'
Кадышева Н.В., Короткова И.П.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА С ПОМОЩЬЮ ПРИЁМОВ НЛП *
Аннотация:
в работе проведено исследование методов нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам. Эмпирическим путем, на основании результатов работы с контрольными группами школьников 8х и 4х классов, определены наиболее эффективные методики обучения. На основании результатов проведенных экспериментов доказано, что приемы НЛП способствуют формированию устойчивых языковых навыков, помогают преодолеть языковой барьер и различные блокирующие психологические установки, препятствующие эффективному усвоению и владению языком, а это является одной из главных задач в обучении иностранным языкам. Благодаря использованию репрезентативных систем, преподаватели могут более точно определять, какие методы и подходы будут наиболее эффективными для каждого конкретного студента.
Ключевые слова:
языковой барьер, обучение языкам, эффективность, индивидуальный подход, психологические установки, НЛП
Нейролингвистическое программирование основывается на понимании того, как функционирует человеческий мозг, как мы воспринимаем информацию и как это восприятие влияет на наше поведение и обучение. В контексте изучения иностранных языков, НЛП предлагает уникальные подходы, которые помогают учащимся преодолевать речевые барьеры, формировать устойчивые языковые навыки и достигать значительных успехов в освоении нового языка.В процессе практического применения, будет сделан вывод, как применение приёмов НЛП может сделать процесс обучения более персонализированным и эффективным, учитывая индивидуальные особенности каждого студента.Практическая работа была посвящена созданию поведенческих рамок в обучении иностранным языкам. Мы пытались выявить, как создание определенных рамок и условий для обучения может помочь учащимся чувствовать себя более уверенно и комфортно в процессе изучения языка. Провели анализ того, как НЛП может помочь в формировании положительных установок и мотивации у студентов, что, в свою очередь, способствует более успешному усвоению языка.Таким образом, наша практическая работа направлена на исследование применения приемов нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам, что позволит выявить новые подходы и методы, способствующие улучшению качества образования в данной области. Мы надеемся, что результаты нашего исследования помогут как преподавателям, так и учащимся в достижении более высоких результатов в изучении иностранных языков.В процессе изучения языков наши убеждения могут стать препятствием на пути к успеху. Техники НЛП направлены на изменение негативных установок, что помогает студентам преодолевать внутренние барьеры и повышать свою мотивацию.Одна из основных целей НЛП заключается в создании эффективной коммуникации между преподавателем и учащимися, что достигается через понимание индивидуальных психологических характеристик студентов. Этот подход предоставляет возможность учитывать типы восприятия обучающихся, что в свою очередь улучшает общую атмосферу на занятиях и способствует более глубокому усвоению материала.Обычно, когда вы начинаете работать в 8 классах, то какая-то часть обучающихся имеет четкое убеждение, что они абсолютно неспособны к изучению языков, так как они имели негативный опыт в процессе обучения - в результате этого сложилось такое устойчивое суждение у них в мозгу:«Английский язык» = «негатив».Следовательно, мы имеем дело с устойчивыми негативными ассоциациями и у нас имеется задача преодолеть это негативную установку, т.е. заменить одно убеждение на другое.Мы будем применять метод замены негативных воспоминаний на позитивные - работа с убеждениями.Для нашего эксперименты ты возьмём две группы учеников 8 классов (Эксперимент проводился на базе МАОУ СОШ 106 г. Краснодара) - группа А и группа Б.С группой А мы будем применять приемы НЛП для повышения мотивации и улучшения результатов в изучении языка, с группой Б мы будем пытаться достичь улучшения результата традиционными методами - отработкой упражнений на лексику и грамматику, а также практикой говорения.Группа А: 15 человек, имеющих неудовлетворительный результат по английскому языку. Ребята, которые часто прогуливают урок иностранного, чем усугубляют и без того свое незавидное положение.Им было предложено подумать о школьном предмете, который им нравится. Вспомнить тот момент, когда они получили отличные оценки, постараться вспомнить те ощущения, которые они испытывали в момент получения пятерок. После того, как это было сделано, им было предложено оформить свое состояние рисунком в голове - ярким, красочным, в красивой рамочке. Несколько раз мы повторили этот опыт, чтобы каждый мог с легкостью вызывать у себя это состояние и сразу видеть яркую картину этого события.Потом было предложено подумать об уроке английского. Почти у всех участников нашего эксперимента ассоциации были негативными. Потом все это оформить в черно-белый рисунок.Также нужно было вспомнить свое состояние на уроке и зафиксировать разницу между первым и вторым состоянием (ощущением на уроке, который нравится).После этого, черно-белый рисунок, связанный с уроком английского, нужно было мысленно раскрасить и оформить красивой рамой или паспарту. Сделать его более ярким, чтобы он начал вызывать положительные эмоции.