'
Камышева Я.К., Зубова Н.В.
АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕЙ ШКОЛЫ *
Аннотация:
в статье рассматривается методика организации образовательной деятельности учащихся младшей школы, по изучению английского языка. Подход, разработанный нами основан на применении аутентичных материалов на уроках в начальной общей школе. Приведены примеры возможного использования оригинальных источников в образовательном процессе как способа обучения, способствующего успешному совершенствованию языковой грамматики и лексики, а как следствие, и формированию иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся. Систематическое включение аутентичных текстов, аудио и видео материалов в образовательную деятельность учащихся способствует к расширению кругозора и повышению мотивации к изучению английского языка.
Ключевые слова:
аутентичный текст, обучение, английский
Введение. Знание иностранного язык в современном мире расширяет кругозор интересов, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа, а также перенять опыт как особую ценность для успешного развития общества. Изучение иностранного языка учащимися начальной школы есть творческий процесс, позволяющий развивать мировоззрение, логическое мышление, умение выражать свои мысли полно и четко. При этом многие школьники испытывают сложности в изучении иностранного языка вызванной, в том числе, отсутствием коммуникативной среды. Учащимся начальных классов часто недостаточно мотивации для успешного погружения в языковую среду научных познаний.Аутентичные материалы окружают посетителей, находиться в англоговорящей стране. Их можно обнаружить в магазине, в кафе, в музее, в библиотеке и даже на отдыхе. Также в интернете размещены множество онлайн платформ, на которых можно найти оригинальные зарубежные источники.Обзор литературы. Исследованию вопроса применения аутентичных материалов посвящены работы отечественных (Кричевская К. С., Ускакова Б. А., Воронина Г. И., Носонович Е. В., Мильруд Г. П. и др. [1, 3, 5, 6]) и зарубежных (Gebhard J. G., Nunan D., Дж. Хильд, Лиер Л. В., Брин М и др. [4, 5, 6, 7]) ученых, которые предлагают различные способы использования аутентичных материалов в методике преподавания иностранных языков.Кричевская К.С. [5] в своих работах дает следующую классификацию прагматических материалов в зависимости от их употребления в той или иной области:учебно-профессиональная сфера общения,социально-культурная среда общения,бытовая сфера общения,торгово-коммерческая сфера общения,семейно-бытовая сфера общения,спортивно-оздоровительная сфера общения.Анализ научных работ показал, что понятие «аутентичные материалы» по мнению Кричевской К.С. Г. И. Ворониной, Е. В. Носонович и др., прививает обучающимся личностно-познавательную мотивацию, формирует лингвострановедческую и межкультурную компетенции [3, 7].Посредством овладения практическими навыками иностранной речи, обучающие начальных классов умеют: 1) читать и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, 2) в устной форме кратко рассказывать о себе и окружении, выражать свое мнение и давать оценку 3) поддержать диалог в учебно-трудовой и бытовой сферах.При организации образовательной деятельности, основанной на использовании аутентичных материалов для учащихся начальной школы при изучении английского языка, мы руководствовались следующими приемами и методами (табл. 1).Табл. 1. Способы организации учебной познавательной деятельности с учащимися младшей школы.Разработанная нами методика обучения позволяет обучающимся младших классов ненадолго окунуться в естественную среду изучаемого языка, что оказывает положительное влияние на их учебный интерес и повышает мотивацию к изучению английского языка. Посредство чего младшие школьники приобретают способность и готовность осуществлять межличностное общение на английском языке. Аутентичные материалы формируют коммуникативную компетенцию, так как они отражают реальные коммуникативные ситуации и способствуют формированию навыков общения на иностранном языке.Трудность, с которой может столкнуться педагог при работе с аутентичными материалам, это умение адаптировать материал для уровня обучающихся. Многих учеников, особенно начального уровня владения языка может напугать множество незнакомых грамматических оборотов и лексики. Чтобы избежать данной проблемы на начальном этапе мы предлагаем педагогам подготовить глоссарий с новой лексикой и сначала ознакомить обучающихся с ней, а уже затем перейти к работе с короткими тексты, где более 70% информации будут понятны и доступны для восприятия обучающимися.