'
Фесенко А.В.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ *
Аннотация:
эффективность системы управления муниципальным образованием можно рассматривать, как способность местной власти достигать поставленных целей при оптимальном использовании ресурсов. Это включает в себя не только качественное предоставление услуг и выполнение обязательств перед гражданами, но и учет их мнений и потребностей, а также создание комфортной и безопасной городской среды.
Ключевые слова:
управление, муниципалитет, эффективность, совершенствование
Муниципальное образование — понятие, относящееся к городским, сельским поселениям, нескольким поселениям внутри региона, объединенным общей территорией, в пределах которой осуществляется муниципальное самоуправление, имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления (исходя из законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении).Сущностью муниципального управления является целенаправленное воздействие органов местного самоуправления на социальные и экономические процессы в муниципальных образованиях для того, чтобы удовлетворить общественные потребности и интересы населения территориального сообщества, а также повысить качество жизни. Вместе с этим, главная цель таких органов власти – это не столько координация деятельности хозяйствующих субъектов на территории муниципального образования, сколько создание благоприятных условий для такой координации с помощью управленческих решений.Управление муниципальным образованием исполнительными органами местного самоуправления происходит на основании федерального законодательства и устанавливается населением самостоятельно. Управление муниципальным образованием не входит в систему органов государственной власти.Управление муниципальным образованием — это сложный и многогранный процесс, имеющий целью обеспечение эффективной работы всех сфер жизнедеятельности на территории муниципалитета.Одним из наиболее важных направлений в этой области является управление муниципальным образованием, включающим образование, медицинское обслуживание, инфраструктуру и социальные услуги. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты и критерии, определяющие эффективность системы управления муниципальным образованием.Эффективность системы управления муниципальным образованием можно рассматривать, как способность местной власти достигать поставленных целей при оптимальном использовании ресурсов. Это включает в себя не только качественное предоставление услуг и выполнение обязательств перед гражданами, но и учет их мнений и потребностей, а также создание комфортной и безопасной городской среды.Эффективность системы управления муниципальным образованием напрямую зависит от способности адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям и потребностям населения.Оценка эффективности предполагает анализ ключевых показателей, таких как качество предоставляемых услуг, уровень удовлетворенности граждан, степень прозрачности и открытости власти, а также результативность использования бюджетных средств.Важным аспектом является наличие четкой стратегии развития муниципального образования и ее последовательная реализация. Прозрачность бюджетного процесса, вовлечение граждан в принятие решений и развитие институтов общественного контроля способствуют повышению доверия к власти и, как следствие, повышают общую эффективность управления.Оптимизация организационной структуры, внедрение современных информационных технологий и повышение квалификации муниципальных служащих также являются важными факторами, влияющими на результативность управления. Успешное муниципальное образование характеризуется не только экономическим ростом, но и улучшением качества жизни населения, развитием социальной инфраструктуры и созданием благоприятной среды для бизнеса.Необходимо учитывать, что эффективность управления муниципальным образованием не ограничивается лишь количественными показателями.Важную роль играет качественная оценка, включающая в себя анализ социальных эффектов реализуемых программ и проектов. Создание благоприятной среды для развития гражданской активности и волонтерства также способствует повышению эффективности управления, поскольку позволяет вовлечь население в решение местных проблем и задач.Особое внимание следует уделять развитию механизмов обратной связи с гражданами. Регулярные опросы, общественные слушания и онлайн-платформы для взаимодействия с властью позволяют оперативно выявлять проблемные зоны и корректировать управленческие решения. Эффективное использование инструментов цифрового управления, таких как электронное правительство и системы аналитики данных, обеспечивает более объективную и оперативную оценку эффективности управления.В конечном итоге, эффективное муниципальное управление – это непрерывный процесс совершенствования, требующий постоянного мониторинга и анализа результатов деятельности, а также готовности к внедрению инновационных подходов и технологий.