'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 126

Просмотры  70 просмотров

Кадышева Н.В., Короткова И.П.

  


МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ НЛП В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ *

  


Аннотация:
в работе проведено исследование методов нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам. В статье описаны конкретные методы и приёмы НЛП, которые можно успешно применять на уроках иностранного языка, такие как активное слушание, создание раппортов, метод подстройки, визуализация, мнемотехники, изменение установок, метод ассоциаций, аффирмации, рефлексия, метафоры, рефрейминг и другие. Также в данной статье даны методические для применения инновационных методик на уроках иностранного языка и способы для усиления и фиксации полученного результата. Применение нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам открывает новые горизонты для преподавателей и учеников, делает процесс освоения языка более комфортным, увлекательным и эффективным.   

Ключевые слова:
обучение языкам, эффективность, индивидуальный подход, психологические установки, НЛП, активное слушание, создание раппортов, метод подстройки, визуализация, мнемотехники, изменение установок, метод ассоциаций, аффирмации, рефлексия, метафоры, рефрейминг, инновационные методики   


В современном образовательном процессе обучение иностранным языкам становится все более актуальным. Одним из методов, который демонстрирует эффективность в данной области, является нейролингвистическое программирование (НЛП).Этот подход позволяет не только ускорить процесс усвоения языка, но и улучшить качество обучения, делая его более личностно-ориентированным и увлекательным. В данной статье мы рассмотрим практическое применение НЛП на уроках иностранного языка.Одним из важнейших принципов НЛП является создание комфортной и поддерживающей атмосферы для обучения. На первых уроках полезно применять техники, помогающие установить доверительные отношения между преподавателем и студентами. Например, использование активного слушания и техники "подстройки" (когда преподаватель отражает невербальные сигналы учеников) способствует созданию доверия и ощущения безопасности. Это важно для снижения стресса и повышает вовлеченность в изучение языка.Методы НЛП ставят акцент на индивидуальных стилях восприятия информации, что подразумевает использование нескольких подходов в обучении. Учитывая, что учащиеся могут быть визуалами, аудиалами или кинестетиками, преподаватель может внедрить различные виды деятельности. Например: Визуалы: Использование ментальных карт, схем и изображений для объяснения новой лексики и грамматики. Аудиалы: Прослушивание подкастов, диалогов и песен на иностранном языке, что помогает развивать навыки восприятия на слух. Кинестетики: Включение ролевых игр, театральных упражнений и движений во время обучения для создания у учащихся чувства вовлеченности.НЛП предлагает набор языковых паттернов и метафор, которые можно использовать для объяснения сложных концепций языка и новых грамматических структур.Например, вместо формального объяснения правил можно создать метафору, связанную с реальной жизненной ситуацией, что поможет учащимся лучше запомнить материал. Такой подход делает обучение более интересным и способствует лучшему усвоению.Нейролингвистическое программирование также включает в себя методы, способствующие улучшению памяти. Преподаватели могут использовать такие техники, как создание ассоциаций и визуализация. Например, при изучении новой лексики студенты могут создавать образы или истории, связывающие новые слова с уже известными. Это позволяет им запоминать материал быстрее и эффективнее, НЛП предоставляет множество техник (ассоциации и мнемотехники), которые могут улучшить память студентов и облегчить процесс запоминания новых слов и фраз. Можно использовать ассоциативные техники, связывая новые слова с визуальными образами или эмоциями. Например, при изучении слова «кошка» можно представить себе любимую кошку студента или известное животное из фильма или при обучении артиклям можно создать рифму или песню, которая помогает запомнить правила.Применение НЛП на уроках иностранного языка включает в себя техники формирования положительной мотивации и уверенности в своих силах. Также банные техники помогут преодолеть языковой барьер, а также боязнь публичных выступлений. Для этого могут использоваться техники субмодальностей, метод диссоциации, метод смены убеждений.Преподаватели могут использовать аффирмации — позитивные утверждения, которые студенты могут повторять для укрепления своей уверенности. Например, фразы, такие как "Я способен общаться на этом языке" или "Я понимаю этот язык", могут помочь снизить тревожность и повысить желание учиться.