'
Чебоненко А.Ю.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ РФ) *
Аннотация:
данная статья посвящена актуальной проблеме совершенствования системы управления высшим образованием в Российской Федерации, рассматриваемой на примере Херсонской области в контексте ее интеграции в образовательное пространство страны. Исследование анализирует текущее состояние системы управления высшим образованием в регионе, выявляет ключевые проблемы и вызовы, связанные с переходным периодом, адаптацией к российским стандартам и нормам, финансовым обеспечением, кадровым потенциалом и обеспечением качества образования. На основе анализа нормативно-правовой базы, организационной структуры, механизмов финансирования и кадрового обеспечения системы высшего образования, а также социологических исследований, направленных на выявление потребностей и ожиданий участников образовательного процесса, предлагаются конкретные направления и механизмы оптимизации системы управления. Предложенные рекомендации направлены на повышение эффективности образовательного процесса, обеспечение доступности высшего образования для жителей региона, его соответствие потребностям рынка труда и социально-экономическому развитию Херсонской области. Исследование содержит научно обоснованные предложения по совершенствованию организационной структуры, нормативно-правового обеспечения, финансово-экономических механизмов, кадровой политики и внедрению инновационных технологий в управление высшим образованием.
Ключевые слова:
Херсонская область, образование, система, интеграция, политика
Актуальность исследования обусловлена рядом факторов:1. Политическая и социально-экономическая интеграция Херсонской области в Российскую Федерацию. Интеграция новых территорий требует адаптации всех сфер жизни, включая систему образования. Обеспечение эффективного функционирования системы высшего образования в соответствии с российскими стандартами и потребностями региона является важной задачей государственной политики.2. Необходимость обеспечения равных возможностей для получения качественного высшего образования. Жители Херсонской области должны иметь равный доступ к качественному высшему образованию по сравнению с другими регионами России. Это требует совершенствования системы управления, финансирования и кадрового обеспечения высших учебных заведений.3. Потребность в квалифицированных кадрах для развития экономики региона. Система высшего образования должна готовить кадры, востребованные на рынке труда Херсонской области. Это требует анализа потребностей экономики региона и корректировки образовательных программ.4. Необходимость повышения конкурентоспособности высших учебных заведений. В условиях глобализации образования высшие учебные заведения Херсонской области должны быть конкурентоспособными на российском и международном рынках образовательных услуг. Это требует внедрения инновационных технологий и методов управления.5. Недостаточная разработанность теоретических и практических аспектов управления высшим образованием в переходный период. Процесс интеграции Херсонской области в образовательное пространство России требует разработки новых подходов и механизмов управления высшим образованием, учитывающих специфику региона.Система высшего образования играет ключевую роль в социально-экономическом развитии любого государства, обеспечивая подготовку квалифицированных кадров, проведение научных исследований и формирование интеллектуального потенциала нации. В Российской Федерации высшее образование претерпевает постоянные реформы, направленные на повышение его качества, конкурентоспособности и соответствия потребностям рынка труда. В условиях современных геополитических и экономических вызовов совершенствование системы управления высшим образованием становится особенно актуальным.Данное исследование посвящено анализу и совершенствованию системы управления высшим образованием в Российской Федерации на примере Херсонской области. Выбор региона обусловлен его недавним включением в состав РФ, что обуславливает необходимость адаптации и интеграции образовательной системы области в общероссийское образовательное пространство. Исследование направлено на выявление проблем и разработку рекомендаций по оптимизации управления высшим образованием в регионе с учетом специфики его социально-экономического развития.Управление высшим образованием представляет собой сложный многоуровневый процесс, включающий в себя разработку и реализацию государственной политики в сфере высшего образования, координацию деятельности образовательных организаций, обеспечение качества образовательных услуг и эффективное использование ресурсов. Основными принципами управления высшим образованием являются:Принцип демократизации: предполагает участие всех заинтересованных сторон (студентов, преподавателей, работодателей, общественности) в управлении образовательными организациями и формировании образовательной политики.Принцип автономии: обеспечивает самостоятельность образовательных организаций в решении вопросов учебной, научной, финансовой и организационной деятельности.Принцип ответственности: предусматривает ответственность образовательных организаций за качество образовательных услуг и соответствие их требованиям рынка труда.Принцип прозрачности: обеспечивает доступность информации о деятельности образовательных организаций и системе высшего образования в целом.Принцип эффективности: предполагает оптимальное использование ресурсов и достижение поставленных целей в сфере высшего образования.