'
Кулакова Т.С., Захарова В.А.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ *
Аннотация:
в статье рассматриваются направления деятельности совместного планирования учителей начальных классов в формировании функциональной грамотности обучающихся.
Ключевые слова:
функциональная грамотность, читательская грамотность, текст, олимпиада, начальная школа, совместное планирование
Современный мир очень быстро меняется. Способность взаимодействовать с изменяющимся миром – функциональная грамотность [3]. Педагогическая функциональная грамотность в статье О.Л. Жук понимается как интегративное личностное качество, основанное на общепедагогических, общекультурных, предметно-методических, технологических и психологических компетенциях, которые обеспечивают мотивированную способность учителя к разрешению разнообразных педагогических задач, направленных на формирование функциональной грамотности школьников. Формирование функциональной грамотности обучающихся – новый результат согласно обновленной редакции федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [1]. Достижение данного образовательного результата вызывает сложности у учителей. С другой стороны, содержание Федеральных государственных образовательных стандартов, которые регламентирую подготовку учителя, не содержат необходимого описания функциональной грамотности учителя. В нашей школе не все учителя прошли полный курс повышения квалификации по функциональной грамотности в рамках действующей площадки инновационной деятельности НИКО, поэтому испытывают трудности в данном направлении. Достижение данного обязательного образовательного результата возможно в условиях слаженной работы и коллегиальной взаимоподдержки. Одним из современных методов такой работы является совместное планирование учителей.Традиционно планирование рассматривается как последовательность действий, ведущих к цели. Значит это процесс разработки плана для достижения конкретного результата. Прогнозирование – это предвосхищение результата деятельности. Итогом такой деятельности учащиеся самостоятельно добывают, анализируют и структурируют необходимую информацию. Во главу угла ставится развитие навыков функциональной грамотности. Необходимо так спланировать учебную деятельность, чтобы происходило становление функционально грамотной личности.Наметив целью формирование навыков эффективного взаимодействия, были определены задачи:- Вовлечение учителей школы в исследовательский процесс,- Создание условий для коллективного сотрудничества и взаимодействия учителей школы, обмена опытом и знаниями для улучшения практики развития функциональной грамотности у учащихся,- Повышение профессионального уровня учителей через вовлечённость в исследовательскую деятельность,- Совместное планирование направлений деятельности для развития функциональной грамотности обучающихся.Введение функциональной грамотности в образовательный процесс является системным, так как требуется преобразование всей общеобразовательной системы начальной школы. Необходимо обозначить цели и задачи, скорректировать учебные программы и программы внеучебной деятельности, механизмы контроля и оценки результатов образовательного процесса. Если каждый учитель будет действовать самостоятельно, не будет слаженности образовательного процесса, не будет развития. Совместное планирование – это постоянное разноплановое взаимодействие педагогов по разным направлениям работы развития функциональной грамотности обучающихся. Планирование активизирует, а не подменяет самостоятельную работу учителей.Организация совместного планирования учителей для развития функциональной грамотности учащихся в начальной школе требует:- обеспечить планирование на всех этапах обучения как системного нововведения,- определить взаимосвязанные направления, способы реализации и результаты- распределить направления и задачи функциональной грамотности между педагогами начальной школы,- разработать меры поддержки и коррекции совместного планирования.Цель настоящей публикации – отразить результаты эмпирического исследования, касающегося актуальности организации совместного планирования учителей в формировании функциональной грамотности обучающихся.В рамках начального этапа исследования была разработана и проведена анкета для учителей начальной школы. На вопрос, «Должны ли учителя владеть функциональной грамотности для того, чтобы создавать условия для достижения данного образовательного результата у младших школьников», педагоги единогласно ответили утвердительно. Хотя проблема зависимости функциональной грамотности учителя на развитие функциональной грамотности учения в современной науке ещё недостаточно изученное явление.На вопрос «Актуально ли совместное планирование» 88% педагогов ответили утвердительно. Преимуществами совместного планирования опрощенные учителя считают формирование образовательной программы, направленной на развитие навыков, необходимых для обучающихся, разработку стратегии для работы с обучающимися, создание новых инструментов в своей работе.По мнению опрошенных учителей, на вопрос «Какие они испытывают трудности в совместном планировании», ответили, что это недостаточный уровень знаний у учителя по функциональной грамотности -50%, трудности взаимодействия с коллегами – 37%, нет организаторского лидера –26%, нет понимания результатов деятельности - 37%.Для эффективной совместной работы 75% опрошенных учителей считают, что нужны регулярные встречи для коррекции плана работы по формированию функциональной грамотности у обучающихся. Наиболее эффективным все учителя считают календарное планирование на год, 50% опрошенных высказывают мысль о долгосрочном планировании (на 3-5 лет).Работа над повышением уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся, по мнению опрошенных должна и входить в учебную программу, и преподаваться в школе отдельным курсом.Для формирования функциональной грамотности у обучающихся учителя используют платформы Учи.ру и Яндекс.Учебник. Одним из инструментов формирования функциональной грамотности у обучающихся мы считаем олимпиадное движение. Педагоги разделены на творческие группы по направлениям: «Читаем Пушкина», «Архивная деятельность», математическое направление «Светлячок». Учителя имеют возможность совместно составить задания для олимпиад, апробировать новые типы заданий с целью усовершенствования формулировок. В результате совместного планирования формируется представление о технологии подготовки обучающихся к олимпиадам по функциональной грамотности. Материалы олимпиад могут быть использованы на практике другими учителями. В период исследования на основе художественных текстов, публицистических, архивных учителями нашей школы были разработаны задания по развитию функциональной грамотности у обучающихся.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Кулакова Т.С., Захарова В.А. АКТУАЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ СОВМЕСТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1002 - 1007. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24008 (дата обращения: 12.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*