'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 142

Просмотры  94 просмотров

Сагитова Д.Д.

  


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ *

  


Аннотация:
статья посвящена разработке внутрикорпоративной модели сопровождения учителей, работающих с одарёнными детьми. На основе системного, деятельностного и компетентностного подходов предложена авторская структурно-функциональная модель, включающая 7 взаимосвязанных блоков. Раскрыто содержание каждого компонента, подчёркнута их направленность на повышение профессиональной компетентности педагогов. Научная новизна заключается в теоретическом обосновании модели как инструмента управления внутрикорпоративной системой сопровождения.   

Ключевые слова:
одаренные дети, сопровождение учителя, внутрикорпоративная модель   


Современная система образования в Российской Федерации уделяет приоритетное внимание выявлению, поддержке и развитию одаренных детей, что закреплено в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 77) [10]. Эффективность этой работы напрямую зависит от уровня профессиональной компетентности педагогических кадров и организации их системного сопровождения на уровне образовательного учреждения. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, значительным количеством одаренных детей (например, в Тюменской области, по данным Фонда «Талант и успех», на конец 2024 г. в ГИР внесено 11743 результата, выявлено 6407 уникальных победителей и призеров [6]), а с другой – недостаточной разработанностью теоретических основ и практических инструментов для создания внутрикорпоративных моделей сопровождения педагогов, работающих с данной категорией учащихся. Это порождает противоречия между потребностью общества и государства в качественной работе с одаренными детьми и недостаточной готовностью административного аппарата школ к ее системной организации. Проблема исследования заключается в необходимости разработки научно обоснованной внутрикорпоративной модели сопровождения учителей общеобразовательной школы, направленной на преодоление указанных противоречий.Сопровождение учителя в педагогической науке рассматривается как целенаправленная система поддержки и содействия его профессиональному развитию, основанная на гуманистических принципах и направленная на создание условий для целостного личностно-профессионального становления и самореализации педагога.Исторически эволюционировав от нормативно-регламентирующих подходов XIX века к современным полипарадигмальным практикам, сопровождение интегрирует достижения гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу), рефлексивно-деятельностного подхода (Д. Шён) и образовательного менеджмента (М.М. Поташник) [1, 4, 9]. Структурно-функциональная модель сопровождения включает организационно-управленческий, содержательно-методический, психолого-педагогический, технологический (цифровой) и социально-коммуникативный компоненты, реализуемые на индивидуальном, групповом, организационном и социально-педагогическом уровнях.Процесс организации сопровождения учителя по работе с одаренными детьми определяется нами как целенаправленная, последовательная и структурированная деятельность субъектов управления по созданию, внедрению, поддержанию и развитию системы условий, ресурсов, форм, методов и взаимодействий, обеспечивающих повышение профессиональной компетентности педагогов в работе с данной категорией учащихся. Данный процесс базируется на принципах научности, системности, гуманистической направленности, непрерывности, практико-ориентированности, индивидуализации, вариативности, сотрудничества и рефлексивности.Анализ научных источников (Ю.З. Гильбух, Дж. Рензулли, Е.И. Щебланова, М.М. Поташник, Т.И. Шамова и др.) показывает, что, несмотря на значительные исследования в области одаренности и управления образованием, вопросы создания комплексных внутрикорпоративных моделей сопровождения учителей, работающих с одаренными детьми, остаются недостаточно изученными [8, 11, 12].На основе анализа теоретических подходов и с учетом специфики работы с одаренными детьми нами разработана внутрикорпоративная структурно-функциональная модель процесса организации сопровождения учителя, направленная на повышение его профессиональной компетентности. Структура предлагаемой модели, включающая семь взаимосвязанных блоков, представлена на рисунке 1.Рисунок 1.Данная модель является организационно-педагогической и включает следующие взаимосвязанные блоки (компоненты):1. Целевой блок. Определяет стратегическую направленность процесса организации сопровождения.Цель: повышение профессиональной компетентности учителей в выявлении, развитии и психолого-педагогической поддержке одаренных детей в условиях общеобразовательной школы.