'
Киевская В.Е.
ПРОБЛЕМА ЛЮБВИ В РОМАНАХ «ИСТОРИЯ МИРА В 10 С ½ ГЛАВАХ» ДЖ. БАРНСА И «ОПРАВДАНИЕ ОСТРОВА» Е. ВОДОЛАЗКИНА *
Аннотация:
в работе представлен сопоставительный анализ романов «История мира в 10 с ½ главах» Дж. Барнса и «Оправдание острова» Е. Водолазкина. У обоих авторов проблема любви связана с проблемой религии и смерти. Нахождение и анализ сходств и различий в понимании любви позволяет увидеть разный взгляд на данную проблему и писателя-атеиста и писателя-христианина.
Ключевые слова:
любовь, история, Бог, религия, служение, смерть, бессмертие
Роман Джулиана Барнса «История мира в 10 с ½ главах», состоит из одиннадцати глав-новелл, десять из которых пронумерованы и имеют названия. Но среди них есть новелла «Интермедия», не имеющая номера и не являющаяся полноценной главой. Данная новелла имеет особое значение для понимания нравственной философии автора, его отношения к смерти, а также роли любви в истории и жизни человека.«Интермедия» отличается от других глав романа полным отсутствием в ней фабулы и представляет собой философско-публицистический монолог героя-повествователя.Тема смерти начинает звучать уже на первой странице «Интермедии». В данной новелле рассказчик наиболее приближен к автору в сравнении с другими главами романа. Описывая свои ночные мысли, повествователь сообщает: «Меня часто сбрасывает с постели страх времени и смерти, панический ужас перед надвигающейся пустотой, просыпаясь - ноги на полу, руки сжимают виски, - я выкрикиваю бессмысленное (и удручающе невыразительное) «нет, нет, нет» [1, с. 268]. Одной из главных мировоззренческих основ всего романа является экзистенциальный страх неизбежной смерти, страх пустоты и обязательного уничтожения. Всемирная история, написанная человеческой мыслью, по мнению Джулиана Барнса не может стать альтернативой бессмертию. Она слишком формальна, механистична. История важна для человечества как единого целого и не имеет никакого отношения к жизни обычного человека. Любовь, а не история имеет значение для человека. Любовь ассоциируется в романе с неподвижностью, в то время как история – с динамикой. Поэтому именно любовь, присутствие рядом спящей любимой женщины, дарует утешение повествователю во время его ночных кошмаров.Трепетное, почти сакральное отношение у повествователя к самой фразе признания – «я тебя люблю». Она присутствует в любом языке и способна побороть страх истории и пустоты. Однако нужно использовать эту фразу с осторожностью, нельзя пользоваться ей слишком часто, так как она способна даровать ложную уверенность, упростить правду. Часто повторённая фраза превращается в общее достояние, превращает живое чувство в мёртвую речь. «Я тебя люблю не должно звучать слишком часто, становится ходкой монетой, пущенной в оборот ценной бумагой, служить для нас источником прибыли» [1, с. 275]. Эту фразу нужно заслужить, её нужно быть достойным.Исследователь Д. Радченко называет любовь в «Интермедии» «сюжетом недоговорённости». Только любящие находятся выше всяких слов, так как понимают, что никакие слова не смогут вместить в себя всех их чувств и эмоций. Поэтому Барнс приходит к противопоставлению любви и истории. «История - формализация, превращение жизни в текст. Любовь есть то, что может превратиться в текст, но никогда не отождествляется с ним полностью» [5, с. 44].Именно любовь по мнению Барнса может спасти человечество от смерти и пустоты, даровать бессмертие. Однако под бессмертием английский автор не подразумевает религиозное спасение души. Умрёт каждый человек: и тот, кто любил, и тот, кто не любил. Любовь не способна пережить человека. «Вместе с последним из любящих умирает и любовь» [1, с. 273]. Из этого можно сделать вывод, что под бессмертием автор подразумевает прижизненное бессмертие, так как другое человеку не дано. «Только любовь способна хотя бы на время избавить от тех ощущений, которые образуют «фабулу смерти» и очевиднее всего в романе Барнса выражают себя в мыслях о всемирной истории. Любовь есть «настоящее время», – пишет Радченко [5, с. 45]. Исследователь приходит к выводу, что в истории есть только «прошлое» и «будущее», потому что «настоящее» нельзя запечатлеть, превратить в текст, короткий миг настоящего невозможно зафиксировать [5, с. 45]. Истинным выражением «настоящего» является любовь. Любовь – это единственное, что в «Истории мира…» можно назвать сакральным. Но эта сакральность никак не связана с религиозностью и даже противоположна ей.