'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 168

Просмотры  59 просмотров

Тихонов В.Г.

  


ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается деятельность Шанхайской организации сотрудничества в контексте неореалистической парадигмы. Проведен комплексный анализ деятельности Шанхайской организации сотрудничества в рамках неореалистической парадигмы. Определены возможности и ограничения применения неореалистической парадигмы к анализу деятельности ШОС.   

Ключевые слова:
ШОС, государства-участники, безопасность, влияние, баланс сил, неореализм   


DOI 10.24412/2712-8849-2025-687-1278-1290

Согласно основополагающим документам ШОС, прежде всего её Хартии, организация создавалась как многофункциональный механизм межгосударственного взаимодействия, призванный укреплять доверительные отношения между странами-участницами. Основные цели объединения включают не только развитие дружественных связей и добрососедства, но и создание эффективных форм кооперации в различных сферах - от политики и экономики до научно-технического прогресса и культурного обмена. Особое внимание уделяется таким направлениям как энергетическое партнёрство, транспортная инфраструктура, образовательные программы и экологическая безопасность. При этом организация рассматривает обеспечение региональной стабильности в качестве ключевого приоритета, способствуя формированию более справедливой системы международных отношений.В практической плоскости деятельность ШОС сосредоточена на решении нескольких фундаментальных задач. На первом месте стоит вопрос поддержания безопасности через противодействие современным вызовам - международному терроризму, сепаратистским движениям и экстремистским проявлениям. Параллельно организация активно работает над углублением экономической интеграции, создавая благоприятные условия для торгового и инвестиционного сотрудничества на евразийском пространстве. Эти усилия дополняются развитием многосторонних контактов в гуманитарной сфере.Организационная структура ШОС представляет собой сложный, постоянно развивающийся механизм. Его основу составляют два постоянно действующих органа: Секретариат, расположенный в Пекине и выполняющий координирующие функции, а также Региональная антитеррористическая структура с штаб-квартирой в Ташкенте. Руководящие должности - Генерального секретаря и Директора РАТС - занимаются видные политические деятели, назначаемые на трёхлетний срок. Постепенное совершенствование нормативно-правовой базы позволило организации создать эффективную систему регулирования различных аспектов сотрудничества.При анализе деятельности ШОС через призму неореалистической парадигмы становится очевидным её значение как инструмента стратегического балансирования. Хотя формально организация не является военным альянсом, её деятельность в сфере безопасности, включая регулярные совместные учения, способствует поддержанию стабильности в регионе. Государства-члены, прежде всего Россия и Китай, рассматривают ШОС как важный элемент своей внешней политики, позволяющий защищать национальные интересы и предотвращать установление гегемонии какой-либо одной державы в Центральной Азии. Такой подход делает ШОС уникальным форматом сотрудничества, сочетающим элементы мягкой силы с элементами сдерживания в условиях меняющейся международной обстановки.С позиций неореалистической парадигмы, Шанхайская организация сотрудничества представляет собой институциональный ответ государств-членов ШОС на комплекс региональных угроз и вызовов, формируя уникальный механизм стратегического балансирования, где каждая страна-участница, руководствуясь прагматичными соображениями национальной безопасности и выживания, стремится создать эффективную систему многостороннего взаимодействия, позволяющую не только координировать действия в сфере безопасности и экономического развития, но и предотвращать установление гегемонии какой-либо одной державы в регионе, что превращает ШОС в важный инструмент поддержания стабильности и защиты суверенных интересов государств-членов через создание сбалансированной архитектуры политического, экономического и военно-стратегического сотрудничества.Согласно неореализму, государства стремятся обеспечить свою безопасность прежде всего. В книге «Theory of International Politics» Кеннет Уолтц [3], который считается основоположником неореализма, утверждает, что международные акторы – государства, ставят своей целью сохранение суверенитета в международной системе. На данную цель накладываются определённые особенности, в частности региональная специфика. Так в регионе Азии существует ряд ограничений, которые влияют на сохранение суверенитета государств, такие как региональные конфликты, территориальные споры и присутствие влиятельных соседних государств. С целью разрешения данных ограничений государства-члены ШОС постоянно находятся в поиске путей взаимного сотрудничества и укрепления взаимовыгодных и стабильных связей в регионе ШОС.