'
Платонова Е.Н.
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «CASE-STUDY» В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ *
Аннотация:
в работе рассмотрена технология кейс – обучения, значение её использования в обучении студентов педагогических специальностей, основные требования к описанию конкретных ситуаций и их содержанию. В процессе решения педагогических ситуаций студенты имеют возможность изучить практическую сторону выбранной профессии и подготовиться к реализации педагогических компетенций.
Ключевые слова:
образовательный процесс, обучение, профессиональные компетенции, педагогическая ситуация, кейс – метод
В качестве основополагающей идеи обучения будущих представителей педагогических профессий является – освоение некоторых профессиональных компетенций, которые позволят студентам в дальнейшем реализовывать профессиональный потенциал. Успешное освоение различных методик обучения, оформления профессиональной педагогической документации, её своевременное и грамотное ведение – важные компоненты становления любого специалиста, в том числе – в области педагогики. По различным оценкам социологических опросов, студенты сталкиваются с трудностями в реализации и применения на практике ранее успешно освоенных педагогических методов, приемов, форм и средств обучения в процессе непосредственного взаимодействия с детьми разных возрастных категорий. Данные трудности не связаны с качеством ранее освоенных теоретических знаний, но не позволяют «новоиспеченным» специалистам в полной мере использовать свои творческие возможности, личностные качества и профессиональные компетенции в период освоения основ и специфических направлений специальности.Для того, чтобы лучше разобраться в особенностях метода. О котором далее пойдёт речь, необходимо обратиться к истокам его создания. Метод case-study впервые был применён в Гарвардской Школе Бизнеса в 1921 году и до сих пор Гарвард является флагманом «кейс-индустрии» всего мира – его представители пишут в год по 600 высококачественных кейсов. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1921 году в «Отчётах Гарвардского университета о бизнесе». Ситуационное обучение по гарвардской методике сегодня – это интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения [3, с. 12].Кейс-метод позволяет получить студентами педагогических специальностей информацию о различных особенностях, методах, приёмах обучения детей разных возрастных категорий, субъективное преставление специалистов, педагогов и родителей, имеющих устоявшееся мнение о них. Этот метод является специфическим и имеет практическую направленность, поскольку определяет тему дискуссии студентов, стимулирует интерес, повышает мотивацию к обучению. Кейс – метод позволяет преподавателям высших учебных заведений осуществлять лабораторно-практический контроль успеваемости студентов, а также является эффективным методом самоконтроля обучающихся. В процессе «решения» кейсов студент сталкивается с определёнными трудностями, которые могут вызывать необходимость в поиске новой информации или её актуализации и уточнения. Таким образом, при осуществлении самоконтроля усвоенных знаний, студент получит возможность не только компенсировать недостаток знаний по той или иной тематике, но и определить – какие темы требуют уточнения, конкретизации и систематизации.Образовательная деятельность студентов педагогических специальностей в основном базируется на деятельностном подходе, качественном освоении предлагаемых теоретических и практико-ориентированных курсов. Для решения задачи привлечения студентов к практической деятельности в рамках освоения профессии, снижения уровня их стресса, приобретения уверенности, преподаватели часто обращаются к различным образовательным технологиям. Одной из наиболее активно применяемых технологий является «keys-study» или «кейс – обучение». Эта технология имеет популярность среди преподавателей экономики, физики, информатики, юриспруденции, права, но не меньшее значение имеет в опыте использования её специалистами педагогических высших учебных заведений. Данная технология помогает преподавателям разнообразить деятельность студентов в рамках учебных занятий, заинтересовать, сконцентрировать творческий потенциал, интеллектуальные ресурсы студентов. В процессе применения этой технологий преподаватель предлагает проанализировать конкретные ситуации, обобщить, систематизировать полученную информацию, применить теоретические знания в той или иной образовательной области и с опорой на возможный предыдущий опыт выработать и выдвинуть решение в соответствии с предложенными критериями для ответа.В процессе изучения содержания ситуаций, студенты могут изучить с практической точки зрения определённую педагогическую проблему, поскольку в описании могут быть перечислены и продемонстрированы способы её решения конкретными педагогами. На первый взгляд кейс – метод можно характеризовать как самостоятельный, но при ближайшем рассмотрении предоставляется возможность предполагать, что в нём содержатся и другие методы, такие как: моделирование, игровой метод, мысленный эксперимент, системный анализ, наглядный метод.