Задачи: конкретизируют цель и направлены на достижение измеримых изменений в профессиональной деятельности педагогов и образовательной среде школы. Ключевыми задачами являются:1) диагностико-аналитические задачи:- обеспечение своевременного выявления профессиональных затруднений и образовательных потребностей учителей в области работы с одаренными детьми,- анализ уровня сформированности у педагогов ключевых компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия с данной категорией учащихся.2) содержательно-методические задачи:- формирование у учителей системы теоретических знаний о психолого-педагогических особенностях одаренных детей, современных концепциях и моделях одаренности,- освоение педагогами современных технологий, методов и приемов идентификации, обучения, воспитания и развития одаренных учащихся в урочной и внеурочной деятельности,- развитие у учителей умений проектировать индивидуальные образовательные маршруты и адаптированные образовательные программы для одаренных детей,- обеспечение методической поддержки педагогов в разработке и реализации инновационных образовательных практик.3) психолого-педагогические задачи:- развитие у учителей рефлексивных умений, способности к самоанализу и самооценке своей профессиональной деятельности,- формирование у педагогов гуманистической позиции, эмпатии и навыков конструктивного взаимодействия с одаренными детьми, их родителями и коллегами,- содействие профилактике профессионального выгорания и повышению стрессоустойчивости учителей.4) организационно-мотивационные задачи:- создание в образовательной организации мотивирующей среды, стимулирующей профессиональный рост и творческую активность учителей в работе с одаренными детьми,- обеспечение условий для персонализированного подхода к профессиональному развитию каждого педагога с учетом его индивидуальных особенностей и запросов,- формирование и развитие профессиональных педагогических сообществ, ориентированных на обмен опытом и сотрудничество в области работы с одаренными детьми.5) результативно-оценочные задачи:- разработка и внедрение системы мониторинга и оценки эффективности процесса сопровождения учителей,- обеспечение условий для анализа и распространения успешного педагогического опыта работы с одаренными детьми.2. Методологический блок. Задает теоретические и ценностные основания модели.Подходы: системный, деятельностный, личностно-ориентированный, компетентностный, гуманистический, рефлексивный, андрагогический, программно-целевой.Принципы: научности, системности и целенаправленности, гуманистической направленности, непрерывности и преемственности, практико-ориентированности, индивидуализации и дифференциации, вариативности и гибкости, сотрудничества и партнерства, рефлексивности.3. Организационно-управленческий блок. Обеспечивает создание и функционирование системы сопровождения.Субъекты организации сопровождения: администрация школы (директор, заместители, ответственные за методическую работу и работу с одаренными детьми), руководители методических объединений, школьный психолог, опытные педагоги-наставники, сам учитель (как активный субъект своего профессионального развития).Нормативно-правовое обеспечение: разработка и утверждение локальных актов (Положение о внутришкольной системе сопровождения учителей по работе с одаренными детьми, Положение о наставничестве, программы повышения квалификации), регламентирующих процесс.Планирование: разработка годовых и перспективных планов работы по сопровождению учителей (общешкольных и индивидуальных), определение этапов, сроков, ответственных лиц.Координация: обеспечение согласованного взаимодействия всех субъектов и структур, вовлеченных в процесс сопровождения, включая сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями и учреждениями.4. Содержательно-деятельностный блок. Раскрывает основные направления и этапы практической реализации сопровождения. Включает следующие подкомпоненты:1) диагностический подкомпонент: выявление профессиональных затруднений учителей, их образовательных потребностей, уровня компетентности в работе с одаренными детьми (используются методы: анкетирование, собеседования, анализ уроков, педагогическое наблюдение, самодиагностика),2) проектировочный (планово-прогностический) подкомпонент: на основе данных диагностики осуществляется разработка индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) для учителей, программ повышения квалификации (внутришкольных), планов работы методических объединений, творческих и проблемных групп, проектов, направленных на совершенствование работы с одаренными детьми,3) реализационный (практико-ориентированный) подкомпонент: осуществление непосредственного сопровождения через разнообразные, взаимодополняющие формы и методы:- индивидуальные: наставничество, тьюторство, коучинг, индивидуальное консультирование (методическое, психологическое), стажировки, самообразование по ИОМ, ведение профессионального портфолио.- групповые: работа методических объединений (предметных, междисциплинарных, творческих), проблемных и проектных групп, обучающие семинары и семинары-практикумы, тренинги (компетентностные, личностного роста), мастер-классы, открытые уроки с последующим совместным анализом и обсуждением, супервизия, интервизия.