'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 172

Просмотры  59 просмотров

Солнышкин А.А.

  


ИСТОРИЯ РАБОТЫ В ЛЕНИНГРАДЕ В 1941 – 1942-Х ГГ. МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПО ДОКУМЕНТАМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА *

  


Аннотация:
в довоенный период в Ленинграде была развернута сеть медицинских лечебных учреждений Октябрьской железной дороги для обслуживания ее рабочих и служащих. После начала блокады Ленинграда работа медицинских учреждений была перестроена для помощи не только железнодорожникам, но и жителям блокадного города. Работая вопреки смерти, работники медицинских учреждений Октябрьской железной дороги в блокадном Ленинграде продолжали оказывать необходимую врачебную помощь, спасать людей. В фонде Октябрьской железной дороги Центрального государственного архива Санкт-Петербурга сохранились материалы по исследуемому вопросу. В данной статье на основании сохранившихся материалов будет рассмотрен вопрос работы медицинских учреждений Октябрьской железной дороги в 1941 – 1942-х гг.   

Ключевые слова:
Октябрьская железная дорога, блокада Ленинграда, битва за Ленинград, медицина, больницы, Великая Отечественная война, медицинское обеспечение, врачи, поликлиники, история здравоохранения   


В современной исторической науке истории работы Октябрьской железной дороги в период Великой Отечественной войны посвящено большое количество работ, раскрывающих те или иные аспекты работы железной дороги. Вместе с этим, некоторые вопросы, касающиеся ее функционирования, до сих пор остаются малоизученными. Например, одним из таких является вопрос работы врачебно-санитарной службы Октябрьской железной дороги в 1941 – 1945 гг. Вместе с этим, сохранившийся материал в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (далее – ЦГА СПб) позволяет частично восполнить пробелы в существующей историографии. Материал отложился в одной из описей фонда Октябрьской железной дороги ЦГА СПб (Ф. Р-2275.). Так «…в рамках реализации межрегионального мемориального проекта «Сплочённые войной»: эвакуация из Ленинграда и возвращение домой» в июне 2023 г. архив Октябрьской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» передал на постоянное государственное хранение в Центральный государственный архив (далее – ЦГА СПб) отчет «Отчет о работе Октябрьской железной дороги в период Великой Отечественной войне», состоящий из 17 томов…» [1]. Тома отчета вошли в состав дел отдельной описи ЦГА СПб (Ф. Р-2275. Оп. 25). Как показал анализ, сохранившийся в делах материал позволяет частично реконструировать историю работы в Ленинграде в 1941 – 1942-х гг. медицинских учреждений Октябрьской железной дороги. Стоит к нему обратиться.В довоенное время широко разветвленная система лечебных учреждений Октябрьской железной дороги, не только в Ленинграде, но и на всем протяжении границ дороги, была одной из лучших. Среди построенных в этот период медицинских учреждений в Ленинграде была, например, Объединенная поликлиника с пропускной способностью в 4000 человек в день [2, Л. 161]. С началом Великой Отечественной войны работа медицинских учреждений Октябрьской железной дороги в Ленинграде была перестроена и подчинена нуждам военного времени. Часть врачей ушла добровольцами на фронт, другие были призваны по мобилизации. Так в июне – июле 1941 г. из учреждений дороги в Ленинграде в ряды армии были призваны 49 врачей и 39 человек среднего медицинского персонала [2, Л. 170]. Какие же медицинские учреждения Октябрьской железной дороги находились в Ленинграде летом 1941 г? На 1 июля 1941 г. в Ленинграде находились следующие медицинские учреждения Октябрьской железной дороги: 7 больниц – Узловая больница, больница при Пролетарском заводе, городская больница, терапевтическая больница, туберкулезная больница и стационар при Объединенной поликлинике (1059 коек), 5 поликлиник – 2 на станциях Ленинград-Финляндская пассажирская и Ленинград-Варшавская пассажирская, поликлинике при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта, поликлиника при Пролетарском заводе, Объединенная поликлиника (общая пропускная способность в день 2965 человек) [2, Л. 238, 239]. Фотографии некоторых медицинских учреждений Октябрьской железной дороги, находившихся в Ленинграде в 1941 г., отложились в материалах ЦГА СПб (рисунок 1, 2).Рисунок 1. Фотографии Центральной поликлиникиОктябрьской железной дороги в Ленинграде в [2, Л. 172].Рисунок 2. Фотографии Центральной поликлиникиОктябрьской железной дороги в Ленинграде в 1941 г. [2, Л. 177].Некоторые медицинские учреждения Октябрьской железной дороги в октябре 1941 г. были переведены в новые пункты дислокации. Так туберкулезный диспенсер был переведен в помещение Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта [2, Л. 204]. В марте 1942 г. он был возвращен обратно в помещение Объединенной поликлиники [3, Л. 206]. Частично из Пролетарской больницы было переведено в здание по ул. Восстания д. 45 хирургическое отделение, которое было преобразовано в отдельное учреждение – Городскую клиническую больницу Октябрьское железной дороги. В результате налетов немецко-фашистской авиации и артобстрелов Объединенная поликлиника Октябрьской железной дороги была рассредоточена осенью 1941 г. по различным частям города в подвалах и бомбоубежищах и только весной 9142 г. вновь была возвращена на прежнее место [2, Л. 174].