'
Подсеваткин Н.В.
РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА СЦЕНОГРАФИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ *
Аннотация:
доклад исследует возможности применения принципов сценографии в образовательном процессе для стимулирования когнитивного развития учащихся. В докладе будут рассмотрены теоретические основы связи когнитивных функций с процессом создания и восприятия сценографических решений. На основе анализа практического опыта будет представлены конкретная методика и примеры использования сценографических приемов в различных образовательных контекстах, демонстрирующие их эффективность в развитии таких когнитивных способностей, как пространственное мышление, визуальное восприятие, воображение и творческое решение задач.
Ключевые слова:
когнитивность, сценография, образовательная программа
В современном образовании всё большую актуальность приобретает развитие когнитивных способностей, таких как пространственное мышление, воображение и визуальное восприятие. Эти навыки играют ключевую роль в успешном освоении учебного материала и адаптации к жизни. Известно, что творческая деятельность тесно связана с когнитивным развитием, стимулируя познавательные процессы. Наше исследование посвящено изучению влияния сценографической деятельности на развитие пространственного мышления, воображения и визуального восприятия у учащихся. Выдвинутая нами гипотеза предполагает, что участие в сценографических проектах способствует развитию этих когнитивных способностей. Методология исследования включала наблюдение за учебным процессом и тестирование когнитивных функций участников до и после завершения программы.Теоретическая основа нашего исследования опирается на концепции когнитивного развития Жана Пиаже и Льва Выготского. Пиаже акцентирует внимание на стадиях когнитивного развития, подчеркивая активную роль ребенка в процессе познания [4]. Выготский же выделяет значимость социального взаимодействия и зоны ближайшего развития в формировании когнитивных функций [3]. Пространственное мышление – это способность представлять и манипулировать объектами в пространстве, понимать их взаиморасположение и взаимосвязи. Воображение – это способность генерировать новые образы и идеи, комбинировать известные элементы в оригинальных сочетаниях. Визуальное восприятие – это способность обрабатывать и интерпретировать визуальную информацию, различать формы, цвета и текстуры. Развитие всех трех этих способностей тесно взаимосвязано и непосредственно влияет на успешность обучения, особенно в таких областях как математика, естественные науки и искусство.Сценография – это искусство создания сценического пространства, включающее в себя работу с объемом, цветом, светом и композицией [2]. Она представляет собой уникальный инструмент для развития когнитивных функций. Создание сценического пространства требует развитого пространственного мышления, выбор цветовой гаммы и световых решений стимулирует визуальное восприятие, а работа над композицией – развивает воображение и креативность. Сам процесс проектирования и воплощения сценического замысла способствует интеграции знаний из разных областей, развивая абстрактное и аналитическое мышление [1].Практическая часть исследования проводилась в рамках программы "Погружение в "живое" пространство", разработанной для восьми учеников 7-8 классов школы №21 им. Э.П. Шаффе. Программа состояла из четырех этапов, и на каждом из них мы наблюдали за развитием когнитивных способностей детей.Первый этап – Введение в сценографию: вместе с лекционным форматом использовались интерактивные методы. Демонстрировались фрагменты спектаклей с различными сценографическими решениями, задавали вопросы о том, как цвет, свет и пространство влияют на восприятие сцены. Один ученик, Михаил, сразу же обратил внимание на использование метафор в сценографии – как символические элементы передают глубинный смысл. Это показало его развитое абстрактное мышление и хорошее визуальное восприятие.Второй этап – Знакомство с театральными цехами: здесь мы перешли к практике. Дети с энтузиазмом подбирали костюмы для сказочных персонажей, придумывая оригинальные решения. Например, для образа Снегурочки участница Катя предложила использовать синие и белые ткани и необычные аксессуары, демонстрируя нестандартное мышление и креативность. Во время занятий по гриму некоторые дети с легкостью схватывали основы техники, а другие нуждались в дополнительной помощи. Интересно было наблюдать, как у тех, кто справился быстрее, включалось воображение – они придумывали более сложные маски, проявляя инициативу. Работа со светом и звуком проходила в игровой форме – дети создавали звуковые эффекты для разных сцен с помощью подручных средств (шуршание бумаги, стук деревянных палочек), а также настроение для музыкальных фрагментов и как та или иная мелодия может усилить сцены спектаклей. Один из учеников, Георгий, самостоятельно собрал простую световую установку из фонариков, демонстрируя хорошие пространственные способности. Создание реквизита также было наполненно креативом – из пенопласта, ткани и бумаги дети создавали удивительные вещи, пытаясь детально передать фактуры и текстуры материалов.