Важным элементом НЛП является обратная связь, которая помогает учащимся осознавать свои достижения и области для улучшения. Преподаватели могут организовать сессии самоанализа, где студенты смогут обсудить свои успехи и трудности, а также предложить методы для преодоления возникших проблем. Это способствует развитию саморегуляции и ответственности за собственное обучение.Успешное обучение начинается с доверительных отношений между преподавателем и учащимися. Для этого важно создать «раппорт» — взаимопонимание и эмоциональное соединение. Метод подстройки заключается в том, чтобы адаптировать свой стиль общения к стилю учащихся. Необходимо наблюдать за невербальными сигналами студентов: их позы, жесты и выражения лиц. Постарайтесь копировать эти элементы в умеренной степени, чтобы установить эмоциональную связь. Используйте те же слова и выражения, которые предпочитают ваши студенты, чтобы они чувствовали себя комфортно и лучше понимали материал.Включайте в урок темы, которые интересуют учащихся, для повышения их вовлеченности.Установление раппорта создает безопасную атмосферу, в которой студенты будут открыты для обучения и экспериментов с языком.НЛП подчеркивает значимость визуализации в процессе обучения. Использование ментальных карт и визуальных образов помогает студентам лучше усваивать и запоминать информацию.Как применять: при изучении новой лексики создавайте ментальные карты, связывая новые слова с уже известными концепциями. Например, при изучении тематики «Продукты питания» можно создать карту, включающую категории (фрукты, овощи, молочные изделия) и связанные с ними слова. Попросите студентов визуализировать каждое новое слово: представьте, как оно выглядит, и создайте ассоциацию с реальной жизнью. Например, для слова «яблоко» можно показать картинку и рассказать, что они любят его есть или рисовать. Такие ассоциации облегчают запоминание. Метафоры могут значительно облегчить объяснение сложных концепций и сделать уроки более интересными. Они помогают студентам подключить новую информацию к их личному опыту и восприятию.Как применять: придумайте метафоры, относящиеся к лексическим или грамматическим темам. Например, можно объяснить грамматические времена через метафору «дорожки»: «Настоящее время – это дорога, по которой вы идете сейчас, прошедшее время – это уже пройденная дорога, будущее – это путь, который еще предстоит пройти». Попросите студентов создать свои собственные метафоры, которые связывают изучаемые темы с личным опытом. Это способствует более глубокому пониманию и вовлеченности.Активное слушание. Это важный элемент общения. Применение методов, связанных с ролевыми играми и интервью, помогает развивать навыки восприятия и понимания языка.Как применять: устраивайте ролевые игры, в которых студенты могут разыгрывать реальные сценарии. Например, сценарий в кафе, в магазине или на деловой встрече. Это дает возможность использовать язык в реальных ситуациях. Включите упражнения на «интервью», где студенты берут интервью друг у друга. Это помогает им практиковать активное слушание и задавать вопросы, а также учит реагировать на ответы.Аффирмации и их применение. Аффирмации — это позитивные утверждения, которые могут помочь студентам избавиться от сомнений и повысить уверенность в своих способностях. В начале урока предлагайте студентам повторять аффирмации, такие как «Я способен говорить на этом языке» или «Я понимаю, что изучаю». Это помогает установить положительный настрой. Также можно проводить занятия по осознанию своих успехов: в конце урока студенты могут поделиться тем, что они сделали хорошо. Это создает позитивную атмосферу и укрепляет уверенность в своих силах.Работа с убеждениями. Прием «Изменение ограничивающих убеждений». В процессе обучения часто возникают негативные убеждения, такие как «Я не могу говорить на этом языке» или «Я никогда не запомню грамматику». НЛП предлагает способы работы с такими убеждениями. Проведите сессию по определению негативных убеждений и их изменению на позитивные. Например, если кто-то говорит: «Я не умею говорить», выведите его на утверждение «Я учусь говорить каждый день». Включите практические упражнения, которые помогают студентам преодолеть страхи. Студенты могут выступать на уроках, начиная с коротких фраз и постепенно переходя к более длинным текстам.