Государства-члены ШОС нацелены на достижение баланса сил и предотвращение превосходства одного государства над другими [8], что осуществляется посредством сотрудничества в области обеспечения безопасности, проведения совместных учений и укрепления экономического партнёрства. В контексте вышесказанного стоит упомянуть понятие «шанхайского духа», как говорит исследователь Рашид Алимов [6] «атмосферы дружбы, сотрудничества и равноправия». «Шанхайский дух» призван укреплять и поддерживать международные связи, как экономические, так и политические. ШОС выступает площадкой для диалога между государствами региона, где государства могут обсуждать свои национальные интересы, а также разрешать возможные споры и конфликты на равных переговорных позициях в контексте равноправия государств, а именно «шанхайского духа».С точки зрения теории неореализма в рамках ШОС видим возможным выделение элементов как внутреннего, так и внешнего балансирования. Внутреннее балансирование заключается в стремлении государств-членов ШОС обеспечить равновесие внутри международной организации. Государства-члены ШОС укрепляют свою позицию и влияние в рамках организации с целью сохранить политическую стабильность, экономическое развитие и безопасность в регионе посредством социальных программ, экономических реформ, укрепления военного потенциала и создания политических союзов.Согласно представителям теории неореализма Уильяму К. Уолфорту, Стюарту Дж. Кауфману и Ричарду Литтлу [5] внутреннее балансирование включает в себя усилия по укреплению могущества государства путем увеличения своих экономических ресурсов и военной мощи, с целью иметь возможность опираться на независимые силы в ответ на потенциального гегемона и более эффективно конкурировать в международной системе.С другой стороны, внешнее балансирование проявляется через стремление государств-членов ШОС к поддержанию баланса сил в регионе Азии. Они стремятся участвовать в формировании и определении «правил игры» в региональных деловых и политических структурах, чтобы предотвратить превращение одного государства в доминирующую силу, которая могла бы угрожать интересам других государств. В этом смысле ШОС выступает в роли платформы для международного сотрудничества и урегулирования конфликтов с целью поддержания стабильности и безопасности в регионе.Внешнее балансирование в рамках неореализма охватывает широкий спектр стратегий, которые государства применяют на международной арене для обеспечения своей безопасности и защиты своих интересов. Оно является реакцией на возможное доминирование или угрозы со стороны других государств или блоков. Согласно исследователю мировой политики Уильяму Уолфорту [4] внешнее балансирование предполагает укрепление и расширение альянсов и межгосударственного сотрудничества с целью предотвращения появления гегемона или противодействия растущей сверхдержаве. Государства, стремясь к внешнему балансированию, могут формировать союзы и альянсы с другими государствами, с целью создания совместной силы и обеспечения коллективной безопасности. Это может быть реализовано через международные организации, где государства объединяются для совместной обороны и устранения возможных угроз. Именно такого вида организацией выступает Шанхайская организация сотрудничества для государств Евразийского региона.В рамках Шанхайской организации сотрудничества государства-участники сохраняют суверенное право на самостоятельное заключение международных соглашений и проведение независимой внешней политики, направленной на поддержание стратегического равновесия и противодействие потенциальной гегемонии в регионе, что реализуется через комплекс дипломатических инициатив, многосторонние переговорные форматы, а также применение инструментов экономического регулирования и торгового взаимодействия, позволяющих укреплять национальные позиции и минимизировать риски дестабилизации международной системы, при этом механизмы ШОС обеспечивают гармонизацию интересов всех стран-участниц для достижения консенсусных решений по ключевым вопросам политического, экономического и стратегического сотрудничества.Принципы внешнего балансирования также могут распространяться на сферу военной стратегии. Государства могут стремиться создать сбалансированный военный потенциал, включая развертывание военных баз, разработку военных технологий и контроль над стратегическими регионами, чтобы предотвратить возможные агрессивные действия других государств. Исследователь военного потенциала Пыж Владимир Владимирович [9] определяет это понятие как максимальное количество сил и средств, которое государство может выделить из своего совокупного потенциала в интересах формирования и наращивания своей военной мощи.