Даже после этой манипуляции часть учеников, 4 человека, сказали, что урок английского им стал более приятен, чем до эксперимента.После того, как картины в голове наших студентов стали носить более положительный характер, а также после того, как любимый предмет и нелюбимый стали визуально похожи, обучающимся было предложено еще раз вспомнить о чувствах, которые вызывают у них английский и их любимый предмет и зафиксировать свое внимание на чувствах которые вызывает у них предмет, в котором они успешны. Необходимо было пребывать в этом состоянии некоторое время и не меняя его, попытаться мысленно заменить картины так, чтобы, глядя на картину, связанную с английским, они могли находиться в том же приятном состоянии, в каком они были, когда думали о любимом предмете.Положительное состояние и картину английского языка нужно было представить несколько раз для создания устойчивой связи.После данного упражнения 11 человек из 15 сказали, что им стало легче думать об уроке английского языка и они возможно готовы безбоязненно пойти на следующий урок. 4 человека сказали, что им сложно было визуализировать.Группа Б: 15 человек, имеющих неудовлетворительный результат по английскому языку. Ребята, которые часто прогуливают урок иностранного, чем усугубляют и без того сове незавидное положение.Группе было предложено пройти тестирование для выявления пробелов в знаниях.5 человек не закончили проходить тест, сказав, что им скучно, и они ничего не понимают в английском.8 человек прошли тест, в связи с этим мы определили ряд тем для повторения и отработки навыков.2 человека даже не начали тест, сказав, что все равно они не способны выучить язык, поэтому все это бесполезное занятие.На следующий урок английского языка из группы А пришли 14 человек из 15 человек контрольной группы, а из группы Б - 7 человек из 15 человек контрольной группы, остальные прогуляли, заболели и т.п.Уже на основании этого факта можно сделать вывод, что работа с обучающимися с помощью приемов НЛП в области повышения мотивации и преодоления негативного опыта, дает хорошие результаты.В течение 4 недель, с 15 февраля по 15 марта, с контрольными группами была проведена работа в обозначенном направлении - группа А тренировала мотивацию, визуализировала положительные результаты по английскому языку, делала упражнения на преодоление психологических блоков при говорении, а группа Б - отрабатывала лексику, грамматику и говорение.По истечении 4 недель, в контрольной группе А результаты и посещаемость изменились таким образом:- 6 человек получили 4 по четвертному тесту (в прошлой четверти у них было 3 балла),- 1 человек получил 3 по четвертному тесту, хотя в прошлой четверти был неаттестован из-за прогулов,- 1 человек получил 5 по четвертному тесту, в прошлой четверти у него было 3, так как он пропускал все упражнения, связанные с говорением, а после смены установки ему стало легче говорить на иностранном и выполнять упражнения, связанные с говорением,- 3 человека не улучшили свой результат, но отметили, что им стало легче заниматься языком, они стали охотнее посещать уроки и их мотивация повысилась,- 3 человека получили 3 балла по четвертному тесту, в прошлой четверти у них было 2 балла, но они стали чаще ходить на уроки в этой четверти, а следовательно предмет стал им более понятен,1 человек не изменил результата, его мотивация и отношение к предмету никак не изменилось.Что касается группы Б, там мы занимались ликвидацией пробелов в знаниях путем отработки упражнений по лексике, грамматике и говорению, там имеются такие результаты:- 5 человека получили 4 по четвертному тесту, хотя в прошлой четверти было у них было 3 балла,- 4 человека получили 2 по четвертному тесту и в прошлой четверти у них также был неудовлетворительный результат - не улучшили свой результат, так как перестали ходить на занятия по ликвидации пробелов в знаниях,1 человек получил 3 по четвертному тесту, в прошлой четверти было 2 балл,- 5 человек получили 3 по четвертному тесту, предыдущий результат был таким же.Ни один человек из группы Б не сказал, что ему стало легче выполнять упражнения по говорению или более комфортно находиться на уроке английского языка.Следовательно, в группе А улучшили свой объективный результат 11 человек из 15, а в группе Б - 6 человек из 15. Кроме того, в группе А 8 человек отметили повышение мотивации к занятию английским языком, а также улучшение функции говорения и преодоление психологических блоков. В группе Б повышения мотивации к учебе или улучшения отношения к предмету никто не отметил.Нейролингвистическое программирование (НЛП) предоставляет ряд поведенческих рамок, которые могут значительно улучшить процесс обучения иностранным языкам. Эти рамки направлены на переосмысление как обучения, так и взаимодействия учеников с языковым материалом.Первая из таких рамок акцентирует внимание на результатах, а не на трудностях. Фокусировка на конечной цели помогает учащимся концентрироваться на своих успехах и двигаться вперед, сохраняя позитивный настрой и мотивацию.В ходе эксперимента в 8 классах, группа А (в составе 15 человек) ежедневно в течение 3 недель (с 15 февраля до 7 марта 2025г.), проговаривала так называемые Положительные установки относительно успешного освоения курса английского языка в этом учебном году, кроме того, в конце каждого урока отводилось время на рефлексию, группа Б (15 человек) этого не делала.