Поскольку кейс – метод погружает студентов в вымышленную ситуацию, где глубокий, доскональный анализ ситуации может сильно воздействовать на профессионализацию студентов, способствует осмыслению выбранного высшего учебного заведения, развивает интерес, целеустремлённость, мотивацию в отношении учёбы. Конкретизация в подобранных ситуациях помогает обучающимся подобрать необходимые пути решения, осмысленно и сосредоточенно подобраться к сути, наметить предполагаемый план и возможные результаты. Погружение в контекст вымышленной ситуации определяет время и интеллектуальные ресурсы, затраченные на её решение. Необходимо также обращать внимание на то, что действия педагогов или конкретных специалистов могут быть описаны в кейсе, в таком случае студенту необходимо точно определить их состоятельность, целесообразность и эффективность использования в конкретном случае. Если же данные о педагогической работе отсутствуют, то необходимо самостоятельно определить проблемное поле, конкретизировать, обосновать намеченные возможные пути решения. Тот или иной вариант описания педагогической ситуации может включать различного рода комментарии, прямую речь, самостоятельные размышления педагогов, цитаты, фотографии, рисунки, устные и письменные работы школьников, аудиозаписи, поделки. Самостоятельная выработка последовательности действий является эффективным средством формирования профессиональных качеств педагога, таких как: эмпатия и забота, организованность, творческий подход, мотивация и энтузиазм, ответственность.Далее обратимся к этапам, которые по мнению М. Линдере и Дж. Эрскин следует выделять в процессе написания кейса пять этапов, которые опишем далее:Этап 1. Поиск первоначальных условий (цель первого этапа - определить основную идею будущего кейса и добиться расположения нужных организаций и контактных лиц).Установление первого контакта.Сбор информации.Процесс составления (Составление кейса предполагает организацию и представление полученных данных таким образом, чтобы описанная в кейсе ситуация была понятна читателю после первого же прочтения и имела единственное толкование).Получение разрешения на публикацию. Кейс — это результат творческой деятельности преподавателя. Как интеллектуальный продукт он имеет свои источники [1, стр. 4].Процесс составления кейса, пожалуй, самый трудный этап работ над новым кейс-материалом. Поэтому при описании ситуаций нужно опираться на следующие рекомендации:в кейсе желательно описывать одно или несколько событий, взятых из реальной опыта педагогов и других специалистов, работающих с детьми разных возрастных категорий,в кейсе обязательно приводится необходимая информация об образовательной организации в целом и специалистах, работающих в ней,кейс-материал должен содержать высказывания сотрудников организации относительно рассматриваемой проблемы,текст кейса не должен быть перегружен биографическими данными сотрудников организации,текст должен быть написан с соблюдением всех правил грамматики, синтаксиса и пунктуации,в тесте необходимо избегать двусмысленности толкования и затрудненного понимания сути изложенной ситуации, для чего нужно тщательно подбирать слова. Желательно описывать ситуацию в прошедшем времени. Это необходимо, прежде всего, в целях защиты интересов организации, предоставившей информацию, а также увеличения «жизненного усилия» кейса [2, стр. 65].Кейс-материал, изложенный в настоящем времени, живет ровно столько времени, сколько актуальна описанная в нем ситуация. Именно поэтому практики в случае невозможности описания ситуации в прошедшем времени рекомендуют указывать точную дату написания кейса. Для представления данных всегда желательно использовать табличную форму их представления. А в целях облегчения работы с кейс - материалом рекомендуется использование диаграмм, схем, рисунков, сводных таблиц. Чем ярче будет представлена проблема, поставленная в кейсе, тем больший интерес она вызовет. Столкновение идей или людей - лучшая гарантия успеха кейса в студенческой среде. Необходимо помнить о том, что все материалы в кейсе обязательно должны проходить проверку на достоверность. Особенно это касается цифровой и статической информации.Цель педагогического образования – это подготовка высококвалифицированного специалиста, имеющего конкретные знания, умения, навыки, которые обеспечивают работоспособность на рынке труда. Многие психологи также указывают на то, что существует «установка» - готовность к конкретному поведению (или действиям) в определённом направлении. Описание опыта работы Д. Узнадзе, показали, что выработанная установка действительно может влиять на характер деятельности человека и эффективность. Другими словами, можно утверждать, что в момент, когда студента педагогического высшего учебного заведения столкнётся с похожей ситуации на практике или в процессе работы, то сможет объективно оценить её и предпринять всевозможные шаги для её решения.Сформировавшая установка улучшает восприятие ситуации студентами, тем самым облегчая работу преподавателю. Решение ситуации позволит превратить обучение в игру, участие в которой заложит «фундамент» будущей реализации в образовательной сфере. Поскольку описанные преподавателем кейсы не имеют четких рекомендаций по объему, это позволяет наиболее детально рассмотреть поставленную проблему. Таким образом, технология кейс – метода позволяет вызвать интерес у студентов, организовать их самостоятельную работу, способствует к созданию ситуации, когда студенты могут и обязаны взаимодействовать друг с другом, обмениваться информацией, делиться опытом, подбирать материалы.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Платонова Е.Н. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «CASE-STUDY» В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1045 - 1052. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24015 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*