'
Коровина Д.Ю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ *
Аннотация:
в статье представлены результаты исследования ценностных образований личности младших школьников, посещающих и не посещающих Детско-юношескую спортивную школу.
Ключевые слова:
ценностные образования, терминальные ценности, инструментальные ценности, жизненные ценности
На основе обзора теоретических источников была выдвинута гипотеза о том, что существуют различия в ценностных образованиях личности (идеалы, ценностные ориентации, отношения к жизненным ценностям) у младших школьников, посещающих и не посещающих Детско-юношескую спортивную школу.Эмпирическая база исследования представляет собой 103 ребенка младшего школьного возраста от 7 до 10 лет. Среди них 49 детей, посещающих ДЮСШ и 54 ребенка, не посещающих ДЮСШ. Исследование было проведено на базе МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа» Змеиногорского района и МБОУ «Змеиногорская СОШ №1».Для проведения исследования был подобран диагностический инструментарий: методика «Идеальный человек» (Л. С. Колмогорова) [1, с. 96], рефлексивная методика «Попроси волшебника» (А. Д. Чиплиева) [3, с. 101], диагностика отношения к жизненным ценностям (Т. А. Фалькович) [1, с. 87].По результатам обработки данных методики «Идеальный человек» Л. С. Колмогоровой у учащихся, посещающих дополнительные занятия, были получены следующие результаты: «Гуманист, добрый человек» - 212 баллов (31,09%), «Добрый волшебник, добрая фея» - 156 баллов (22,87%), «Труженик, интеллектуал» - 107 баллов (15,69%), «Спортсмен» - 99 баллов (14,52%), «Прочие» - 33 балла (4,83%), «Воин-агрессор, мутант» - 24 балла (3,51%), «Гуманоид» - 23 балла (3,37%), «Робот, зомби» - 16 баллов (2,34%), «Гедонист» - 12 баллов (1,76%).У младших школьников, не посещающих дополнительные занятия, баллы распределились следующим образом: «Гуманист, добрый человек» - 97 баллов (18,51%), «Воин-агрессор, мутант» - 94 баллов (17,94%), «Добрый волшебник, добрая фея» - 74 балла (14,12%), «Робот-зомби» - 65 баллов (12,4%), «Труженик, интеллектуал» - 62 балла (11,83%), «Гуманоид» - 43 балла (8,21%), «Спортсмен» - 43 балла (8,21%) «Гедонист» - 43 балла (8,21%), «Прочие» - 18 баллов (3,43%).Рис. 1. Сравнение общего количества баллов по шкалам методики «Идеальный человек» Л.С. Колмогоровой у младших школьников, посещающих и не посещающих дополнительные занятия в МБОУ «Детско-юношеская спортивная школа». Таким образом, у младших школьников, посещающих дополнительные занятия в МБОУ «Детско-юношеская спортивная школа» в большей степени выражены гуманистические идеалы и в значительной степени меньше – антигуманистические, чем у школьников, не посещающих дополнительные занятия. Также стоит отметить, что учащиеся в МБОУ «Детско-юношеская спортивная школа» дали большее количество определений идеального человека, что может свидетельствовать о более широком кругозоре и уровне эмоционального интеллекта данной категории школьников.Далее представлены результаты по методике «Попроси волшебника» А. Д. Чиплиевой.По результатам обработки данных у учащихся, посещающих дополнительные занятия, были получены следующие результаты:терминальные ценности: «Развлечения» - 45 баллов (18%), «Комфорт» - 36 баллов (14,4%), «Здоровье и благополучие семьи» - 38 баллов (15,2%), «Желание учиться» - 38 баллов (15,2%), «Общение со сверстниками и друзьями» - 39 баллов (15,6%), «Забота о животных» - 24 балла (9,6%).инструментальные ценности: «Ответственность и исполнительность» - 30 баллов (12%).Учащиеся, не посещающие дополнительные занятия показали следующие результаты:терминальные ценности: «Развлечения» - 81 балл (32,4%), «Комфорт» - 66 баллов (26,4%), «Здоровье и благополучие семьи» - 25 баллов (10%), «Желание учиться» - 21 балл (8,4%), «Общение со сверстниками и друзьями» - 25 баллов (10%), «Забота о животных» - 12 баллов (4,8%).инструментальные ценности: «Ответственность и исполнительность» - 20 баллов (8%).Рис. 2. Сравнение общего количества баллов по шкалам методики «Попроси волшебника» А.Д. Чиплиевой у младших школьников, посещающих и не посещающих дополнительные занятия в МБОУ «Детско-юношеская спортивная школа».Таким образом, у младших школьников, посещающих занятия в МБОУ «Детско-юношеская спортивная школа», в больше степени выражены терминальные ценности, связанные со здоровьем, семьей, друзьями и учебой, а у школьников, которые не посещают дополнительные занятия в ДЮСШ – комфорт и развлечения. Также инструментальные ценности в большей степени выражены у учащихся, посещающих занятия в спортивной школе.Далее проанализируем результаты по методике «Диагностика отношения к жизненным ценностям» Т. А. Фалькович. Сходя из полученных данных нами был проведен анализ и выявлен уровень отношения к жизненным ценностям у детей, посещающих ДЮСШ и не посещающих ДЮСШ (рисунок 5).Рис. 3. Уровни сформированности отношения к жизненным ценностям по методике Т. А. Фалькович и детей, посещающих и не посещающих дополнительные занятия в МБОУ «Детско-юношеская спортивная школа».Таким образом, у младших школьников, посещающих дополнительные занятия в МБОУ «Детско-юношеская спортивная школа» преобладает средний уровень сформированности отношения к жизненным ценностям – 48,98% (24 ребенка), также у многих детей сформирован и высокий уровень отношения к жизненным ценностям – 34,89% (17 детей). Имеющих уровень ниже среднего сформированности отношения к жизненным ценностям – 16,33% (8 детей).У младших школьников, не посещающих дополнительные занятия в МБОУ «Детско-юношеская спортивная школа» преобладает средний уровень сформированности отношения к жизненным ценностям – 38,88% (21 ребенок). Уровень ниже среднего отношения к жизненным ценностям сформирован у 35,19% (19 детей). И у меньше количества данной группы 25,93% (14 детей) сформирован высокий уровень отношения к жизненным ценностям.Таким образом, младшие школьники, посещающие дополнительные занятия в МБОУ «Детско-юношеская спортивная школа» демонстрируют более высокий уровень отношения к жизненным ценностям, чем не посещающие ДЮСШ. Это может быть связано с тем, что занятия в спортивной школе развивают дисциплину, ответственность и умение планировать время. Командные игры формируют социальные навыки и командный дух. Спортивная деятельность способствует целеустремлённости и уверенности в себе. ДЮСШ часто предлагает дополнительные программы, расширяющие кругозор и помогающие лучше понимать мир.Таким образом, занятия в МБОУ «Детско-юношеская спортивная школа» могут оказывать комплексное влияние на формирование жизненных ценностей младших школьников, способствуя их развитию в различных аспектах.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Коровина Д.Ю. ЦЕННОСТНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 989 - 995. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24006 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*