различных возможностей голоса возможны при условии, что в данный период организм подростка не подвержен серьезным мутационным изменениям и при отсутствии соответствующих противопоказаний. При работе с подростком педагогу, в первую очередь, необходимо обращать внимание на физические возможности ученика и его эмоциональное состояние. Существуют различные методы развития диапазона, сглаживания регистров вокалиста. Но применять их на практике в работе с подростком можно только в домутационный период или же при условии мягко протекаемой мутации, что характерно для большинства девочек. Расширять диапазон, работать с его верхними и нижними границами мальчикам в период мутации не рекомендуется, так как можно нанести серьезный вред неокрепшему голосовому аппарату. В данный период мальчикам следует обратить внимание на развитие дыхания, работу артикуляционного аппарата, расширение музыкального кругозора, обучение музыкальной грамоте и, при желании, освоение музыкальных инструментов. В работе с девочками-подростками педагогу нужно быть внимательнее к их внутренним ощущениям. При возникновении дискомфорта необходимо незамедлительно прекратить выполнение упражнений и постараться выявить причины, спровоцировавшие данное состояние. Одним из наиболее безопасных и действенных приемов, положительно влияющих на развитие диапазона, является “субтон”, взятие нижних нот с придыханием.Необходимо отметить, что исполнитель в процессе обучения эстрадному пению должен добиться максимально сглаженного звучания грудного и головного регистров. Как заметила Л. Р. Сёмина, необходимо «соединение двух резонаторов воедино в области рта в единый, грудо-головной звук» [4, с.9]. Следствием этого соединения является образование смешанного, микстового звучания. Начинать упражнения на развитие микстового звучания нужно начиная с примарной, удобной зоны для вокалиста и постепенно расширяясь вверх и вниз так, чтобы единое звучание сохранялось на протяжении всего диапазона. В работе с вокалистом-подростком отметим полезным метод “пения в речевой позиции” Сета Риггса. Главная задача данного метода заключается в том, чтобы научить вокалиста петь в удобной и комфортной позиции, как и во время разговора. Данная методика включает в себя большое количество упражнений на развитие вокальных способностей исполнителя, которые нельзя оставить без внимания. В заключении статьи, отметим, что в настоящее время музыка эстрады и эстрадное пение, в особенности, все больше привлекает внимание молодёжи и подростков. Развитие музыкальных и артистических способностей, а также охрана голоса подростка в пубертатный период являются самыми главными задачами педагога в процессе обучения эстрадному вокалу в период взросления обучающегося. В статье произведен анализ различных методов преподавания эстрадного вокала подросткам, включая постановку вокального дыхания, работу над артикуляцией, отмечены особенности развития диапазона и методы сглаживания регистров у подростков в пубертатный период.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Дегтярева Е.А. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОКАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЭСТРАДНОМУ ПЕНИЮ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 922 - 926. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/23998 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*