Рефрейминг или изменение перспективы. Рефрейминг помогает изменить точку зрения студентов на определенные ситуации и избежать зацикленности на негативных аспектах обучения. Применяйте рефрейминг в ситуациях, когда студенты сталкиваются с трудностями. Например, если студент говорит: «Я всегда делаю ошибки», можно предложить пересмотреть это как «Каждая ошибка – это возможность учиться и улучшаться». Создавайте сценарии, в которых студенты могут обыгрывать ситуации, в которых они преодолевают трудности. Это поможет изменить их восприятие ошибок как возможностей для роста.Разработка уроков с элементами НЛП.Применение НЛП в уроках может включать использование ролевых игр, создания ситуаций для общения, а также использование непринужденного обучения через творчество: театральные постановки, диалоги, езду на экскурсии и пр. Пример урока может быть построен вокруг сценки, где ученики будут играть роли в различных жизненных ситуациях, что вовлечет их в интерактивный процесс. Для определения успешности применения НЛП в образовательных процессах рекомендуется использовать анкетирование и обратную связь среди студентов. Важно учитывать как количественные, так и качественные показатели: изменение уровня уверенности учащихся при использовании иностранного языка, результативность в тестировании, степень мотивации к обучению.Используйте Кейсы успешных практик. В этой части работы рассказывается о конкретных примерах применения НЛП в языковом обучении, например, в языковых школах или с использованием онлайн платформ. Рассмотрите успешные примеры, где НЛП было интегрировано в программу обучения и дало заметные результаты. На основе полученных данных и исследований можно сформулировать рекомендации для преподавателей. Например, создание учебных пособий с элементами НЛП, разработка методических указаний по внедрению НЛП в языковые курсы, а также подготовка обучения для преподавателей.Технологии для усиления обучения.Современные технологии могут значительно улучшить применение НЛП в обучении иностранным языкам. Платформы для дистанционного обучения, приложения для изучения языков и видеоуроки позволяют активизировать методы НЛП.Используйте интерактивные приложения, такие как Duolingo или Quizlet, которые поддерживают игровые элементы и обеспечивают ассоциативное запоминание. Записывайте видеоуроки или подкасты, чтобы студенты могли слушать и учиться в удобное для них время, что повышает степень вовлеченности. Включайте игровые техники, такие как викторины и конкурсы, для создания дружелюбной и соревновательной атмосферы.Групповая работа — это эффективный способ применения НЛП, который развивает навыки сотрудничества и коммуникации среди студентов.Устраивайте групповые проекты, где студенты могут совместно работать над заданиями, поступая к взаимному обучению. Например, они могут создать презентацию на изучаемую тему на иностранном языке. Проводите обсуждения в малых группах, где студенты могут свободно обсуждать и задавать вопросы, развивая навыки общения в более непринуждённой атмосфере.Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это метод, который помогает преобразовать способы мышления и коммуникации, улучшая таким образом обучение. В контексте изучения иностранных языков НЛП может значительно повысить эффективность обучения и мотивировать учащихся. В этой статье мы рассмотрим конкретные приемы и методы НЛП, которые можно применять на уроках иностранного языка, чтобы сделать обучение более интерактивным и результативным.С учетом всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что нейролингвистическое программирование обладает значительным потенциалом для повышения эффективности обучения иностранным языкам. Интеграция методов НЛП в учебный процесс позволит создать более комфортную и продуктивную среду для изучения языков, что, в свою очередь, способствует успешному усвоению знаний и развитию коммуникативных навыков учащихся.Применение нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам открывает новые горизонты для преподавателей и учеников. Использование техник НЛП позволяет создать более комфортную и эффективную образовательную среду, повысить мотивацию и вовлеченность студентов, а также усовершенствовать навыки общения на иностранном языке. Важно помнить, что индивидуальный подход и разнообразие методов – ключ к успешному языковому обучению. Внедрение НЛП в образовательный процесс не только обогащает его, но и делает изучение языка увлекательным и значимым для каждого ученика.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кадышева Н.В., Короткова И.П. МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ НЛП В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 950 - 959. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24002 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24002



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.