'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 176

Просмотры  59 просмотров

Устьян Д.М., Татаринова Л.Н.

  


МОТИВ ВЕРЫ В ПЬЕСЕ Э. РОСТАНА «ПРИНЦЕССА ГРЁЗА» *

  


Аннотация:
в работе представлен подробный анализ мотива веры в произведении Э. Ростана, на примере рассмотрения одного из произведений его, которое называется «Принцесса Грёза». В статье иллюстрируются некоторые сцены из пьесы, которые помогаю наиболее подробно исследовать и понять, в чем особенность интерпретации мотива веры Э. Ростана.   

Ключевые слова:
вера, мечта, любовь, рассказ, преданность, красота, сомнение, крестовый поход, Бог   


У Э. Ростана особый философский подход к пониманию веры, он говорит о вере в добро, в мечту, а затем подводит нас к понимаю истинной веры.Принц Жофруа Рюдель, принц трубадур, он средневековый поэт при французском дворе. Он плывёт вместе с французами в Византию, чтобы увидеть прославленную красавицу Мелисинду, восточную принцессу. Рюдель влюблён в неё по рассказам. Этот же мотив любви по рассказам можно встретить в «Песне о Нибелунгах». Зигфрид влюбился в Кримхильду тоже по рассказам, но никогда её не видел. Целый год он воздыхал по ней, он представлял её, а когда увидел, нисколько не разочаровался. То есть в этих рассказах нет мотива разочарования. Наоборот, все мечты сбываются. Точно так же мы это встречаем и у Ростана. Ближайший друг Рюделя Бертран - рыцарь трубадур Провансальский, поэт, который сопровождает его в этом путешествии. Бертран очень любит своего друга Рюделя, он переживает за него, желает разделить с ним все тяготы плавания. Он сочиняет по дороге стихи, и все восхищаются этими стихами. Он также как и Рюдель и так же, как и все на корабле будущей встречей с этой прекрасной девушкой Мелисиндой. Однако во время плавания они попадаю в различные опасные обстоятельства: на них нападают пираты, они падают в страшный шторм.В первом действии мы видим потрёпанный корабль, вся команда находится в ужасном состоянии, все рассеяны и больны, в том числе и сам капитан корабля. Измученные этим путешествием они приближаются к этим берегам Византии. Но Рюдель вдруг заболевает опасной болезнью, хотя он совершенно молод. Около него все время дежурит личный врач. Однако моряки и все, кто был на корабле несмотря на постигшие их бедствия и болезни, несмотря на ужасное самочувствие, на голод они ждут ни пищи и помощи, а движутся за своей целью к заветной мечте. Поэтому основной мотив, основная тема этой драмы – это мотив мечты, которая, по мнению автора, просто необходима человеку. Она является путеводной звездой в прямом смысле.Всех героев этой драмы можно разделить на две группы. Одни скептики и рационалисты, они воплощают собой здравый смысл. Например, кормчий, который ведёт корабль, врач, некоторые матросы. Другие романтики, идеалисты, верующие, которые верят в мечту, верят в удачный успех всей экспедиции. Например, капеллан принца брат Трофимий, который тоже неотступно находится с Рюделем. Также и Бертран, который пишет прекрасные стихи, и сам принц Жофруа Рюдель.Интересно заострить внимание на том, что вся команда моряков, эти невежественные грубые люди – это собирательный образ народа, которому нужен не только хлеб. Они также постоянно вдохновляются будущей встречей, сочувствую при этом самому принцу. Мы видим идеализированный образ народа, созданный Ростаном. То есть им нужно это далёкое будущее, им нужно что-то, что будет вдохновлять их. Вот как говорил один членов команды:БистаньЧего-чего не претерпели мы!Каких страданий!ПегофаПомоги нам, боже!Тробальдо(появляясь верхом на рее)Теперь нам не хватает одного:Найти ее как смертный грех дурною!..Тробальдо рискнул высказать такую мысль, от которой мечта может разрушиться, мысль от том, что когда увидят принцессу, будет ли она так прекрасна, как они её представляли. Он высказывает предположение о том, что она может оказаться не прекрасной, а дурной. Однако эта мысль сражает всех моряков, они сразу становятся неистовыми защитниками красоты принцессы Мелисинды. Все моряки начинают кричать.Все морякиО нет! - Она прекрасна! - О, прекрасна! -Она прекрасна!ТробальдоДа, клянуся богом,И нужно, чтоб она была прекрасна.Но почему же это так взбудоражило их сердца? Потому что если она не будет прекрасной, они обретут большое разочарование в жизни, это путешествие будет совершенно бессмысленно, все страданий, которые они претерпели, и жертвы, которые они предприняли ради своего принца, будут напрасными. Поэтому необходимо, чтобы она была прекрасна.