'
Лейс К.А., Белякова Е.Г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ *
Аннотация:
в статье рассмотрены современные представления о том, каким образом возможно организовывать результативный опыт для старшеклассников профильных классов в общеобразовательной школе с помощью профессиональных проб. Вопросы раскрыты через призму следующих профилей: технологический, естественно-научный, гуманитарный, социально-экономический, универсальный.
Ключевые слова:
образовательный процесс, общеобразовательная школа, профильные классы, профессиональная ориентация, профессиональные пробы, старшеклассники
Профессиональные пробы представляют собой важнейший элемент образовательной подготовки старшеклассников. Они позволяют учащимся погружаться в профессию, помогая сформировать реалистичное представление о требованиях, особенностях различных областей трудовой деятельности. Подобный опыт даёт возможность проверить на практике свои представления, ожидания, формируя ясное видение возможного карьерного пути. Для каждой профильной направленности разработка описываемых проб должна опираться на специфику предметной области, характерных компетенций, а также необходимых для этого ресурсов [1, с. 28]. Методы представлены практико-ориентированными занятиями, экскурсиями, мастер-классами, проектными заданиями, отражающими суть работы в конкретной сфере. Помимо общих мероприятий, следует задействовать специфические задачи, кейсы.Так, старшеклассники технологического профиля ориентированы на инженерные, прикладные науки. Профессиональные пробы для данной категории учащихся представлены следующим содержанием: участие в лабораторных исследованиях, проектирование простейших механизмов, моделирование производственных процессов с применением цифровых технологий. Например, такие задачи, как сборка прототипов роботов, разработка программного обеспечения для управления системами автоматизации, проектирование архитектурных макетов, не только знакомят с соответствующими профессиями, но и помогают развить аналитические, практические навыки [1, с. 30]. Проблемы, решаемые при этом, должны быть ориентированы на понимание взаимосвязей между теорией и её применением в реальных условиях. Так, ученики участвуют в программировании контроллеров, знакомятся с основами работы с промышленными датчиками и т. д.В рамках естественно-научного профиля предполагается углублённое изучение биологии, химии, физики, а также экологии, медицины. Профессиональные пробы характеризуемого направления охватывают обширный спектр лабораторных исследований — от изучения химических реакций до моделирования биологических процессов. Речь идёт, к примеру, о проекте по выращиванию микроорганизмов для анализа их влияния на здоровье человека или о решении задач в области экологии, касающихся воздействия антропогенных факторов на природную среду [1, с. 30]. В свою очередь, гуманитарный профиль нацелен на развитие интереса к общественным наукам, языкам, литературе, искусству. Характеризуемые пробы для учащихся связаны с риторикой, написанием, анализом текстов, участием в дискуссионных клубах, проведением культурных мероприятий. Подготовка к созданию эссе, обзор литературных произведений, дебаты помогают школьникам укреплять коммуникативные навыки, вкупе со способностью к интерпретации письменных источников [2, с. 286]. Также актуальны варианты, ориентированные на журналистику, музейное дело, культурное наследие, где учащиеся знакомятся с процессом создания и редактирования информационных материалов, их структурирования, передачи.Относительно социально-экономического профиля акцент делается на подготовке к сферам экономики, управления, предпринимательства. В рамках профессиональных проб предусматриваются задачи в области бухгалтерского учета, моделирования бизнес-деятельности, изучения финансовых стратегий, а также взаимодействия в условиях командного управления. К примеру, учащимся предлагается участие в симуляциях биржевых операций, моделировании сценариев для стартапов, что формирует начальные управленческие и финансовые навыки. Весьма значимым элементом служит способность к работе с данными, их анализ, что реализуется через исследовательские проекты по экономике, деловые игры, симуляции рыночных операций [2, с. 287]. Наконец, универсальный профиль, в отличие от специализированных, сочетает элементы нескольких направлений, создаётся сбалансированный «фундамент» для учеников, интересующихся различными предметными областями. В профессиональных пробах для таких классов уместно предложить разнообразные задачи, охватывающие базовые компетенции (критическое мышление, решение комплексных задач, коммуникативные навыки) [3, с. 55]. Так, целесообразны междисциплинарные проекты, где школьники работают над общими проблемами, решая их через интеграцию знаний из разных областей. Актуально участие в проектных и исследовательских мероприятиях, ориентированных на креатив, междисциплинарное сотрудничество. Таким образом, результативная организация профессиональных проб для старшеклассников требует адаптации задач и методов к каждому из профильных направлений. Подобный подход позволяет обеспечить реальное вовлечение учеников, развивает их навыки, помогает в выборе дальнейшего пути.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Лейс К.А., Белякова Е.Г. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ: КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ЭФФЕКТИВНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1008 - 1012. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24009 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*