Основными проблемами, возникающими в муниципальном образовании, являются:1. Недоступность объектов городской инфраструктуры. Требуется последовательное и планомерное приведение всех объектов городской инфраструктуры, и в первую очередь, социально значимых объектов, в состояние доступности для маломобильных групп населения. Эта работа ведется при проведении капитальных ремонтов объектов здравоохранения и образования.2. Наличие очередей при обращении в органы социальной защиты за мерами социальной поддержки. Решению данной проблемы будет способствовать внедрение новых современных технологий: предоставление заявлений через Портал государственных услуг, через Многофункциональный центр, внедрение системы межведомственного электронного взаимодействия. Мероприятия, способствующие решению обозначенных проблем, а также адресности мер социальной поддержки, включены в муниципальную программу «Социальная защита населения городского округа».3. Неудовлетворительное состояние инфраструктуры городского наземного электротранспорта (трамвая), его подвижного состава, давно назревшая необходимость модернизации всех его составляющих.4. Одной из наиболее распространенных проблем является недостаточное финансирование проведения отдельных видов работ (комплексные кадастровые работы, оценка объектов недвижимого имущества для аренды и приватизации) за счет средств местного бюджета либо за счет субсидий в рамках софинансирования из бюджета Республики Крым. В связи с чем, не представляется возможным завершить кадастровый учет и регистрацию прав собственности на объекты недвижимости, находящиеся в муниципальной собственности, в сжатые сроки.5. Низкий спрос на товары, работы и услуги малых и средних предприятий в связи с низкой покупательской способностью населения.6. Основными проблемными вопросами предприятий промышленного комплекса в настоящее время остаются: высокая зависимость производителей от поставок сырья (в том числе из-за срыва поставок) и комплектующих, недостаточная конкурентоспособность производимой продукции, усиление конкуренции со стороны предприятий континентальной России, рост издержек производства за счёт удорожания рабочей силы, увеличения стоимости сырья и полуфабрикатов, устаревшая материально-техническая, низкая транспортная доступность.7. Многие муниципальные органы сталкиваются с низким уровнем гражданского участия в управлении. Это может быть вызвано недоверием к властям, отсутствием информации о возможностях участия или просто незаинтересованностью населения. Низкий уровень вовлеченности означает, что мнение граждан часто остается вне зоны внимания, что может приводить к принятию ошибок в принятии решений.8. В условиях постоянно меняющейся социальной и экономической среды многие муниципальные образования не обладают четкими стратегиями развития. Это может привести к тому, что принимаемые решения будут неэффективными или краткосрочными, не учитывающими долгосрочные потребности населения.Проблемы в системе управления муниципальным образованием могут негативно сказаться на качестве жизни граждан и общем развитии территорий. Однако, применяя целенаправленные меры по совершенствованию, такие как улучшение финансового управления, активизация гражданского участия, сокращение бюрократии, инвестиции в кадры и стратегическое планирование, можно значительно повысить эффективность управления и обеспечить более высокий уровень жизни местных сообществ.Создание условий для устойчивого развития, улучшение качества жизни населения и повышение доверия к власти являются главными критериями оценки эффективности управления муниципальным образованием.Для повышения финансовой устойчивости необходимо оптимизировать бюджетный процесс, учредить прозрачные правила финансирования и учёта расходов. Также стоит рассмотреть возможность привлечения инвестиций и разработки механизмов государственно-частного партнерства для финансирования социальных программ.Основной стратегической целью до 2035 года является создание условий для привлечения инвестиций в экономику и обеспечение конкурентоспособности города на рынке инвестиций.Устранение административных барьеров и ограничений для развития инвестиционной деятельности. Обеспечение реализации мер государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности, реализующих инвестиционные проекты.Эффективное взаимодействие органов местного самоуправления и частного бизнеса (инвесторов), основанное на достижении взаимных интересов, является одним из важнейших условий устойчивого социально-экономического развития городского округа, повышения инвестиционной и предпринимательской деятельности, развития инфраструктуры городского хозяйства.Для реализации целей государственной политики в области создания условий для устойчивого экономического развития городского округа и удовлетворения потребностей общества и граждан необходимо существенное повышение эффективности управления и распоряжения муниципальным имуществом.Важно разработать и внедрить четкие стратегические планы для всех сфер муниципального управления. Это поможет адресовать основные проблемы и выбрать приоритетные направления работы, обеспечивая устойчивое развитие и выполнение социальных обязательств.Эффективность системы управления муниципальным образованием зависит от множества факторов, включая качество образовательных услуг, вовлеченность граждан, финансовую стабильность и развитие инфраструктуры. Внедрение инновационных подходов и постоянное обучение кадров создают дополнительные условия для успешной работы и формирования качественной городской среды.В конечном итоге, только комплексный и системный подход позволит достигнуть уровня удовлетворенности граждан, тем самым обеспечивая устойчивое развитие муниципального образования.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Фесенко А.В. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1223 - 1230. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24036 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*