'
Жукова М.М.
СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ *
Аннотация:
в статье рассматривается проблема снижения познавательной активности школьников на уроках математики, особенно в 6 классе, где начинается изучение более абстрактных понятий. Автор указывает на факторы, влияющие на снижение интереса к предмету, такие как сложность материала, отсутствие связи с реальной жизнью, однообразие методик преподавания и страх перед ошибками. Для повышения познавательной активности предлагается использовать различные методы и подходы: игровые технологии, проблемное обучение, проектная деятельность, использование информационных технологий, дифференцированный подход, создание ситуации успеха.
Ключевые слова:
урок математики, познавательная активность, обучение
Одним из ключевых и важных предметов в школьной программе является математика. Уроки математики способствуют формированию у обучающихся аналитических умений и логического мышления. Однако многие школьники испытывают проблемы в изучении математики и вследствие этого теряют интерес к предмету. Происходит снижение познавательной активности обучающихся. Для повышения мотивации и активности школьников педагогам необходимо искать и внедрять новые подходы обучения математике в образовательный процесс. Исследователи в области педагогики А.Д. Омарова и С.В. Федорчук отмечают, что особое внимание в вопросах повышения познавательной активности необходимо уделять обучающимся шестых классов, так как именно на этом этапе на уроках математики школьники начинают изучать более абстрактные понятия [6, с. 134].Низкая познавательная активность на уроках математики в 6 классе может быть вызвана следующими факторами:- сложность учебного материала,- незнание основ математики,- отсутствие взаимосвязи между изучаемым материалом и реальной жизнью,- однообразие методик преподавания и отсутствие интерактивности,- страх перед ошибками и критикой со стороны учителя или сверстников.Данные факторы могут привести к снижению познавательной активности, потере интереса к предмету, ухудшению успеваемости.Чтобы повысить познавательную активность обучающихся 6 классов на уроках математики, мы предлагаем педагогам внедрить в образовательный процесс следующие методы:Игровые технологии. Игры на уроке математики помогают создать атмосферу соревнования и интереса, что способствует повышению познавательной активности обучающихся. Выдающийся ученый Л.С. Выготский считал, что игра имеет важное значение в развитии обучающихся разных возрастных групп. Отечественные педагоги и психологи Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов отмечали, что игровые технологии в образовательном процессе относятся к развивающему обучению [4, с. 64]. Игры могут быть использованы для закрепления материала, повторения правил и формул, а также для развития логического мышления и умения работать в команде.Проблемное обучение. Кандидаты педагогических наук М.А. Гончарова и Н.В. Решетникова отмечают, что в рамках современного компетентностного подхода к обучению, предполагающего активное вовлечение учащихся в образовательный процесс, метод проблемного обучения приобретает всё большую популярность среди педагогов [2, с. 97]. Проблемное обучение стимулирует мыслительную деятельность и творческий потенциал обучающихся. Оно предполагает постановку вопросов и задач, которые требуют поиска нестандартных решений. Это помогает обучающимся 6 классов понять практическую ценность математических знаний и их применение в реальной жизни.Проектная деятельность. Выполнение проектов на уроках математики даёт возможность ученикам использовать полученные знания и умения на практике. В процессе работы над проектом школьники учатся находить информацию, анализировать и обобщать данные. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми, что помогает развивать навыки общения и способности к командной работе. Педагог Л.Н. Волкова отмечает, что главная задача, стоящая перед учителем во внедрении проектной деятельности в образовательный процесс, заключается в развитии личности обучающихся, формировании у школьников навыков исследовательской работы, самостоятельного получения знаний, однако проектное обучение не должно вытеснять традиционные уроки [1, с. 54].Использование информационных технологий. Интеграция информационных технологий в процесс обучения математике обогащает образовательную среду урока, делая её более эмоционально привлекательной и информационно насыщенной. Использование информационных технологий открывает широкие возможности для визуализации математических понятий и процессов. Это способствует лучшему пониманию материала и повышению интереса обучающихся к предмету. Использование цвета, графики, анимации, аудио и видеотехнологий помогает создать реалистичную атмосферу, приближенную к условиям практического применения знаний [3, с. 94]. Интерактивные доски, презентации, видеоуроки и онлайн-ресурсы делают урок более наглядным и увлекательным для школьников. Дифференцированный подход. Ученый А.А. Темербекова полагает, что значимым аспектом в педагогическом процессе является применение индивидуального дифференцированного подхода к обучающимся, поскольку именно он позволяет своевременно обнаружить способности детей и создать предпосылки для их развития [7, с. 127]. Ученики осваивают знания, умения и навыки по-разному, так как каждый из них имеет свои уникальные особенности, обусловленные спецификой своего развития. Учёт индивидуальных особенностей и уровня подготовки каждого ученика позволяет подобрать оптимальные методы и задания, соответствующие его возможностям и интересам [5, с. 200]. Дифференцированный подход способствует повышению уверенности в себе и мотивации к изучению предмета.Создание ситуации успеха. Поддержка и поощрение обучающихся, даже за небольшие достижения, помогает им поверить в свои силы и повысить мотивацию к дальнейшему изучению математики. Создание ситуации успеха способствует формированию положительной самооценки и уверенности в своих способностях.Таким образом, стимулирование познавательной активности обучающихся 6 классов на уроках математики — это одна из ключевых задач, стоящих перед педагогами. Для её решения можно применять различные методы и подходы: игровые технологии, проблемное обучение, проектную деятельность, информационные технологии, дифференцированный подход и создание ситуации успеха. Эти методы не только повышают интерес обучающихся к предмету, но и способствуют более качественному усвоению материала, развивают критическое мышление, творческие способности и умение работать в команде. Кроме того, они помогают школьникам лучше понимать практическое применение математических знаний в реальной жизни, что также способствует повышению мотивации к изучению предмета.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Жукова М.М. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6 КЛАССОВ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 944 - 949. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24001 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*