'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 154

Просмотры  56 просмотров

Макоев И.В., Нестерова Н.В.

  


ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ *

  


Аннотация:
исследовано нормативно-правовое регулирование внедрения цифровых технологий в сфере предоставления социальной поддержки. Проанализированы законы и подзаконные нормативно правовые акты, регулирующие использование цифровых технологий в сфере предоставления социальных услуг. Выявлены проблемные аспекты и перспективные направления развития системы законодательства.   

Ключевые слова:
социальная поддержка, цифровые платформы, государственное управление, цифровизация, правовое регулирование, персональные данные, социальная политика, электронные госуслуги, цифровое государство   


В связи с глобальной цифровой революцией использование цифровых технологий в сфере услуг государством стало распространенной практикой многих высокоразвитых государств мира. Безусловно, использование цифровых технологий в сфере предоставления социальных услуг государством требует формирования инновационного нормативно правового обеспечения такой деятельности, а также совершенствования и расширения существующей нормативной базы.Ключевыми аспектами такого процесса являются: предоставление государством электронных государственных услуг (электронная регистрация, электронная справка, электронная очередь), внедрение институтов электронной демократии (предоставление возможности голосовать путем использования электронных технологий) при проведении выборов и референдумов, обеспечение функционирования института электронных петиций как особой формы коллективного обращения граждан в органы публичной власти, обеспечение функционирования института обращений граждан в органы государственной власти, запросы в органы власти с просьбой предоставить публичную информацию (электронные запросы), получение информации об отчетности о финансовом состоянии и финансовых операциях чиновников (электронные декларации), получение информации о деятельности представителей органов власти на должностях (электронные отчеты), получение информации о результатах прохождения различных конкурсных проектов, тендеров на закупку товаров или услуг государственными учреждениями, расходования государственными органами и их должностными лицами бюджетных средств (электронный бюджет, электронные тендеры, электронные закупки и т. п.) [7].Правовой основой предоставления социальной поддержки в России является национальное законодательство, основанное на принципах и принципах, утвержденных Конституцией РФ, а также иными нормативно-правовыми актами регулирующее внедрение и использование оцифровки предоставления административных услуг.Цифровую трансформацию в России можно рассматривать как процесс влияния государства на общество, его институции, аппарат публичной власти, экономику и бизнес с целью внедрения цифровых информационно-коммуникационных технологий посредством, в первую очередь, государственно-правовой деятельности, а также государственного частного партнерства.Предметом цифровой трансформации является широкий круг общественных отношений, который может быть и должен быть урегулирован посредством права. По своему содержанию государственно-правовые документы в области цифровой трансформации можно разделить на две группы: директивные и нормативные. Выяснено, что на уровне правовой дефиниции понятие цифровой трансформации нормативно не определено.Соответственно и вопросы правового обеспечения данного процесса остаются совсем неопределенными. Считаем необходимым и дальше уделять серьезное внимание вопросам правового обеспечения цифровой трансформации в России [2].В Российской Федерации реализуются стратегические документы, направленные на цифровизацию государственного управления и социальной сферы. Так, Распоряжение Правительства РФ от 12 марта 2024 г. № 637-р определяет приоритетные направления цифровой трансформации до 2030 года, включая предоставление всех государственных услуг в режиме онлайн. В социальной сфере акцент сделан на достижение «цифровой зрелости» в пенсионном и социальном страховании, что предполагает информатизацию процессов взаимодействия с гражданами и формирование соответствующей цифровой культуры в органах социальной защиты.Внедрение цифровых платформ в социальную сферу сопровождается рядом правовых вызовов. Во-первых, необходимо обеспечить защиту персональных данных граждан при обработке информации в цифровых системах. Во-вторых, требуется адаптация законодательства к новым формам взаимодействия, таким как электронные заявления и автоматизированные решения. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» создает основу для регулирования отношений в цифровой экономике, включая признание цифровой формы сделки и смарт-контрактов [4].На практике цифровизация социальной поддержки реализуется через платформы, такие как «Госуслуги» и «Госуслуги. Решаем вместе». Эти сервисы позволяют гражданам подавать обращения, получать информацию о мерах социальной поддержки и взаимодействовать с органами власти в онлайн-режиме. Однако, несмотря на успехи в цифровизации, остаются проблемы, связанные с доступностью цифровых сервисов для всех категорий населения, особенно для граждан с ограниченными возможностями. Для решения этих вопросов разработаны стандарты, такие как ГОСТ Р 52872-2019, устанавливающий требования к доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению.Отмечая достижения в формировании правового регулирования цифровой среды, можно выделить несколько направлений, по которым приняты соответствующие законы и правовые акты. 1. Применение цифровых технологий в судопроизводстве, в том числе электронных форм ходатайств, исковых заявлений, дистанционное участие в судебных заседаниях. 2. Введение электронного кадрового документооборота. 3. Совершенствование процедур идентификации организациями. 4. Стандартизация области технологий «интернет вещей» и «промышленный интернет вещей». 5. Создание национальной системы управления данными. 6. Внедрение механизма удаленной биометрической идентификации. 7. Развитие технологий машиночитаемого права. 8. Взаимодействие операторов электронного документооборота [5]. Можно говорить о том, что за последние несколько лет сложилась развитая система правового регулирования цифровой трансформации экономики, которая была разработана и внедрена в достаточно короткие сроки.Международная практика демонстрирует различные подходы к правовому регулированию цифровой социальной поддержки. Например, в Республике Казахстан в рамках Закона «Об информатизации» введены понятия интернет-ресурса и технологической платформы, а также установлены требования к их эксплуатации и защите. Также предусмотрены меры по регулированию деятельности иностранных онлайн-платформ и сервисов обмена сообщениями на территории страны.Для эффективной цифровизации социальной поддержки необходимо дальнейшее совершенствование правового регулирования. Это включает в себя разработку четких нормативных актов, регулирующих использование цифровых платформ, обеспечение защиты персональных данных, а также создание условий для равного доступа всех граждан к цифровым сервисам. Особое внимание следует уделить разработке механизмов правовой ответственности за нарушения в сфере цифровой социальной поддержки и обеспечению прозрачности процессов предоставления услуг.Таким образом, правовое регулирование социальной поддержки в условиях внедрения цифровых платформ требует комплексного подхода, учитывающего как технические, так и социальные аспекты цифровизации. Необходима координация усилий законодательных и исполнительных органов власти, а также активное участие гражданского общества в формировании эффективной и справедливой системы цифровой социальной поддержки.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Макоев И.В., Нестерова Н.В. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРИ ВНЕДРЕНИИ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ В ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1173 - 1179. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24030 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24030



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.