'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 2
  4. Научная статья № 22

Просмотры  126 просмотров

Вечканова Т.В., Пестунов М.А.

  


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ И ПРОВЕРКИ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ НЕЗАВИСИМОГО АУДИТОРА И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С МСА *

  


Аннотация:
в данной статье выявлено определение обязательного аудита. Рассмотрены нормативно-правовые документы, регламентирующие аудиторскую деятельность. Определены критерии и основные этапы проведения обязательного аудита. Выявлены стандарты МСА   

Ключевые слова:
аудит, бухгалтерская отчетность, МСА, аудиторская компания, этапы проведения   


С января 2017 года обязательный аудит исполняется в полном соответствии с Международными стандартами аудита (МСА). Обязательный аудит является ежегодной аудиторской проверкой финансовой и бухгалтерской отчетности предприятий для выражения мнения о ее корректности и достоверности. Процедуру регламентирует государство и может совершаться лишь аудиторскими компаниями или индивидуальными аудиторами, которые имеют определенный квалификационный аттестат и являются членами саморегулируемых организаций аудиторов. Для государственных корпораций и предприятий, негосударственных пенсионных фондов, компаний, в которых доля государственной собственности более 25%, кредитных и страховых учреждения — для них обязательный аудит совершается лишь аудиторской фирмой [7]. Основной нормативный документ, который регулирует совершение обязательного аудита в нашей стране это Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ (ред. от 26.11.2019) «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон) [1]. На аудиторскую деятельность также распространяются федеральные стандарты и правила, которые утверждены приказами Министерства финансов и постановлениями Правительства РФ и прочие документы, которые одобрены Советом по аудиторской деятельности. Цель обязательного аудита установлена Федеральным стандартом аудиторской деятельности №1 и основана на выражении мнения о достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности аудируемого лица во всех значительных отношениях и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона, обязательную аудиторскую проверку следует проводить каждый год [1]. Но если аудит охватывает весь объем финансовой отчетности за год и требует большого числа времени, специалисты рекомендуют организовывать проверку по этапам в течение года. При помощи данного распределения объема можно получить более корректные сведения о ведении отчетности и при этом почти не отвлекать персонал компании от их работы. Рассмотрим критерии совершения обязательного аудита в 2020 году. Статья 5 Закона выявляет компании, подлежащие обязательному аудиту: акционерные общества; государственные корпорации, компании и ФГУП, которые находятся в перечне Распоряжения Правительства РФ от 27 октября 2015 года №2179-р; публичноправовые организации; компании, которые осуществляют конкретный вид деятельности; кредитные учреждения и бюро кредитных историй; клиринговые и страховые компании; микрофинансовые организации; негосударственные пенсионные и прочие фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг и организаторы торговли; управляющие организации акционерного инвестиционного фонда; политические партии (в некоторых случаях) [1]. Ниже представлены основные этапы проведения. Обязательный аудит является сложной и трудоемкой процедурой, которая состоит из нижеуказанных этапов: 1. Этап планирования или подготовка к аудиту. Цель данного этапа является организацией экономически оправданной и успешной проверки. При планировании формируется стратегия и тактика, которая зачастую обсуждается с клиентом, график совершения, общая программа и план аудита, организуется взаимодействие с отделами компании, создается аудиторская группа, направляются письма-запросы. На данном этапе аудитор должен получить представление о финансово-хозяйственной деятельности проверяемой организации и данные о внешних и внутренних факторах, оказывающих влияние на нее [3]. 2. Проведение аудита — сбор и анализ информации. Проверяются вся первичная документация, регистры бухгалтерского учета, уставные документы, корректность расчетов, учетная политика предприятия. Все собранные сведения и достоверность их обработки оценивается с точки зрения соответствия требованиям законодательства. Создаются рекомендации по устранению недочетов, влияющих на итог бухгалтерской и финансовой деятельности и отраженных в отчетности. Данные рекомендации и сведения об определенных ошибках и недочетах, которые обоснованы документально, предоставляются руководителям аудируемой фирмой [5]. 3. Создание аудиторского заключения. Согласно всем собранным и проанализированным сведениям создается аудиторское мнение о достоверности финансовой и бухгалтерской отчетности компании и формируется аудиторское заключение, которое является основным результатом проверки. Аудиторское заключение может быть двух типов: модифицированное и немодифицированное [2]. 4. Подача фирмой аудиторского заключения в Росстат. С 1 января 2014 года организациям, которые подлежат обязательному аудиту, необходимо предоставлять аудиторское заключение в территориальные органы статистики. Его следует представить совместно с годовой бухгалтерской отчетностью в срок не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за датой формирования аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным [6]. Стандарты МСА в проведении обязательного аудита. В первый раз МСА были выявлены приказами Министерства финансов РФ «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации»: от 24 октября 2016 года №192н (вводится 48 стандартов); от 9 ноября 2016 года №207н (утверждается еще 18 стандартов). Но в 2019 году данные приказы признаются недействительными — вместо их издается новый приказ от 9 января 2019 года №2н с таким эе названием. Им устанавливается 48 стандартов, которыми должны руководствоваться аудиторы при совершении обязательной проверки. Кроме МСА, принимается и Международный стандарт контроля качества (МСКК) в аудиторских компаниях. Новшества коснулись и формы аудиторского заключения. По всем новым договорам, которые были заключены на совершение обязательного аудита согласно МСА, формируется новое, более информативное заключение. Данная форма включает в себя, как оценку финансовой отчетности компании, так и должна акцентировать внимание на важнейшие моменты в работе аудируемой компании. Данное заключение будет включать в себя данные, которые являются актуальным, как для бухгалтерии и руководства компании, так и для всех других заинтересованных лиц. Современные требования МСА также предполагают повышение объема данных, которые необходимы для проведения анализа деятельности аудируемой компании, и увеличение публичности итогов аудита. Данные новшества, по оценкам специалистов, повысили трудоемкость совершения аудита на 30–40%, в связи с тем, что увеличилось число аудиторских процедур, возникла необходимость заполнения новых форм, таблиц и прочих документов. Увеличилась и стоимость услуг по совершению обязательного аудита. Однако, использование новых стандартов сделало аудиторское заключение более информативным и прозрачным и, следовательно, позволило инвесторам и контрагентам фирм принимать более продуманные бизнес-решения. 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Вечканова Т.В., Пестунов М.А. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АУДИТ И ПРОВЕРКИ. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ НЕЗАВИСИМОГО АУДИТОРА И ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА В СООТВЕТСТВИИ С МСА // Вестник науки №12 (21) том 2. С. 107 - 111. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2405 (дата обращения: 24.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2405



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.