В мировой практике существуют различные модели управления высшим образованием, отличающиеся степенью централизации, уровнем автономии образовательных организаций и механизмами финансирования. Наиболее распространенными являются:Государственная модель: предполагает высокую степень централизации управления, финансирование образовательных организаций из государственного бюджета и жесткий контроль за их деятельностью.Рыночная модель: характеризуется высокой степенью автономии образовательных организаций, финансированием на основе конкуренции за студентов и гранты, а также ориентацией на потребности рынка труда.Смешанная модель: сочетает элементы государственной и рыночной моделей, обеспечивая баланс между государственным регулированием и автономией образовательных организаций.Зарубежный опыт реформирования системы высшего образования представляет интерес для Российской Федерации с точки зрения выявления успешных практик и избежания ошибок. Многие страны мира проводят реформы, направленные на повышение качества образования, интернационализацию, развитие инноваций и интеграцию образования и науки. Важными направлениями реформирования являются:Переход к многоуровневой системе образования: введение бакалавриата и магистратуры для обеспечения гибкости образовательных траекторий и соответствия международным стандартам.Развитие системы обеспечения качества образования: создание независимых агентств по аккредитации образовательных программ и организаций, разработка стандартов качества и механизмов их контроля.Повышение автономии образовательных организаций: расширение прав образовательных организаций в управлении финансами, кадрами и учебным процессом.Развитие сотрудничества между образовательными организациями и предприятиями: создание совместных образовательных программ, организация стажировок студентов на предприятиях, проведение совместных научных исследований.Система высшего образования Херсонской области находится на этапе формирования и адаптации к российским образовательным стандартам и требованиям. В регионе функционирует ряд высших учебных заведений, осуществляющих подготовку кадров по различным направлениям. Необходимо отметить, что интеграция образовательной системы Херсонской области в общероссийское образовательное пространство сопряжена с рядом трудностей, связанных с необходимостью приведения образовательных программ в соответствие с российскими стандартами, переподготовкой педагогических кадров и обеспечением материально-технической базы образовательных организаций.Анализ нормативно-правовой базы управления высшим образованием в Херсонской области выявляет необходимость приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным законодательством в сфере образования. Важно обеспечить правовое регулирование вопросов лицензирования и аккредитации образовательных организаций, финансирования высшего образования, организации учебного процесса и социальной защиты студентов и преподавателей.В ходе анализа системы управления высшим образованием в Херсонской области выявлены следующие проблемы:Недостаточное финансирование образовательных организаций.Нехватка квалифицированных педагогических кадров.Устаревшая материально-техническая база образовательных организаций.Недостаточная связь между образовательными организациями и предприятиями региона.Низкий уровень инновационной активности в сфере высшего образования.Перспективы развития системы управления высшим образованием в Херсонской области связаны с:Привлечением инвестиций в сферу высшего образования.Развитием кадрового потенциала образовательных организаций.Модернизацией материально-технической базы образовательных организаций.Укреплением связей между образовательными организациями и предприятиями региона.Поддержкой инновационной деятельности в сфере высшего образования.Совершенствование нормативно - правового обеспечения управления высшим образованием в Херсонской области требует разработки и принятия региональных нормативных актов, регулирующих вопросы финансирования, лицензирования и аккредитации образовательных организаций, организации учебного процесса, социальной поддержки студентов и преподавателей. Необходимо обеспечить соответствие регионального законодательства федеральному законодательству и учитывать специфику социально-экономического развития региона.Оптимизация организационной структуры управления высшим образованием в Херсонской области предполагает уточнение функций и полномочий органов управления образованием, разграничение ответственности между различными уровнями управления, создание эффективных механизмов координации деятельности образовательных организаций. Важно обеспечить прозрачность и открытость системы управления высшим образованием, а также участие всех заинтересованных сторон в принятии решений.Повышение эффективности управления высшим образованием в Херсонской области требует разработки и внедрения механизмов стимулирования образовательных организаций к повышению качества образовательных услуг, развитию инновационной деятельности и укреплению связей с рынком труда. Важным направлением является развитие системы оценки качества образования, основанной на объективных критериях и показателях.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Чебоненко А.Ю. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ХЕРСОНСКОЙ ОБЛАСТИ РФ) // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1248 - 1255. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24040 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*