'
Фесенко А.В.
МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *
Аннотация:
эффективность управления социально-экономическим развитием достигается путем комплексного применения методов и механизмов, учитывающих специфику территории, ее социально-экономические особенности и потенциал. Важным элементом является мониторинг и оценка результатов деятельности, позволяющие своевременно корректировать управленческие решения и повышать результативность проводимой политики.
Ключевые слова:
муниципальное образование, управление, развитие
В данной статье нами определены все теоретико-методические характеристики управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Все эти особенности дают возможность определять новые инструменты и механизмы, которые эффективно реализовывают систему управления. Таким образом, под инструментами понимают способы и методы управления муниципальным образованием, регулирования социально-экономических процессов и отношений. Все вышеперечисленное образует социально-экономические механизмы.Под методами управления муниципальным образованием подразумевают всю совокупность способов влияния органов местного самоуправления на разные сферы жизни граждан, которые нацелены на достижение целей и конкретных задач.К ним относятся как прямые методы – разработка и реализация муниципальных программ, регулирование тарифов, управление муниципальной собственностью, так и косвенные – создание благоприятного инвестиционного климата, поддержка малого и среднего бизнеса, стимулирование инновационной деятельности.Механизмы управления, в свою очередь, представляют собой организационные формы и инструменты реализации выбранных методов. Это включает в себя разработку нормативно-правовых актов, создание муниципальных учреждений и предприятий, привлечение внебюджетных средств, взаимодействие с общественными организациями и бизнес-сообществом.Механизм представляет собой часть системы управления, которая имеет влияние на все внешние факторы. Соответственно от качества данных факторов зависит результат работы объекта, то есть муниципальное образование. Именно поэтому такой механизм включает в себя инструмента, обеспечивая их общее взаимодействие [5, c. 68].На рисунке 1 рассмотрим основные механизмы.Рисунок 1. Основные механизмы управления.Самым основным механизмов считается публичная ответственность. Она под собой понимает институциональное образование, в котором основными сторонами являются муниципальное сообщество, бизнес и органы местного самоуправления. Данный механизм удовлетворяет все необходимые потребности населения. При ненадлежащем выполнении могут применятся санкции.В основу входит системность механизма, которая являет собой сложную структуру. В свою очередь в нее входят контрольные и инфокоммуникационные инструменты, ограниченное количество ресурсов, возможность их применения и аспект времени. Все это играет важную роль для реализации второго не менее важного механизма, который связан со стратегией.Далее рассмотрим систему стратегического планирования как инновационную структуру на уровне муниципального образования. С ее помощью можно применять новые подходы, основанные на конкурентных преимуществах, разрабатывать новые сценарии развития. Все это предоставляет возможность разрабатывать новые идеи для муниципального управления в общепринятой системе территориального управления страны.Однако в основе данного механизма должен лежать принцип публичной ответственности. Именно это дает возможность брать во внимание интересы, когда определяются цели и задачи длительного развития муниципалитета.Далее рассмотрим систему мониторинга, которая также является одним из механизмов. Система мониторинга обеспечивает оценку результатов в разное время, а также информацию для иных механизмов управления и инструментов [4, c. 49].Чтобы определить системообразующие принципы публичной власти, проблемы и потенциал применения важно изучить и провести анализ процесса трансформации. Все главные инструменты управления можно поделить на такие группы: административно-правовые, экономические и институциональные.Все эти группы являются условными, так как зависят друг от друга. Инструменты, обозначенные выше, дополняют друг друга, так как приводят к улучшению эффективности деятельности всей системой управления муниципалитетом.Не стоит забывать и группе институциональных инструментов. С их помощью формируется институциональная основа. Важно помнить о публичной ответственности, так как именно от нее зависит эффективность решения задач и использования иных инструментов управления.Все административные влияния основываются на конкретных нормах и правилах. Это дает возможность обеспечивать работу инструментов нормативного регулирования, которые работают согласно нормативной базе муниципалитета.Иными словами, все инструменты нормативного регулирования должны быть гибкими для быстрого реагирования при внесении поправок в случае улучшения применения иных инструментов и механизмов управления.Самым главным инструментом является четкое административное указание. У него имеется обязательный характер, который адресован определенным объектам управления или лицам, которые принимают определенные нормативно-правовые акты, которые относятся к муниципалитету.Но на сегодняшний день реализация вышеобозначенного принципа эффективна не полностью, так как существуют юридические коллизии и одновременно отсутствуют правовая документация.Немаловажной частью публичной ответственности считается контроль и применение санкций [4, c. 115].Их эффективное применение имеет влияние на интересы граждан и бизнес-компании. Все это говорит о том, что необходимо улучшать административно-правовые инструменты контроля на уровне муниципальных округов.Анализируя характеристики использования финансовых инструментов очень важно обратить внимание на механизм бюджетного финансирования. Изучая его как фактор стимулирования бизнеса он оказывает поддержку для муниципальных учреждений с помощью государственных инвестиций, грантов, субсидий или гарантий [5, c. 68].На практике можно отметить, что не все рассматриваемые меры приносят результаты. Соответственно это говорит о том, что просматривается нарушение принципа экономической целесообразности. Также отсутствует диалог с бизнес-структурами, что в свою очередь приводит к тому, что из городских бюджетов выпадают доходы, а ресурсы имеют свойство быть ограниченными.Таким образом, стоит сделать вывод, что несбалансированность имеет большую актуальность механизма финансирования бюджета, а также для общей системы управления.В этом аспекте он проявляется посредством предоставления различных форм межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов и возможностей участия в региональных и федеральных программах. При этом их влияние зачастую неоднозначно.Анализируя эффективность управления имуществом муниципальных учреждений с помощью использования нефинансовых инструментов важно обозначить тенденцию на приватизацию. Это отразиться на объеме денежных средств, которые поступают в местный бюджет от пользования имуществом.На сегодняшний день популярность набирает цифровизация. Это основа для эффективного использования почти всех механизмов и инструментов. Именно цифровизация дает возможность ввести программы и активно применять все возможности интернета и разрешенных в использовании социальных сетей.Цифровизация дает возможность развиваться государству на муниципальном уровне, а также принимать участие управлению в разработке национальных проектов.Сделаем вывод, что современные цифровые технологии дают возможность наладить сотрудничество с органами местного самоуправления и непосредственно гражданами. Однако с другой стороны данные технологии улучшают качество сбора информации и организации процессов на уровне муниципальных округов.Важным институциональным механизмом является система мониторинга. Она являет собой неотъемлемую составляющую информационного обеспечения как функционирования механизмов публичной ответственности и стратегического планирования, а также процесса управления в целом. Именно от нее в большей степени зависит качество принимаемых управленческих решений.Проведенный анализ трансформации механизмов и инструментов управления дает возможность обосновать выделенные с учетом специфики и элементного состава представленной категории управления три главных институциональных механизма управления:– публичной ответственности как системообразующего для двух других механизмов и обеспечивающего результативное взаимодействие между органами местного самоуправления, бизнесом и местным сообществом,- стратегического планирования как обеспечивающего эффективную реализацию долгосрочных,- системы мониторинга как обеспечивающего необходимой информацией и результатами анализа, в основе которого лежит методика оценки эффективности управления муниципального образования.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Фесенко А.В. МЕТОДЫ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1216 - 1222. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24035 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*