'
Мишакова Т.А.
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТА *
Аннотация:
современная педагогика все чаще обращается к антропоцентрическому подходу как к эффективному способу не только обучения иностранным языкам, но и развития эмоционального интеллекта студентов. Этот подход предполагает создание такой образовательной среды, где в центре внимания находится личность обучающегося с его уникальными потребностями, эмоциями и когнитивными особенностями.
Ключевые слова:
антропоцентрический принцип, антропоцентризм, эмоциональный интеллект, коммуникативно-деятельностные технологии, рефлексия, персонализация
Современные потребности общества представляют собой ориентир развития образовательной сферы, и тем самым ставят новые и более комплексные задачи перед педагогическим сообществом. Таким образом, и содержание обучения иностранным языкам испытывает необходимые изменения, следуя современным тенденциям. Говоря о них, одним из ключевых принципов, влияющих на всевозможные изменения в образовании, является антропоцентрический подход, который предполагает ориентацию образовательного процесса на личность обучающегося, его уникальные потребности и способности [1].Антропоцентризм в образовании подразумевает признание центральной роли личности обучающегося в процессе обучения и развития. Это предполагает учет индивидуальных потребностей, интересов и способностей каждого учащегося, а также создание соответствующих условий для его полноценного развития, одним из важнейших аспектов которого является развитие и эмоционального интеллекта [1], [2].В свою очередь, эмоциональный интеллект представляет собой способность человека не только управлять личными эмоциями, но и понимать и анализировать эмоции других людей [3]. Данный вид интеллекта включает в себя комплекс навыков и умений, таких как самоконтроль, эмпатия, мотивация и навыки межличностного общения. Формирование и развитие данных способностей играет неотъемлемую роль в социальном и профессиональном становлении любой личности.Образовательная среда, основанная на принципах антропоцентризма, способствует формированию и развитию высокого уровня эмоционального интеллекта у студентов, так как фокус ставится на эмоциональном состоянии и потребностях ученика. Исследования показывают, что студенты, находящиеся в антропоцентрической среде, проявляют более высокий уровень эмоционального интеллекта и более эффективно справляются с эмоциональными вызовами [4]. Также, например, социально-эмоциональное обучение (SEL), включающее антропоцентрические методы, повышает академические результаты и эмоциональную устойчивость [5].Одним из ключевых элементов такого подхода являются коммуникативно-деятельностные технологии, которые позволяют студентам не просто изучать язык, а проживать его через практический опыт. Например, ролевые игры, где учащиеся разыгрывают реальные жизненные ситуации, помогают им не только отрабатывать языковые навыки, но и развивать эмпатию и социальный интеллект. Когда студент сталкивается с необходимостью разрешить конфликтную ситуацию на иностранном языке, он учится распознавать эмоции собеседника и регулировать собственные реакции [6]. Групповые проекты, в свою очередь, формируют навыки командной работы, где важно учитывать мнение каждого участника и находить баланс между личными амбициями и общими целями, что позволяет развивать эмпатию, навык урегулирования конфликтов и поиск компромиссов, а также лидерские качества.Не менее важную роль играют рефлексивные практики, которые помогают студентам осознавать свои эмоциональные состояния в процессе обучения и проанализировать их. Одной из таких практик является ведение языкового дневника, где учащиеся могут фиксировать свои переживания по поводу учебных трудностей, что способствует развитию самосознания. Регулярная рефлексия позволяет им наблюдать, как, например, страх сделать ошибку или радость от успешного диалога влияют на процесс обучения. Преподаватель может усиливать этот эффект, задавая после сложных заданий вопросы вроде: "Что вы чувствовали, когда не могли вспомнить нужное слово?" или "Как можно было бы справиться с этой ситуацией иначе?" Такие обсуждения помогают студентам понять, что эмоции – неотъемлемая часть обучения, и научиться работать с ними, а не подавлять. Один из экспериментов, проведенных в Саудовской Аравии, отмечает снижение страха совершения ошибок и рост способности считывать эмоции собеседника у учащихся [7].Особое значение в антропоцентрическом подходе имеют аутентичные материалы, которые вызывают у студентов эмоциональный отклик. Просмотр фильмов или прослушивание песен на изучаемом языке – это не просто способ расширить словарный запас, но и возможность погрузиться в культурный контекст, понять, как носители языка выражают радость, грусть или гнев. Например, анализ диалогов из сериалов или текстов песен помогает учащимся замечать особенности в выражении эмоций, что также влияет на развитие межкультурной компетенции. Когда студенты обсуждают, почему герой фильма сказал именно так, а не иначе, они учатся видеть связь между языком и эмоциями, что делает их общение более естественным и осознанным.Также, одним из ключевых факторов является персонализация обучения, преобразующая стандартный образовательный процесс в персональную траекторию развития. Когда преподаватель учитывает личные интересы студентов, позволяя им выбирать темы для обсуждения или проектов, это не только может вызвать эмоциональный отклик, но и усиливает их мотивацию. Например, студент, интересующийся музыкой, проявит больше энтузиазма, работая с текстами песен, чем при выполнении стандартных упражнений из учебника. Учет психологических особенностей учащихся также играет существенную роль. Как правило, интроверты проявляют себя лучше, выполняя письменные задания, тогда как экстраверты демонстрируют высокие результаты в дискуссиях и публичных выступлениях. Подобный метод не только способен минимизировать уровень стресса, но и позволяет студенту определить наиболее продуктивный для себя способ взаимодействия с языком.Таким образом, антропоцентрический подход в иноязычном образовании создает условия, при которых развитие эмоционального интеллекта становится естественным следствием учебного процесса. Через коммуникацию, рефлексию, работу с аутентичными материалами и персонализацию студенты учатся не только говорить на иностранном языке, но и понимать себя и других, управлять своими эмоциями и находить общий язык с представителями как своей, так и других культур. Это превращает изучение языка в осмысленный и эмоционально насыщенный опыт, который остается с учащимися далеко за пределами аудитории.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Мишакова Т.А. АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИХ ПРИНЦИПОВ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА СТУДЕНТА // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1019 - 1024. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24011 (дата обращения: 15.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*