'
Хайрнасов Э.Р.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ОЛИМПИАДНОЙ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *
Аннотация:
в статье представлены результаты эмпирического исследования эффективности модели организации подготовки педагогов по сопровождению обучающихся, участвующих в олимпиадах по математике. Исследование проводилось на базе ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище» с участием 13 преподавателей математики. Констатирующий этап выявил ключевые проблемы: недостаточный опыт преподавания олимпиадной математики (61,5% педагогов), отсутствие методической поддержки (100% преподающих), низкий уровень индивидуализации подготовки учащихся (76,9%). Формирующий эксперимент включал реализацию комплексной программы «Мастерство олимпиадной математики» с дифференцированным подходом к трем группам педагогов. Результаты продемонстрировали значительную позитивную динамику: увеличение доли педагогов с высоким уровнем предметных компетенций с 7,7% до 30,8%, рост методических компетенций на 1,8-2,2 балла, увеличение доли педагогов, преподающих олимпиадную математику, с 38,5% до 84,6%, повышение результативности участия обучающихся в олимпиадах более чем в 3 раза. Исследование подтвердило эффективность модели, основанной на мониторинге профессиональных дефицитов, методической поддержке и апробации педагогических проектов.
Ключевые слова:
олимпиадная математика, подготовка педагогов, профессиональные компетенции, методическая поддержка, формирующий эксперимент, дифференцированный подход
Современное математическое образование характеризуется растущим вниманием к развитию математической одаренности обучающихся через олимпиадное движение. Однако, как показывают исследования, существует значительный разрыв между потребностями олимпиадного движения и готовностью педагогов к эффективному преподаванию олимпиадной математики [1, с. 508, 2, с. 119].Анализ научной литературы выявляет противоречие между необходимостью организации подготовки учителей олимпиадной математики и недостаточной изученностью условий, организационных форм и способов управления этим процессом [3, с. 264]. При этом большинство существующих исследований сосредоточено на теоретических аспектах проблемы, в то время как эмпирические исследования эффективности конкретных моделей подготовки педагогов представлены недостаточно.Целью данного исследования является эмпирическая проверка эффективности разработанной модели организации подготовки педагогов олимпиадной математики в условиях общеобразовательной организации.Исследование проводилось на базе ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище» с ноября 2024 по май 2025 года. В исследовании приняли участие 13 преподавателей математики (11 женщин и 2 мужчин) с педагогическим стажем от 1 до 40 лет.Методологическую основу исследования составили: системный подход (А.Н. Аверьянов, В.П. Беспалько), обеспечивающий целостность анализа процесса подготовки педагогов, личностно-ориентированный подход (В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), позволяющий учитывать индивидуальные особенности педагогов, деятельностный подход (А.Н. Леонтьев), предполагающий активное участие педагогов в процессе обучения, компетентностный подход (А.В. Хуторской), направленный на формирование профессиональных компетенций.Исследование включало три этапа. Констатирующий этап (ноябрь 2024 г.) – диагностика исходного состояния профессиональных компетенций педагогов с использованием авторских анкет, направленных на выявление дефицитов в знаниях по олимпиадной математике и оценку удовлетворенности преподаванием. Формирующий этап (декабрь 2024 – март 2025 г.) – реализация модели организации подготовки педагогов, включающей диагностический, проектировочный, реализационный и контрольно-оценочный компоненты. Контрольный этап (апрель-май 2025 г.) – оценка эффективности реализованной модели через анализ динамики профессиональных компетенций педагогов и результативности участия обучающихся в олимпиадах.Анализ результатов констатирующего этапа выявил ряд существенных проблем в организации подготовки педагогов к преподаванию олимпиадной математики. Несмотря на то, что 84,7% преподавателей имеют педагогический стаж более 10 лет, только 38,5% (5 человек) имели опыт преподавания олимпиадной математики, причем лишь 15,4% делали это на постоянной основе. Это свидетельствует о значительном разрыве между общим педагогическим опытом и специфическими компетенциями в области олимпиадной математики.Все преподаватели (100%), имеющие опыт работы с олимпиадной математикой, отметили недостаток методической поддержки как ключевую проблему. Также значимыми трудностями были названы: сложность олимпиадных задач (80%), нехватка времени на подготовку (60%), отсутствие опыта (40%).