Повествователь проводит параллели с библейским мифом, сравнивая любовь с Ноевым ковчегом, призванным спасти людей от потопа. Но Барнс с иронией относится к всемирной истории, дидактике мифологии и религии. «Доверчивым девицам говорили, что любовь – земля обетованная, ковчег, на котором дружная чета спасется от Потопа. Может, она и ковчег, но на этом ковчеге процветает антропофагия, а командует им сумасшедший старик, который чуть что пускает в ход посох из дерева гофер и может в любой момент вышвырнуть тебя за борт» [1, с. 276]. Таким сравнением автор подчёркивает разницу между любовью и религией. Любовь обладает индивидуализацией, которой нет во всемирной истории или религии.Но если любовь не дарует бессмертия, не способна сделать человека счастливым, то зачем она? Это вопрос задаёт как повествователь, так и сам автор. Человек может прожить без любви, и она важна именно потому, что не обязательна. «Благодаря ей мы обретаем индивидуальность, обретаем цель» [1, с. 283]. Любовь высвобождает скрытую в человеке энергию, влюблённый человек начинает видеть мир иначе, яснее. Любовь дарует человеку способность к сочувствию, без которого невозможно быть ни хорошим человеком, ни хорошим профессионалом.По мнению Джулиана Барнса, только любовь способна дать человеку счастье, которое заключается в близости двух душ, способных противостоять истории. Этот взгляд частично близок к христианскому пониманию любви как единства духа и плоти любящих, но которое включает в себя ещё и стремление к единению души с Богом.Главный конфликт «Истории мира…» заключается в противопоставлении любви и истории, а основой нравственной философии романа является представление любви как альтернативы истории. Противопоставляя любовь и историю, Джулиан Барнс видит любовь как воплощение правды. Следовательно, история для британского писателя является противоположностью правды, потому что зависит от субъективных суждений, идей тех или иных субъектов.Стоит также отметить, что барнсовская ирония заметно снижается, когда он или его герои начинают говорить о любви.Писатель призывает верить в любовь, потому что это единственная надежда для человека. Это единственное, что не позволяет человеку пасть духом, стать невольником чужой истины. Можно сделать вывод, что «Интермедия» посвящена не только силе любви, но и силе веры, особенно веры в любовь. «Но мы всё-таки должны верить в любовь, как верим в свободную волю и объективную истину. А если любовь не удаётся, винить в этом надо историю мира. Оставь она нас в покое, мы могли бы быть счастливы, наше счастье не покинуло бы нас. Любовь ушла, и в этом виновата мировая история [1, с. 298]. Возможно, именно поэтому «Интермедия» является «неполноценной» главой романа, потому что любовь чужда истории мира, противоречит её механистическим и материалистическим принципам. Любовь не поддаётся логическому осмыслению, она слишком индивидуалистична. Поэтому мировая история поглощает, уничтожает её, выделяет ей статус «половины главы». Но можно рассматривать данную особенность композиции романа с другой стороны: любовь не является частью истории и пытается бороться с ней. «Интермедия» - нравственный центр романа и всего творчества Барнса. Это новелла, которая противостоит «Истории мира…», и поэтому не может быть полноценной его частью.Тема любви является центральной в творчестве Евгения Водолазкина. Его роман «Оправдание острова» показывает не только любовь супругов друг к другу, но также и любовь к вверенному им народу и, конечно, любовь к Богу. Любовь главных героев, Парфения и Ксении, к людям – это их бескорыстное служение народу, ответственность за него, что позволяет говорить о любви в творчестве Водолазкина как о самопожертвовании. Даже любовь княжеской четы друг к другу, их брак, в первую очередь, являлись средством преодоления вражды между частями Острова, причиной их объединения. Однако молодая Ксения испытывает бо́льшую любовь к Богу, чем к Парфению или своему народу. «Это приводит к конфликту в душе Ксении и создаёт определённую интригу в её отношениях с суженым» [2, с. 221]. Девушка решается сразу после свадьбы уйти в монастырь и посвятить себя Богу, но искренние просьбы молодого мужа вынуждают её переменить решение и остаться с Парфением в девственном браке. Духовный брак героев является следствием их праведности. Он воплощает в себе противостояние духа и плоти, в котором побеждает дух. Биологические дети у супружеской пары заменяются детьми духовными.