'
Мухаметзянова Г.Б.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ ИКТ: КЕЙС МБОУ «СОШ № 53» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ *
Аннотация:
в статье представлена комплексная методика повышения эффективности управления школой на основе интеграции ИКТ на примере МБОУ «СОШ № 53» г. Набережные Челны. Рассмотрены этапы внедрения ФГИС «Моя школа», электронного документооборота, облачных офисных сервисов и платформ дистанционного взаимодействия, а также практика мониторинга качества использования электронных ресурсов и обеспечения информационной безопасности. Описан опыт применения аналитических дашбордов для оперативного управления успеваемостью, внедрения адаптивных и ассистивных технологий для инклюзии учащихся с ОВЗ и построения системы регулярного обучения персонала. Показаны количественные результаты: сокращение времени согласования документов, повышение уровня использования ЭОР до 100%, уменьшение сроков педагогической интервенции и экономия административных ресурсов.
Ключевые слова:
ИКТ, школа, управление, ФГИС Моя школа, ЭДО, облачные сервисы, дистанционные платформы, дашборды, информационная безопасность, адаптивные технологии, эффективность
В условиях динамичной цифровой трансформации школьного управления ключевым ресурсом становится система практических инструментов и методик, способная обеспечить последовательную интеграцию ИКТ в управленческие процессы. Опыт МБОУ «СОШ № 53» г. Набережные Челны демонстрирует, как можно структурировать цифровую экосистему школы на базе государственных и открытых решений, минимизируя расходы и повышая прозрачность принятия решений.Первый оплот цифровизации в школе – это внедрение Федеральной государственной информационной системы «Моя школа» (ФГИС). Данная единая платформа обеспечивает комплексное решение: ведение электронного журнала и дневника, централизованный доступ к федеральному каталогу электронных образовательных ресурсов (ЭОР), механизмам тестирования и коммуникации со всеми участниками образовательного процесса. По результатам мониторинга, 95% педагогов освоили функционал ФГИС и регулярно используют его для организации проектной деятельности и подборки контента на уроках [1].Параллельно с этим школа выстроила систему контроля качества применения ЭОР: ежеквартальные ревизии рабочих программ и выборочные посещения уроков позволили обеспечить единое соответствие федеральному перечню ресурсов и оперативно реагировать на обновления (приказы Минпросвещения от 04.10.2023 № 738 и 18.07.2024 № 499). В результате уровень использования ЭОР достиг 100 % в рамках уставных образовательных программ, что позволяет не только повышать методическую насыщенность занятий, но и снижать нагрузку на учителей при подготовке материалов [3, 4].Не менее значимым элементом цифровой инфраструктуры стало развертывание системы электронного документооборота (СЭД). Перевод порядка 1 550 локальных документов ежегодно в электронный вид по ФЗ-122 позволил сократить среднее время согласования «простых» приказов с 17 до 5 минут, а «сложных» – с 45 до 15 минут. Экономия более 2 770 ч административного времени эквивалентна высвобождению свыше 1,2 млн. ₽ годового фонда оплаты труда при учёте оплаты сопровождения системы.Облачные офисные сервисы и хранилище (пакет «Р7-Офис» в рамках ФГИС) обеспечили совместную работу над планами и отчётами в режиме реального времени и гарантировали резервное копирование данных. Дополнительно внедрена отечественная платформа дистанционного общения «Сферум», интегрированная через ЕСИА, что позволило проводить онлайн-совещания с родителями, вебинары для сотрудников и обеспечивать «удалённое присутствие» учащихся, находящихся на нём по состоянию здоровья.Важным компонентом методики является системное сопровождение вопросов информационной безопасности. С сентября 2024 г. в тематическом планировании всех предметных областей появились уроки цифровой грамотности и риск-ориентированного поведения в сети, при этом в рамках воспитательной работы регулярно проводится мониторинг уровня интернет-зависимости и игровой зависимости учащихся. По оценке администрации, подобный подход снижает инциденты несоблюдения норм безопасности и повышает доверие всех участников образовательного процесса [1].Особое внимание уделяется адаптивным и ассистивным технологиям для инклюзии учащихся с ОВЗ – от программ экранного чтения и увеличения текста до подключаемых слуховых устройств и адаптированных средств ввода, что формирует равные условия доступа к электронным ресурсам. Эта практика обеспечивает интеграцию каждого ребёнка в единую цифровую образовательную среду и повышает общий уровень цифровой компетентности коллектива.Наконец, в роли аналитического ядра выступают дашборды ФГИС, позволяющие заместителям директора получать сведения о промежуточных результатах успеваемости в режиме реального времени с автоматическим отслеживанием «ниже трёх» и немедленным уведомлением ответственных педагогов. Средний срок педагогической интервенции сократился с 29 до 6 дней, что продемонстрировало эффект «данных в реальном времени» и значительно повысило адаптивность управленческих решений [1].Таким образом, комплексная методика повышения эффективности управления школой на основе ИКТ в кейсе МБОУ «СОШ № 53» включает:- централизованную цифровую платформу ФГИС «Моя школа»,- систему электронного документооборота для ускорения и прозрачности процессов,- облачные офисные решения и специальные платформы для коммуникации и инклюзии,- регулярный мониторинг и ревизию ЭОР,- внедрение модулей информационной безопасности и адаптивных технологий,- аналитические дашборды для принятия обоснованных оперативных решений.Все описанные инструменты и методики интегрированы в существующие регламенты и кадровую подготовку, что позволило МБОУ «СОШ № 53» сформировать устойчивую цифровую экосистему, готовую к дальнейшему развитию и масштабированию инноваций в управлении.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Мухаметзянова Г.Б. ПРАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДИКА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ШКОЛОЙ НА ОСНОВЕ ИКТ: КЕЙС МБОУ «СОШ № 53» Г. НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1025 - 1029. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24012 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*