Важным результатом стало выявление высокой мотивации педагогов к профессиональному развитию: 69,2% выразили желание получать дополнительное обучение по олимпиадной математике, при этом только 23,1% имели возможность участвовать в курсах повышения квалификации или вебинарах.Таблица 1. Основные проблемы, выявленные на констатирующем этапе.На основе выявленных проблем была разработана и реализована комплексная программа «Мастерство олимпиадной математики», построенная на принципах дифференциации, практикоориентированности и непрерывности профессионального развития.Педагоги были разделены на три группы: группа А (начинающие) – 8 человек без опыта преподавания олимпиадной математики, группа Б (развивающиеся) – 3 человека с эпизодическим опытом, группа В (опытные) – 2 человека с постоянным опытом. Для каждой группы были разработаны специфические образовательные траектории с учетом исходного уровня компетенций.Программа включала четыре взаимосвязанных модуля общим объемом 36 часов: диагностический модуль (4 часа), теоретический модуль (8 часов), практический модуль (20 часов), рефлексивно-оценочный модуль (4 часа).Оценка эффективности программы проводилась по нескольким направлениям с использованием количественных и качественных показателей. Доля педагогов с высоким уровнем предметных компетенций выросла с 7,7% до 30,8%, со средним – с 23,1% до 46,1%, в то время как доля педагогов с низким уровнем сократилась с 69,2% до 23,1%. Особенно заметный прогресс наблюдался в способности решать олимпиадные задачи (+68% успешных решений) и понимании структуры олимпиадных задач (+73%).Все оцениваемые методические компетенции продемонстрировали значительный рост (средний прирост 2,1 балла по 5-балльной шкале): разработка дидактических материалов – с 2,1 до 4,3 балла, проектирование индивидуальных образовательных маршрутов – с 1,9 до 3,8 балла, организация занятий по олимпиадной математике – с 2,3 до 4,5 балла, использование цифровых инструментов – с 2,0 до 4,2 балла.Доля педагогов, преподающих олимпиадную математику, увеличилась с 38,5% до 84,6%, причем число педагогов, делающих это на постоянной основе, выросло с 15,4% до 46,2%. Кардинально изменился подход к индивидуализации: доля педагогов, использующих высокий или средний уровень индивидуализации, увеличилась с 23,1% до 84,6%.Педагогами были разработаны: 17 комплектов дидактических материалов (85% оценены экспертами как высококачественные), 32 индивидуальных образовательных маршрута для учащихся, 26 сценариев занятий, 11 цифровых образовательных ресурсов, 5 публикаций (3 в рецензируемых изданиях).Ключевым показателем эффективности стало повышение результативности участия обучающихся в олимпиадах: количество участников школьного этапа ВсОШ увеличилось на 63,2%, количество призеров и победителей выросло более чем в 3 раза, впервые в истории училища были достигнуты призовые места на региональном этапе.Проверка через 3 месяца после завершения основного этапа показала устойчивость результатов: 84,6% педагогов продолжают преподавать олимпиадную математику, 92,3% используют разработанные материалы, 100% интегрировали элементы олимпиадной математики в основные учебные курсы.Полученные результаты подтверждают эффективность модели организации подготовки педагогов, основанной на трех ключевых компонентах: мониторинге актуальных потребностей и дефицитов, методической поддержке и апробации педагогических проектов. Успех модели обусловлен несколькими факторами: дифференцированный подход позволил учесть различный уровень подготовки педагогов, практико-ориентированность программы способствовала формированию устойчивых навыков, система наставничества создала условия для эффективного обмена опытом, привлечение экспертов олимпиадного движения обеспечило высокое качество подготовки.Результаты согласуются с выводами международных исследований о важности системного подхода и практической направленности в подготовке педагогов олимпиадной математики [4, с. 544, 5, с. 549].Проведенное эмпирическое исследование доказало эффективность разработанной модели организации подготовки педагогов олимпиадной математики. Ключевыми факторами успеха стали: комплексный подход к развитию профессиональных компетенций, дифференциация обучения, практическая направленность, система методической поддержки и наставничества.Результаты исследования имеют практическую значимость для образовательных организаций, стремящихся развивать олимпиадное движение. Разработанная программа может быть адаптирована и масштабирована с учетом специфики конкретных учреждений.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Хайрнасов Э.Р. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ ОЛИМПИАДНОЙ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1112 - 1119. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24023 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*