- коллективные (общешкольные): тематические педагогические советы, научно-практические конференции (школьные, с приглашением внешних экспертов), круглые столы по актуальным проблемам работы с одаренными, конкурсы профессионального мастерства,4) психолого-педагогический подкомпонент: оказание целенаправленной психологической поддержки учителям, включая профилактику профессионального выгорания, развитие стрессоустойчивости, формирование навыков педагогической рефлексии, развитие эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности.5. Ресурсно-технологический блок. Обеспечивает процесс сопровождения необходимыми ресурсами и современными технологиями.1) кадровые ресурсы: квалифицированные управленческие кадры, методисты, психологи, педагоги-наставники, а также возможность привлечения внешних специалистов (преподавателей вузов, сотрудников центров по работе с одаренными детьми),2) материально-технические ресурсы: помещения для проведения мероприятий (актовый зал, методический кабинет), современное оборудование (мультимедийные проекторы, интерактивные доски, компьютеры), дидактические материалы и пособия,3) информационно-методические ресурсы: создание и постоянное обновление банка методических разработок, лучших педагогических практик, доступ к научной и методической литературе, электронным образовательным ресурсам (ЭОР), базам данных по психологии и педагогике одаренности,4) цифровые ресурсы и технологии: активное использование возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ): платформы для дистанционного обучения и взаимодействия (LMS), организация вебинаров, онлайн-консультаций, создание электронного портфолио учителя, использование цифровых образовательных сред и инструментов для совместной работы.6. Контрольно-оценочный блок. Позволяет отслеживать ход и результаты процесса сопровождения, оценивать его эффективность.Критерии и показатели эффективности: разработка и применение системы измеримых критериев и показателей, отражающих как процессуальные аспекты (например, степень вовлеченности учителей, удовлетворенность качеством сопровождения, регулярность мероприятий), так и результативные (например, рост уровня профессиональной компетентности учителей, положительная динамика в качестве их практической деятельности с одаренными детьми, достижения учащихся, создание развивающей образовательной среды).Методы оценки: комплексное использование различных методов: наблюдение (включенное и невключенное), анкетирование, тестирование (диагностика уровня компетенций), анализ продуктов деятельности учителей (разработки уроков, программы, портфолио), экспертные оценки (внутренние и внешние), самооценка и самоанализ педагогов.Мониторинг: организация систематического сбора, обработки, анализа и интерпретации информации о ходе и результатах процесса сопровождения.7. Рефлексивно-корректирующий блок. Обеспечивает развитие и совершенствование системы сопровождения на основе полученных данных.Анализ результатов: глубокое обсуждение и осмысление данных мониторинга на различных уровнях (индивидуальном, групповом, административном), выявление достигнутых успехов, возникших трудностей, сильных и слабых сторон реализуемой модели.Обратная связь: организация системы сбора и анализа обратной связи от всех участников образовательных отношений (учителей, администрации, а также, опосредованно, от учащихся и их родителей) о качестве и эффективности сопровождения.Коррекция деятельности: внесение необходимых и своевременных изменений в содержание, формы, методы, ресурсы и управление процессом сопровождения на основе результатов анализа и полученной обратной связи с целью повышения его эффективности и адаптации к изменяющимся условиям.Все блоки модели взаимосвязаны и взаимозависимы, образуя динамичную систему, направленную на достижение поставленной цели.Научная новизна исследования заключается в разработке теоретически обоснованной внутрикорпоративной модели сопровождения учителей по работе с одаренными детьми, учитывающей специфику общеобразовательной школы. Теоретическая значимость состоит в разработке теоретических основ сопровождения учителей по работе с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы.Практическая значимость предлагаемой модели заключается в возможности ее использования администрацией общеобразовательных школ для проектирования и внедрения системы внутрикорпоративного сопровождения учителей, работающих с одаренными детьми. Это позволит повысить профессиональную компетентность педагогов, создать благоприятные условия для развития потенциала одаренных учащихся и, как следствие, улучшить качество образования в целом.Разработанная внутрикорпоративная модель сопровождения учителей по работе с одаренными детьми представляет собой целостную систему, интегрирующую целевые, методологические, организационные, содержательные, ресурсные и оценочно-корректирующие аспекты. Ее внедрение в практику общеобразовательных школ способно оптимизировать процесс профессионального развития педагогов, повысить их готовность к эффективной работе с одаренными учащимися и обеспечить создание развивающей образовательной среды. Дальнейшие исследования будут направлены на экспериментальную проверку эффективности предложенной модели и разработку методических рекомендаций по ее реализации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Сагитова Д.Д. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В РАБОТЕ С ОДАРЁННЫМИ УЧАЩИМИСЯ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1067 - 1078. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24018 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24018



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.