Третий этап – Макетирование: Этот этап более всего продемонстрировал развитие пространственного мышления. Дети выбирали сказки и создавали макеты. Один ученик сделал макет "Теремка", тщательно продумывая расположение всех персонажей и создавая эффект глубины с помощью разных уровней высоты. Другой ученик сделал макет леса для "Красной Шапочки", используя разнообразные материалы для создания текстуры и объема, продемонстрировав хорошее визуальное восприятие.Четвёртый этап – Постановка сценографического спектакля: здесь всё сошлось воедино. Дети сами разрабатывали гримы, костюмы, и даже частично сценарий. Это было удивительным зрелищем! Они не только применили полученные знания, но и продемонстрировали свою способность к коллективной работе по решению сложных творческих задач.Анализ данных показал значительное улучшение показателей пространственного мышления, воображения и визуального восприятия у большинства детей. Например, в тесте на пространственное воображение средний балл вырос на 30%. Помимо количественных данных, мы наблюдали качественные изменения. Дети стали более внимательны к деталям, более креативны, более уверены в своих силах.Полученные результаты указывают на высокую эффективность использования сценографической деятельности для развития когнитивных навыков у школьников. Это имеет существенное значение для педагогической практики, предлагая новые подходы к развитию творческого потенциала и когнитивных способностей детей. Однако, следует отметить ограничения исследования: небольшая выборка участников, ограниченное время проведения программы, а также субъективность оценки некоторых аспектов. В процессе реализации программы мы столкнулись с рядом трудностей:• Неравномерный уровень подготовки и мотивации участников: для решения этой проблемы использовался индивидуальный подход к каждому ученику, дополнительные задания для более подготовленных и упрощенные – для тех, кто нуждался в дополнительной поддержке. Постоянная похвала и поддержка помогли повысить мотивацию.• Организационные сложности: заблаговременная подготовка материалов, четкое планирование расписания и привлечение педагога класса позволили справиться с организационными трудностями.• Непредсказуемость творческого процесса: гибкость в планировании и готовность к корректировке проекта на ходу позволили оперативно реагировать на возникающие проблемы.• Ограниченность ресурсов и времени: использование подручных материалов и креативный подход к созданию декораций и реквизита позволили минимизировать влияние ограниченных ресурсов, а также все, кто не закончил свои работы мог остаться и доделать с моей помощью.• Сложности в постановке спектакля: регулярные репетиции, поэтапное освоение материала и взаимопомощь между участниками помогли успешно завершить постановку спектакля.Дальнейшие исследования с более масштабной выборкой и более длительным периодом наблюдения позволят получить более точные и обобщенные результаты.В перспективе планируется расширить исследование, включив в него большее количество участников различных возрастных групп. Мы также планируем усовершенствовать программу, добавив новые модули и методики, и изучить долгосрочные эффекты участия в программе. Полученные результаты могут быть успешно применены в различных образовательных контекстах, предлагая новые способы интеграции творческих занятий в учебный процесс.В заключение, наше исследование демонстрирует значительный потенциал сценографической деятельности как эффективного инструмента развития когнитивных способностей у учащихся. Программа "Погружение в "живое" пространство" показала свою эффективность и может служить примером для разработки новых образовательных проектов. Надеюсь, что результаты исследования будут полезны для педагогов и всех, кто заинтересован в развитии творческого потенциала и когнитивных способностей детей.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Подсеваткин Н.В. РАЗВИТИЕ КОГНИТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ИСКУССТВА СЦЕНОГРАФИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1053 - 1058. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24016 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*