В группе А значительно повысилась успеваемость (в конце 3 четверти из 5 троечников в группе осталось только 2, из 7 хорошистов, трое закончили четверть с пятерками), а также - активность на уроках, мотивированность, домашние задания стали выполняться с большим желанием и частотой.В группе Б успеваемость не изменилась в 3 четверти, по сравнению со 2 четвертью.Это переключение внимания позволяет детям и взрослым легче воспринимать информацию, поскольку они быстро видят пути к решению проблемы, что может быть особенно полезно при изучении языка, где могут возникать множество синтаксических и грамматических затруднений.Методы НЛП, такие как моделирование успешного поведения, способствуют личностному росту учащихся. При обучении иностранным языкам это может значить подражание образом успешных полиглотов или внедрение техник, которые они использовали для достижения своих целей. Практика, основанная на совместном обучении и обмене опытом, может разнообразить образовательный процесс и создать более комфортную атмосферу для роста, поощряя общение, что особенно важно при изучении языка.Помимо этого, понимание поведенческих рамок позволяет учителям эффективно влиять на своих учеников. Используя поведенческие стратегии, преподаватели могут создавать различные сценарии и задачи, которые помогают учащимся лучше понять язык на практике. Например, предлагая студентам участвовать в ролевых играх, они могут не только попрактиковаться в разговорной речи, но и почувствовать себя уверенно в реальных ситуациях общения.Интеграция НЛП в программы изучения языка предоставляет не только инструменты для улучшения навыков, но и создает условия, способствующие более глубокому осмыслению ценности изучаемого материала. Это помогает учащимся разработать собственные стратегии обучения, соответствующие их индивидуальным стилям восприятия [1]. Важно отметить, что применение таких подходов помогает устранить страхи и барьеры, которые могут возникать у студентов при обучении иностранному языку.В заключение данной работы можно подвести итоги о значимости и эффективности применения приемов нейролингвистического программирования (НЛП) в процессе обучения иностранным языкам. НЛП, как методология, предлагает уникальные инструменты и техники, которые позволяют не только улучшить восприятие языкового материала, но и создать более комфортную и продуктивную образовательную среду. Кроме того, использование в процессе обучения цифровых средств обучения, таких как обучающие приложения, видеоматериалы, онлайн-платформы, помогают сделать урок современным, понятным и комфортным для восприятия современными детьми.В ходе исследования было выявлено, что использование различных каналов восприятия, таких как визуальный, аудиальный и кинестетический, способствует более глубокому усвоению информации. Каждый учащийся имеет свои предпочтения в восприятии, и адаптация учебного процесса под эти предпочтения позволяет значительно повысить эффективность обучения. Поведенческие рамки, которые формируются в процессе обучения, играют ключевую роль в создании устойчивых языковых навыков. НЛП предлагает методы, которые помогают студентам преодолевать внутренние барьеры и страхи, связанные с использованием иностранного языка. Это особенно важно, поскольку многие учащиеся испытывают тревогу при общении на новом языке, что может негативно сказаться на их мотивации и успехах. Применение НЛП-техник, таких как визуализация успешного общения или использование позитивных аффирмаций, позволяет снизить уровень стресса и повысить уверенность в своих силах.Также стоит отметить, что НЛП способствует формированию устойчивых языковых навыков, что является одной из главных задач в обучении иностранным языкам. Благодаря использованию репрезентативных систем, преподаватели могут более точно определять, какие методы и подходы будут наиболее эффективными для каждого конкретного студента. Это позволяет создать индивидуализированный подход к обучению, что, в свою очередь, ведет к более высоким результатам и удовлетворенности учащихся.Важным аспектом является и то, что НЛП помогает не только в обучении, но и в развитии коммуникативных навыков, что является неотъемлемой частью изучения иностранного языка. Умение эффективно общаться, слушать и понимать собеседника — это навыки, которые можно развивать с помощью НЛП. Студенты не только учатся языку, но и становятся более уверенными в своих способностях общаться на нем.В заключение, можно сказать, что применение приемов нейролингвистического программирования в обучении иностранным языкам открывает новые горизонты для преподавателей и студентов. Это не просто набор техник, а целая философия, которая позволяет взглянуть на процесс обучения с новой стороны. НЛП делает обучение более доступным, интересным и эффективным, что, безусловно, является важным шагом к достижению успеха в изучении иностранных языков. В будущем стоит продолжать исследовать и развивать методы НЛП в образовательной практике, что позволит еще больше улучшить качество обучения и удовлетворить потребности учащихся.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Кадышева Н.В., Короткова И.П. ПРЕОДОЛЕНИЕ ЯЗЫКОВОГО БАРЬЕРА С ПОМОЩЬЮ ПРИЁМОВ НЛП // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 960 - 970. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24003 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*