'
Махмудова М.Ф.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА БАЗОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАЧЕСТВА *
Аннотация:
в статье рассматривается дидактическая подготовка преподавателя как основа базового профессионального качества, которая позволяет преподавателю организовать эффективный учебный процесс, способствующий всестороннему развитию личности обучающегося в условиях реализации новых образовательных стандартов и цифровой технологии в образовательном процессе.
Ключевые слова:
дидактика, подготовка, компетенция, развитие, образовательный процесс, эффективность, обучение
В законах Республики Узбекистан «Об образовании» и «О Национальной программе по подготовке кадров» определены основные принципы и направления реализации политики государства в области образования и воспитания будущих граждан страны, также акцентируется важность совершенствования подготовки будущих специалистов в сфере социально-коммуникативной активности, чрезвычайно необходимой будущему специалисту по воспитанию нового поколения.Высокий профессионализм педагога неизменно остается решающим критерием выполнения им своих социальных функций. Дидактическая подготовка учителя является базовым профессиональным качеством.В настоящее время общество приступило к широкомасштабной реализации идеи национальной независимости.Педагоги-наставники в данном процессе являются ведущими проводниками принципов и положений идеи национальной независимости, формируют в сознании своих студентов богатым национальным, культурно-историческим, духовно-нравственным традициям и общечеловеческим ценностям.Великие мыслители Ближнего и Среднего Востока Абу Райхан Беруни, Абу Али ибн Сина, Абу Юсуф аль-Кинди, Насир Хосров, Носир ад-Дин Туей, Абу Наср аль-Фараби, Омар Хайям, Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми и многие другие ученые-просветители уделяли особую роль в воспитании и образовании подрастающего поколения. Учеными-энциклопедистами были разработаны сущность, методы, формы, средства и принципы обучения и воспитания, ими было заложено много педагогических идей, которые востребованы в настоящее время.Современное образование требует от педагога не только знаний предмета, но и высокого уровня профессиональной компетентности, включающей дидактическую подготовку.Дидактическая подготовка является одним из ключевых компонентов профессиональной компетентности педагога. Как базовое профессиональное качество, она обеспечивает владение преподавателем теорией и методикой обучения, позволяет эффективно планировать образовательный процесс, подбирать нужные формы, методы и средства обучения, а также адаптировать содержание учебного материала к индивидуальным особенностям обучающихся.Для достижения результата педагог должен: сформулировать чёткие и достижимые цели обучения, построить логичную структуру занятия, применять современные образовательные технологии, объективно оценивать достижения обучающихся.Дидактическая подготовка педагога как основа базового профессионального качества позволяет преподавателю организовать эффективный учебный процесс, способствующий всестороннему развитию личности обучающегося. В условиях реализации новых образовательных стандартов и цифровой технологии возрастает роль преподавателя как проектировщика, модератора и наставника в образовательном процессе.Дидактическая компетентность включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:Теоретический – знание дидактических принципов, целей и задач образования.Методический – умение подбирать и применять адекватные методы и приёмы обучения.Проектировочный – способность разрабатывать образовательные программы, планы уроков.Коммуникативный – умение налаживать эффективное взаимодействие с учениками и коллегами.Рефлексивный – способность анализировать собственную деятельность, выявлять и устранять её недостатки.Дидактическая компетентность педагога – это способность грамотно проектировать, реализовывать и анализировать образовательный процесс, обеспечивая высокое качество обучения для обучающихся. Структурой дидактической компетентности являются: теоретические знания (педагогика, психология, дидактика), методические умения (выбор методов, приёмов и форм обучения), а также планирование (составление рабочих программ, календарно-тематического планирования, конспектов занятий), анализ и рефлексия (оценка результатов обучения, коррекция педагогических действий), цифровая грамотность (использование ИКТ в обучении) и др. Например, начальные школы: использование игровых технологий и сказкотерапии, дифференцированные задания по уровню сложности, работа с родителями, вовлечение их в учебный процесс, средние и старшие классы: интеграция межпредметных связей (например, русский язык + история): использование цифровых платформ (ЯКласс, Google Classroom), формирование учебной самостоятельности у учеников, высшее образование: проектная и исследовательская деятельность студентов, дискуссионные форматы, работа с кейсами и т. д. Для самостоятельного освоения материалов студентами каждый педагог должен составлять: гибкое планирование программ под интересы обучающихся, создать им индивидуальные траектории развития, творческие формы подачи материала (мастер-классы, квесты, практикумы) и др.В образовательном процессе роль качественной дидактической подготовки очень важна, так как она повышает эффективность обучения, обеспечивает индивидуальный подход обучающимся, который содействует формированию мотивации к обучению, помогает организовать развивающее обучение, способствует профессиональному росту педагога. Она необходима не только для передачи знаний, но и для воспитания у студентов навыков мышления, самоорганизации, критического анализа информации.Также мы не должны забывать, что в условиях, где русский язык как иностранный, в образовательном процессе в Узбекистане сталкивается с рядом новых задач: внедрение цифровых технологий и дистанционного обучения, реализация инклюзивного образования, необходимость воспитания функциональной грамотности и др.Все эти задачи требуют от педагога гибкости, готовности к постоянному обучению и совершенствованию. Дидактическая подготовка не ограничивается периодом получения профессионального образования – она является непрерывным процессом в карьере педагога. Следовательно, дидактическая подготовка – это основа профессиональной компетентности современного учителя. Она обеспечивает эффективное педагогическое взаимодействие, способствует достижению образовательных целей и формированию всесторонне развитой личности обучающегося.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Махмудова М.Ф. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА БАЗОВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КАЧЕСТВА // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1013 - 1018. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24010 (дата обращения: 08.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*