Летом 1941 г. работники медицинских учреждений Октябрьской железной дороги стали принимать активное участие в помощи и обслуживании эвакуирующихся из Ленинграда, а также прибывающих в город беженцев. При Объединенной поликлинике дороги летом – осенью 1941 г. были организованы специальные дежурные «группы усиления», которые состояли из 1 врача, 2 медсестер и 2 санитарок [2, Л. 207]. Эти группы направлялись либо на выделенных машинах или на составах в пункты массового поражения населения города (места падения бомб, артобстрелов, пожаров и т. д.). Так, например, 27 сентября 1941 г., после сильного налета немецко-фашистской авиации и артобстрела Ленинграда «группами усилениям» дороги в Пролетарскую больницу было доставлено оперативно 135 раненых, которым была организована необходимая помощь [2, Л. 185].С осени 1941 г. изменяется характер больных, поступавших в расположенные в блокадном Ленинграде медицинские учреждения Октябрьской железной дороги – вместо травматических случаев все больше, как свидетельствуют сохранившиеся документы, фиксировались случаи дистрофии. Ухудшались и условия и для работы медперсонала учреждений. С середины декабря 1941 г. произошло резкое ухудшение обстановки: «…температура в кабинетах, палатах, ожидальнях, коридорах, ванных и уборных с каждым днем резко снижалась и доходила до нуля градусов и ниже…», в связи с этим, чтобы спасти больных «…их стали укрывать свободными матрацами, подушками, халатами, нагревать на печах-времянках кирпичи и подкладывать их в ноги слабым больным…» [2, Л. 174]. Персонал ленинградских поликлиник дороги старался не покидать своих рабочих мест, ночуя прямо в зданиях учреждений, с целью оказания бесперебойно помощи нуждающимся. Так в 1942 г. в поликлиниках дороги было принято 150 591 человек, и в среднем нагрузка на одного врача в часах составляла 7, 5 ч. [3, Л. 175]. Трудности блокады серьезно сказались и на персонале ленинградских медицинских учреждений Октябрьской железной дороги – от алиментарной дистрофии умерло более 189 человек: «…в одной только Объединенной поликлинике за зиму 1941 – 1942 гг. погибло 11 врачей, 15 человек среднего персонала, 30 человек санитарок и 38 человек прочего технического персонала…» [3, Л. 151]. Несмотря на это, персонал ленинградских медицинских учреждений Октябрьской железной дороги продолжал оперативно оказывать необходимую помощь нуждающимся. Осенью 1941 – зимой 1942 г. были нередки случаи, когда в медицинские учреждения Октябрьской железной дороги, находящиеся в блокадном Ленинграде, были попадания снарядов и авиабомб немецко-фашистских войск. Одна из фотографий разрушений сохранилась в материалах томов Отчета о работе Октябрьской железной дороги в период Великой Отечественной войны (рисунок 3).Рисунок 3. Один из кабинетов Центральной поликлиники Октябрьской железной дороги в Ленинграде, разрушенный снарядом в 1942 г. [3, Л. 172].Несмотря на тяжелые условия, как отмечалось, персонал ленинградских медицинских учреждений Октябрьской железной дороги продолжал с мужеством выполнять свою работу: «…работали спокойно, четко, нередко можно было услышать веселый разговор, шутки, обращенные к больным, что иногда являлось единственным лекарственным средством…» [2, Л. 182].В 1942 г. благодаря улучшению положения в блокадном городе и самоотверженной работе медперсонала в ленинградских медицинских учреждениях Октябрьской железной дороги удалось добиться значительного снижения случаев послеоперационной летальности: так в 1942 г. количество случае стало составлять 6 из 100 [3, Л. 179]. Во многим это объяснялось тем, что и лечении больных медперсонал дороги стал применять новые методы лечения. Также удалось снизить количество случаев дистрофии. Как указывалось, в 1942 г. «…большую роль в лечении дистрофии и авитаминозов сыграли широко применявшиеся в 1942 году разного рода витаминные препараты и изготовляемые Врачсанслужбой дороги дрожжи…» [3, Л. 225]. Производство дрожжей было силами двух приглашенных бывших сотрудников лаборатории биологического факультета Ленинградского государственного университета в апреле 1942 г. В качестве сырья выступали мука, капустный лист и торф. Всего удалось добиться производства до 5 – 10 литров дрожжей ежедневно, которые поставлялись в больницы дороги. Дрожи также использовались в качестве одного из новых методов лечения при хирургических случаях в больницах дороги в блокадном Ленинграде. Из дрожжей был разработан препарат «ката лизин» (аутолизат дрожжей). Он применялся при раневых процессах и способствовал быстрейшему заживлению ран у больных [3., Л. 223]. Особую заботу по отношению к обеспечению качества питания в медицинских учреждениях проявило руководство дороги. Так лично Борисом Константиновичем Саламбековым со станции Бологое было прислано для нужд медучреждений несколько автомашин с продовольствием [3, Л. 181]. В целом в 1942 г. в больницах Октябрьской железной дороги в блокадном городе удалось снизить смертность. Всего в 1942 г. за 12 месяцев в ленинградских больницах дороги было обслужено 8670 больных, смертность среди которых составила 6,5 % [3, Л. 184].Несмотря на трудности и тяготы блокады, работники ленинградских медицинских учреждений Октябрьской железной дороги продолжали, вопреки смерти, оказывать необходимую врачебную помощь нуждающимся, а также спасать жизни жителей блокадного города. Их беспримерный подвиг мужества и героизма не должен быть забыт никогда!   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Солнышкин А.А. ИСТОРИЯ РАБОТЫ В ЛЕНИНГРАДЕ В 1941 – 1942-Х ГГ. МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОКТЯБРЬСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПО ДОКУМЕНТАМ ЦЕНТРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1314 - 1321. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24048 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24048



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.