Результаты исследованияПриведем возможные методические приемы использования аутентичных материалов для организации учебного процесса с младшими школьниками. Средства, применяемые в образовательном процессе, взяты из табл. 1.Самый распространенный вид аутентичных материалов – текстовый. И его внедрение в образовательный процесс рекомендуем начать с коротких по объему текстов, чтобы ученики могли усвоить материал и привыкнуть к новому для них формату работы. Приведем примеры афиш и газетных «вырезок» наглядно демонстрирующих возможности использования аутентичных материалов в образовательной деятельности.Учащиеся, применяя аутентичные материалы, погружаются в реальную среду иностранной культуры и науки. Они знакомятся с организацией развлекательных мероприятий, например, парками аттракционов, погружаются в мир животных, знакомясь с афишами зоопарков, посещают кафе, знакомясь с современной пищевой индустрией, процветающей за рубежом, узнают меню и стоимости продуктов и возможности отдухов в кафе и ресторанах, просвещаются культурно-театральной деятельностью в различных иностранных городов, а также познавательным и увлекательным для школьников будет погружение в научно-публицистическую среду, например, оказаться в электронной иностранной библиотеке, где учащиеся познакомятся событиями и новостями настоящего времени [1].Оказаться в парке развлечений мечтает каждый ребенок. Аттракционы вызывают у детей большое удовольствие. Для получения информации о возрастных ограничениях, а также об особенностях работы аттракционов, учащимся необходимо ознакомиться с информацией на баннерах, установленных в парках (рис. 1).Рис. 1. Описание баннера иностранного парка аттракциона.Посещение зоопарка не только забавляет детей, но и просветит жизнью и средой обитания животных. Получить информацию об особенностях развития и жизнедеятельности животных интересно каждому ребенку. Знакомство с афишами, представленными на английском языке, просвещают детей с культурной жизнью в иностранных зоопарков (рис. 2).Рис. 2. Афиша зоопарка в Англии.Другими примерами таких материалов могут являться меню из кафе, афиши или даже рекламные брошюры с большим количество понятных слов [1, 6, 7]. Приведем возможные варианты заданий с меню английского кафе (рис. 3).Рис. 3. Меню кафе в Англии.После знакомства с материалом, педагог может предложить выполнить следующие задания:разыграть диалог по ролям, где одному из учеников необходимо сделать заказ на определенную сумму,изучить меню, выбрать одно (несколько) блюд и предположить, из каких ингредиентов оно приготовлено,составить меню своего кафе или ресторана [3].Иностранные газеты и журналы познакомят с событиями своего времени (рис. 4).Рис. 4. Вырезки иностранных изданий.Театральные афиши на английском языке просветят обучающихся о культурно-познавательной жизни за рубежом (рис. 5).Рис. 5. Афиша театрального представления.Так же интересным и необычным форматом работы с аутентичными материалами является урок-караоке, на котором младшие школьники будут петь песни на английском языке. Данный вид работы позволит не только снять учебное напряжение, но и улучшит способность воспринимать информацию на слух. Сначала педагог может включить песню для прослушивания, чтобы обучающиеся поняли, как правильно произносится каждое слово. А на второй раз все вместе исполнят современные песни на английском языке [2].Заключение.Использование аутентичных материалов в образовательной деятельности помогут обучающимся достичь высоких результатов в освоении учебной программы изучения иностранного языка. Такая деятельность позволит ученикам младшей школы адаптироваться к специфике условий познания основ иностранного языка, а также развить социальные, обще интеллектуальные и общекультурные качества личности.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Камышева Я.К., Зубова Н.В. АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 971 - 982. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24004 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*