С этих пор вся жизнь супругов – это служение друг другу и Острову, которое длится больше трёх сотен лет и является наиболее сильным проявлением любви. Поэтому, когда жизнь Острова оказывается под угрозой уничтожения, княжеская чета, слыша мольбы когда-то предавшего их народа, делает сознательный выбор и восходит на вершину вулкана, чтобы просит у Бога пощадить Остров. Их жертва не оказывается напрасной, Господь дарует милость Острову и его жителям, и извержения вулкана не происходит.Князь Парфений и княгиня Ксения совмещают любовь друг к другу, любовь к народу и любовь к Богу. Их преданность Острову и его жителям, служение им, прощение их ошибок и жестокости являются проявлением и любви к Богу. Супруги принимают Его волю и своё предназначение, остаются до конца верны друг другу. Это приводит их к вечной жизни, к спасению Острова, а его жителей к покаянию и возможности спасения души.Княжеская чета воплощает в себе непреходящие ценности. В то время как общество очень быстро развивается и меняется, супружеская пара является олицетворением таких вечных понятий как нравственности и любовь к ближнему.Супружеская любовь и брак в христианском понимании – это таинство, вследствие которого муж и жена становятся единым целым, одним духом и одной плотью. Парфений и Ксения являются ярким примером такого взгляда. Их духовное единение проявляется уже на уровне композиции романа. Текст Водолазкина состоит из двадцати глав, представляющих собой записи летописцев о разных исторических периодах в жизни Острова. Каждая глава, каждая запись сопровождается комментариями Ксении и Парфения, которые гармонично дополняют друг друга, так как супруги за три сотни лет стали мыслить и чувствуют одинаково. Это свидетельствует о единстве духа мужа и жены.Сами герои отмечают, что с каждым прожитым вместе годом становятся всё больше похожими друг на друга, можно сказать, становятся единой плотью, отражением друг друга «Скольжу глазами по мелкому, но ровному почерку Парфения… А вот написанное мной: наши почерки очень похожи. Так бывает с теми, кто долго живёт вместе. Уподобляется почерк, внешность, ощущения, мысли. В целом люди. Один из двоих уходит, оставляя второму все эти совместно нажитые вещи. Уходит второй – и от обоих остаётся только почерк, исписанные листы. Которые запросто могут сгореть» [3, с. 146].Стоит также отметить, что Ксения и Парфений мечтают завершить свою земную жизнь в один день, как сказочные персонажи или святые благоверные Пётр и Феврония. Таким образом они стремятся быть вместе не только в земной жизни, но и в жизни вечной. Любовь в нравственной философии Евгения Водолазкина, как и в философии Джулиана Барнса является источником бессмертия. Только у английского писателя это прижизненное бессмертие. Без религиозного контекста. Это бессмертие, которое существует, пока живёт кто-то из любящих. Но вслед за смертью человека умирает и любовь. Барнс не верит в жизнь после смерти, не верит в бессмертие души, так как не верит в Бога.У Водолазкина же взгляд на любовь соответствует её религиозно-христианскому пониманию. Для русского писателя она является источником духовного спасения, источником истинного бессмертия.Для Барнса любовь – это способ преодолеть страх смерти и пустоты, средство борьбы с тиранией мировой истории. У Водолазкина нет такого страха перед историей и смертью. В его понимании любовь способна побороть смерть, способна вывести человека за пределы истории.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Киевская В.Е. ПРОБЛЕМА ЛЮБВИ В РОМАНАХ «ИСТОРИЯ МИРА В 10 С ½ ГЛАВАХ» ДЖ. БАРНСА И «ОПРАВДАНИЕ ОСТРОВА» Е. ВОДОЛАЗКИНА // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1335 - 1342. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24051 (дата обращения: 12.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*