'
Коровина Д.Ю.
АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ И НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКУЮ СПОРТИВНУЮ ШКОЛУ *
Аннотация:
в статье представлены корреляционный анализ результатов исследования ценностных образований личности младших школьников, посещающих и не посещающих Детско-юношескую спортивную школу.
Ключевые слова:
ценностные образования, младшие школьники, терминальные ценности, инструментальные ценности, жизненные ценности
С целью подтверждения результатов и выявления взаимосвязей между посещением младшими школьниками дополнительных занятий в Детско-юношеской спортивной школе и выраженностью ценностных образований личности был проведен корреляционный анализ при помощи критерия Пирсона по шкалам всех психодиагностических методик: методика «Идеальный человек» (Л. С. Колмогорова) [1, с. 96], рефлексивная методика «Попроси волшебника» (А. Д. Чиплиева) [3, с. 101], диагностика отношения к жизненным ценностям (Т. А. Фалькович) [1, с. 87].Обработка результатов по методике «Идеальный человек» Л. С. Колмогоровой при помощи Т-критерия Стьюдента выявила наличие статистически значимых различий по следующим показателям: «Гуманист, добрый человек» (р=0,000), «Труженик, интеллектуал» (р=0,000), «Добрый волшебник, добрая фея» (р=0,000), «Спортсмен» (р=0,000), «Общий показатель по гуманистическому идеалу» (р=0,000), «Воин-агрессор, мутант» (р=0,000), «Робот-зомби» (р=0,000), «Гуманоид» (р=0,011), «Общий показатель по антигуманистическому идеалу» (р=0,000), «Прочее» (р=0,036).Таким образом, у младших школьников, посещающих дополнительные занятия в Детско-юношеской спортивной школе, в большей степени развиты гуманистические идеалы и в значительно меньшей – антигуманистические.Обработка результатов по методике «Попроси волшебника» А. Д. Чиплиевой при помощи Т-критерия Стьюдента выявила наличие статистически значимых различий по следующим показателям: «Развлечение» (р=0,000), «Комфорт» (р=0,000), «Здоровье и благополучие семьи» (р=0,029), «Желание учиться» (р=0,002), «Общение со сверстниками, друзьями» (р=0,009), «Забота о животных» (р=0,016). И на уровне тенденции различия по «Исполнительность, ответственность» (р=0,055).Таким образом, у младших школьников, посещающих занятия в Детско-юношеской спортивной школе, в большей степени выражены терминальные ценности, связанные со здоровьем, семьей, друзьями и учебой. Это может быть связано с тем, что спортивная школа акцентирует внимание на здоровом образе жизни и физической активности, что способствует формированию у детей осознания важности заботы о своём здоровье.Сравнительный анализ результатов диагностики отношения к жизненным ценностям (Т. А. Фалькович) при помощи Т-критерия Стьюдента показал наличие значимых различий на уровне р=0,000. Таким образом, младшие школьники, посещающие дополнительные занятия в Детско-юношеской спортивной школе демонстрируют более высокий уровень отношения к жизненным ценностям, чем не посещающие ДЮСШ. Учитывая, что при проведении расчетов факт посещения дополнительных занятий кодировался «1», а не посещение – «2», положительная связь свидетельствует о том, что показатель выражен в большей степени у младших школьников, которые не посещают дополнительные занятия, и в меньшей – которые посещают.Были выявлены следующие положительные значимые корреляционные связи: «Посещение дополнительных занятия в ДЮСШ» и «Воин-агрессор, мутант» (r=0,566, р=0,000), «Робот, зомби» (r=0,441, р=0,000), «Антигуманистический идеал» (r=0,642, р=0,000), «Развлечение» (r=0,439, р=0,000), «Комфорт» (r=0,475, р=0,000).И следующие отрицательные значимые корреляционные связи: «Посещение дополнительных занятия в ДЮСШ» и «Гуманист, добрый человек» (r=-0,584, р=0,000), «Труженик, интеллектуал» (r=-0,373, р=0,000), «Добрый волшебник, добрая фея» (r=-0,549, р=0,000), «Спортсмен» (r=-0,494, р=0,000), «Гуманистический идеал» (r=-0,781, р=0,000), «Желание учиться» (r=-0,300, р=0,002), «Общение со сверстниками, друзьями» (r=-0,260, р=0,009), «Отношение к жизненным ценностям» (r=-0,633, р=0,000).Рис. 1. Корреляционные графы взаимосвязи факта посещения дополнительных занятий в ДЮСШ с показателями психодиагностических методик.Таким образом, младшим школьникам, посещающим дополнительные занятия в Детско-юношеской спортивной школе в большей степени присущи гуманистические идеалы, стремление к обучению, общению с друзьями. Также посещение дополнительных занятий способствует развитию высокого отношения к жизненным ценностям. Учащиеся, не посещающие ДЮСШ демонстрируют более сильную выраженность антигуманистических идеалов, стремление к развлечениям и достижению собственного комфорта.Это может быть связано с тем, что дополнительные занятия ДЮСШ часто направлены не только на физическое, но и на всестороннее развитие личности. Дети, занимающиеся в спортивной школе, имеют возможность общаться со сверстниками, работать в команде, что способствует формированию социальных навыков и гуманистических ценностей.Кроме того, дополнительные занятия в спортивной школе могут стимулировать интерес к обучению и саморазвитию. Упор на достижение целей, развитие дисциплины и самоконтроля помогают школьникам осознать важность постоянного обучения и самосовершенствования. Это формирует у них стремление к познанию нового и развитию своих способностей.Учащиеся, не посещающие ДЮСШ, могут демонстрировать более сильную выраженность антигуманистических идеалов и стремление к развлечениям и достижению собственного комфорта по нескольким причинам. Возможно, у них меньше возможностей для общения в коллективе и взаимодействия с наставниками, которые могли бы поддерживать и направлять их. Также отсутствие регулярной занятости и структурированных занятий может приводить к тому, что дети ищут способы развлечения и удовлетворения своих потребностей в более простых и доступных формах.Кроме того, влияние окружения и доступ к определённым информационным ресурсам также могут играть роль в формировании ценностных ориентиров у детей. Школьники, не вовлеченные в дополнительные занятия, могут больше времени проводить в среде, где акценты делаются на развлечениях и удовлетворении базовых потребностей, что может способствовать формированию антигуманистических установок.Выводы:У младших школьников, посещающих дополнительные занятия в МБОУ «Детско-юношеская спортивная школа», в большей степени развиты гуманистические идеалы и в значительно меньшей – антигуманистические. У младших школьников, посещающих занятия в Детско-юношеской спортивной школе, в больше степени выражены терминальные ценности, связанные со здоровьем, семьей, друзьями и учебой, а у школьников, которые не посещают дополнительные занятия в ДЮСШ – комфорт и развлечения. Также инструментальные ценности в большей степени выражены у учащихся, посещающих занятия в спортивной школе.Младшие школьники, посещающие дополнительные занятия в Детско-юношеской спортивной школе демонстрируют более высокий уровень отношения к жизненным ценностям, чем не посещающие ДЮСШ.Существует взаимосвязь между выраженностью ценностных образований личности младших школьников и фактом посещения ими дополнительных занятий в Детско-юношеской спортивной школе.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Коровина Д.Ю. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОСЕЩАЮЩИХ И НЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКУЮ СПОРТИВНУЮ ШКОЛУ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 983 - 988. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24005 (дата обращения: 12.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*