В рамках неореализма этот концепт «балансирования» раскрывает в книге «The Tragedy of Great Power Politics» учёный Джон Миршаймер [2]. В этой книге Миршаймер исследует вопросы международной политики, в том числе внешнего балансирования, и предлагает анализ стратегий и действий великих держав для обеспечения своей безопасности и выживания на международной арене. Миршаймер развивает концепцию баланса сил и подчеркивает его центральную роль в международной политике. Он утверждает, что государства стремятся сохранить баланс сил в системе для предотвращения возникновения доминирующей силы, которая могла бы угрожать их безопасности.Концепция Миршаймера, анализирующая поведение ведущих держав в международной системе, предлагает ценный аналитический инструмент для понимания мотивации участников Шанхайской организации сотрудничества. Его подход, акцентирующий стремление государств к обеспечению собственной безопасности и выживанию в условиях анархичной международной среды, особенно релевантен при рассмотрении стратегических интересов таких ключевых членов ШОС как Россия и Китай. Эти державы, обладая значительным геополитическим весом и амбициями, используют организационную платформу для защиты суверенных интересов и усиления своих региональных позиций в азиатском пространстве.Функционирование ШОС предоставляет участникам действенный механизм внешнего балансирования, направленный на поддержание стабильности и предотвращение установления гегемонии в регионе. В рамках организации государства-члены получают возможность координировать свои подходы к общим вызовам, вырабатывать коллективные стратегии и согласованно продвигать национальные приоритеты. Для России и Китая как наиболее влиятельных участников это означает тщательный учет экономических, политических и военно-стратегических факторов при формировании повестки сотрудничества.Реализация этих стратегических установок находит выражение в различных аспектах деятельности ШОС - от развития многосторонних экономических проектов и создания механизмов урегулирования спорных ситуаций до проведения совместных антитеррористических мероприятий и военных учений. Такой комплексный подход позволяет участникам организации, с одной стороны, минимизировать потенциальные угрозы своей безопасности, а с другой - укреплять собственные позиции в меняющейся архитектуре международных отношений, что полностью соответствует логике анализа Миршаймера.Генри Киссинджер, известный политолог и бывший Государственный секретарь США, оказал значительное влияние на развитие неореализма и понимание международных отношений. Его работы, включая книгу «Diplomacy» [1], проливают свет на стратегические интересы государств и влияние геополитических факторов на формирование их внешней политики.Рассмотрим аналитические модели, которые использует Генри Киссинджер с точки зрения неореализма применительно к деятельности ШОС. В своих исследованиях Киссинджер подчеркивает важность геополитического контекста в формировании стратегических решений государств. Он исследует взаимодействие между государствами и их стремления к обеспечению своей безопасности, сохранению своего влияния и достижению своих национальных интересов. Киссинджер рассматривает множество факторов, таких как границы, ресурсы, географическое положение и исторические конфликты, которые формируют стратегическую среду и влияют на решения государств. В контексте ШОС, аналитическая модель Киссинджера может поспособствовать пониманию влияния геополитических факторов на стратегические решения государств-членов и их взаимодействие в рамках организации. Он поднимает вопросы о сбалансировании сил, конкуренции и кооперации между государствами-членами, а также об управлении конфликтами и поиском общих интересов.Киссинджер также обращает внимание на роль дипломатии и переговоров в международных отношениях. Он подчеркивает необходимость учета интересов различных сторон и построения долгосрочных отношений на основе взаимного выгодного сотрудничества. В рамках ШОС, где государства с различными политическими системами и интересами сотрудничают, принципы дипломатии и консенсуса играют важную роль в создании стабильности и развитии взаимовыгодного сотрудничества.Идеи и аналитический подход Генри Киссинджера [7] помогают увидеть, как взаимодействие геополитических факторов, таких как границы, доступ к ресурсам и стратегическим торговым путям, формирует стратегические решения государств-членов ШОС. Киссинджер рассматривает важность сотрудничества и конкуренции между государствами, а также необходимость установления баланса власти и предотвращения доминирования одной стороны над другой. В рамках ШОС, аналитическая модель Киссинджера способствует пониманию, как государства-члены стремятся укрепить свою позицию в регионе Азии через взаимодействие и сотрудничество в рамках организации. Кроме того, Киссинджер обращает внимание на важность диалога и установления доверительных отношений между государствами. Он подчеркивает значимость переговоров и дипломатии для решения конфликтов и нахождения компромиссов. Взаимодействие государств-членов ШОС может быть основано на принципах международного права, взаимного уважения суверенитета и невмешательства во внутренние дела.