Другой моряк Бруно сказал, что непременно она должна быть хороша, и все вместе они воскликнули, что она прекрасна:БруноОна должна быть хороша.ВсеОна красавица! - Она прекрасна!..МариасЯ в этом убежден!Через данный эпизод мы можем понять, что у Ростана особый философский взгляд на веру. Он говорит о необходимости веры для человека, веры во что-то прекрасное и доброе. Вера помогает человеку справиться с трудностями, дает силы для совершения какой-либо важной миссии, с помощью веры человек, превозмогая боль и страдания, достигает цели.Вера – это удивительное сопряженное с невероятностью чувство. Исходя из тех событий, которые они повстречали на своем пути, они должны были говорить о пище, должны были жаловаться, просить, чтобы кто-то накормил их и помог. Однако Пегофа рассуждая, говорит, что как только они начинают о ней говорить, сразу происходит чудо. Они забывают о пище, о реальности, о действительном положении вещей. Исчезает боль, голод.ПегофаМы все устали, но смотри, товарищ:Мы говорим о ней - и забываемИ боль и голод... И почти довольны!..Бруно, один из моряков, мечтает о том, что когда они приплывут и когда состоится эта долгожданная встреча принца Рюделя и его мечты принцессы Мелисинды, то он тоже возьмёт моряков, чтобы они на неё посмотрели. Только этим они и живут.БруноПринц обещал нас всех к ней повести,Когда нам бог доплыть туда поможет,И ей сказать, что это мы егоДоставили в ее дворец прекрасный.Однако у веры всегда есть антипод – неверие, сомнение, которое представлено в лице кормчего, который как раз является представителем здравого смысла в пьесе, он говорит:КормчийИ думаешь, что с вами, с низкой чернью,Принцесса пожелает говорить?А Пегофа, как истинный представитель веры в мечту, возражает кормчему и неотступно продолжает утверждать, что им не нужно внимания от принцессы, её любовь и слава, которой она могла бы увенчать их за долгий и трудный путь, за непреодолимую веру в её красоту. Нет им достаточно лишь взгляда на неё.ПегофаО, что ты, что ты! Мы ее увидим,И это много уж! Недаром славаПошла везде по христианским землямО ней одной...В конце пьесы мы видим как трансформируется вера этих моряков. Если в начале произведения они готовы были отдать свою жизнь на волю стихиям и бедствия, только бы увидеть прекрасную принцессу Мелисинду, то в конце они уже предстают борцами не просто за какую-то глупую мечту, а за настоящую христианскую веру. Они отправляются в крестовый поход:КапитанСожжем мы завтра славный наш корабль,Что был достоин послужить поэту.Тробальдо(указывая на Бертрана)И все за ним пойдем за крест сражаться.БертранИ пальмы ветвь священную сорвем!Также мы видим насколько сильно изменился образ самой принцессы Мелисинды, которая неформально стала предводителем этого похода, ведь именно она дала как бы приказ этим морякам идти и сражаться во имя истинной веры в Бога.МелисиндаИдите вместе с нимиВ поход крестовый!..Все моряки(потрясая оружием)Да! В поход! В поход!МелисиндаЗа крест святой вы будете сражаться.Она уже не та заоблачная мечта, к которой стремились эти преданные моряки, не та задумчивая девушка, находящаяся в оковах своего непреступного замка, созерцающая лишь красоту цветов и драгоценных камней и пребывающая в заоблачных далях своих мечтаний и грез. Нет, она теперь та, которая познала, что есть истинная красота, которая напрямую связана с духовным миром, тем самым она обрела настоящую веру в небесный мир.В заключение также можно подчеркнуть интересный факт, что именно принцесса Мелисинда накормила голодных и обессилевших моряков после их тяжелого странствия.Мелисинда(морякам)А вы, мои друзья,Вы кончили свое святое дело,Зачем же вы глядите так несмело?Вы голодны. Должна помочь вам я.Вам нужен кров, друзья! Вам нужно хлеба!Берите ж: вот рубины, жемчуга...Это доказывает то, что даже та прежняя вера моряков в прекрасный образ Мелисинды бы не напрасна. Ведь именно эта прекрасная принцесса, в которую они так преданно верили и с которой ждали встречи, стала двигателем изменения их веры. Поэтому именно в её руках оказалась власть накормить этих путников, но накормить уже для особой цели, чтобы дать им силы отправиться сражаться за истинную веру.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Устьян Д.М., Татаринова Л.Н. МОТИВ ВЕРЫ В ПЬЕСЕ Э. РОСТАНА «ПРИНЦЕССА ГРЁЗА» // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1343 - 1350. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24052 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24052



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.