Аналитический подход Генри Киссинджера способствует более глубокому пониманию влияния геополитических факторов на стратегические решения государств-членов ШОС и их взаимодействие в регионе Азии.Ограничения применения неореализма при анализе ШОС.Анализ деятельности Шанхайской организации сотрудничества через призму неореалистической теоретической парадигмы международных отношений позволяет определить влияние ШОС как внутри региона, так и на международную систему в целом. Неореализм выступает весьма продуктивным инструментом в рамках анализа деятельности ШОС, однако, некоторые принципы неореализма могут быть ограничены или не могут в полной мере применены к анализу деятельности ШОС. Далее обозначим такие принципы неореализма и дадим краткое описание каждому из них.Неореалистическая парадигма, рассматривающая наращивание военного потенциала и поддержание баланса сил как ключевые факторы международных отношений, находит частичное отражение в деятельности ШОС. Хотя организация действительно включает в свои приоритеты вопросы военной безопасности, её концепция выходит за рамки чисто силового подхода, сочетая военное сотрудничество с комплексом политических и экономических инициатив. Уставные цели ШОС, такие как укрепление доверия между участниками и поддержание региональной стабильности, демонстрируют более сложную природу взаимодействия, чем это предполагает классический неореализм. Это ограничивает применимость данной теории при анализе всех аспектов функционирования организации.Принцип абсолютного приоритета национальных интересов, центральный для неореалистической теории, также сталкивается с ограничениями в контексте ШОС. Особенностью организации является необходимость согласования позиций стран-участниц по вопросам региональной безопасности, что часто требует компромиссов и уступок со стороны отдельных государств. Такой подход, предполагающий определённое ограничение суверенных интересов ради достижения коллективной безопасности [10], противоречит базовым постулатам неореализма о безусловном стремлении государств к максимизации собственной выгоды.Многоаспектность деятельности ШОС выходит за рамки неореалистического анализа, который не учитывает важность культурно-цивилизационных и политических факторов. Разнообразие исторических традиций, культурных особенностей и политических систем стран-участниц формирует уникальную модель взаимодействия, выраженную в концепции "шанхайского духа". Этот принцип, основанный на взаимном уважении, равноправии и учёте цивилизационных различий, существенно дополняет традиционные механизмы международного сотрудничества. Кроме того, региональная специфика Центральной Азии с её сложной историей межгосударственных отношений, наличием нерешённых территориальных вопросов и особенностями культурного развития создаёт уникальный контекст, который невозможно адекватно проанализировать исключительно через призму неореалистической теории.Заключение. Неореализм, одна из ведущих теоретических парадигм в области международных отношений, подчеркивает роль силовой политики в международных отношениях, рассматривает конкуренцию и конфликты как устойчивые черты международной системы и видит ограниченный потенциал для сотрудничества. Анализ деятельности Шанхайской организации сотрудничества через призму неореалистической теоретической парадигмы международных отношений позволяет определить влияние ШОС как внутри региона, так и на международную систему в целом. Неореализм выступает весьма продуктивным инструментом в рамках анализа деятельности ШОС, однако, некоторые принципы неореализма могут быть ограничены или не могут в полной мере применены к анализу деятельности ШОС. К таким ограничениям относятся – военная сила государств воспринимается как основной инструмент влияния международных акторов, неограниченность национальных интересов в условиях сотрудничества с другими государствами, игнорирование политических и культурных факторов в контексте региональной специфики региона.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Тихонов В.Г. ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА В КОНТЕКСТЕ НЕОРЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1278 - 1290. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24044 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24044



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.