'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 190

Просмотры  108 просмотров

Бударина А.В.

  


СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются основные психологические и социологические методы выявления предрасположенности личности к девиантному поведению. Анализируются диагностические методики, такие как анкетирование, наблюдение, тестирование, а также роль социальных факторов и семейного окружения. Делается акцент на важности ранней профилактики и индивидуального подхода в работе с подростками и молодежью.   

Ключевые слова:
девиация, диагностика, поведение, молодежь, профилактика   


Девиантное поведение – это действия, нарушающие общепринятые нормы, ценности и культурные стандарты поведения, возникают в среде социальной дезорганизации, где доминируют факторы, такие как насилие, безнравственность, отчуждение от социума и культурного окружения, а также часто сопровождаются психическими расстройствами, отсутствием внешнего и внутреннего саморегулирования [2].Поведение, отклоняющееся от нормы, представляет собой сложное явление, формируемое множеством взаимосвязанных факторов, включая экономические, социальные, демографические, культурные и психологические. Чтобы определить ключевые направления психодиагностики в профилактике и коррекции девиантного поведения, необходимо глубоко проанализировать корни отклоняющихся проявлений личности.Е.Н. Пашкова и В.П. Михайлова выделяют три основных группы факторов, которые могут способствовать появлению отклоняющегося поведения:- биологические факторы - Врожденные физиологические или анатомические отклонения у ребенка, такие как проблемы с интеллектуальным развитием, нарушения слуха и зрения, травмы нервной системы, телесные искажения, дефекты в речи и другие подобные состояния,- психологические факторы – в данном случае речь идет о патологиях личности или ярко выраженных чертах характера. Такие отклонения проявляются в виде нервно-психических расстройств, психопатии, неврастении и граничных состояниях, которые характеризуются повышенной возбудимостью нервной системы и приводят к несоответствующим реакциям подростка,- социально-психологические факторы. Эти проблемы берутся из недостатков в школьном, семейном и общественном воспитании, корнем которых является пренебрежение к особенностям каждого ребенка, что в свою очередь нарушает процесс его социализации [8].В.Д. Менделевич акцентирует внимание на том, что при девиантном поведении, обусловленном психопатологическими причинами, определяющую роль играют личностные характеристики индивида, в то время как воздействие обстоятельств сведется к минимуму [7].Исследование причин девиантного поведения показывает единогласие среди ученых, как отечественных, так и зарубежных, в отношении ключевой роли семейного воспитания. Семья неизменно выступает как важный фактор социализации личности, где формируются не только необходимые для общества качества, но и индивидуальные ценностные ориентиры.Большинство психологов считают, что отклоняющееся поведение, рассматриваемое как социальное явление, формируется под влиянием различных факторов: условий жизни и деятельности человека, общественных процессов, его индивидуальных и социально-психологических особенностей, а также характера его взаимоотношений с окружающими. Проявлением этого отклонения выступают поступки, нарушающие общепринятые нормы [10].Юрий Александрович Клейберг определяет методы научных исследований как инструменты и подходы, обеспечивающие получение надёжной информации, которая затем служит основой для создания научных теорий и разработки практических решений [5].Психологические исследования опираются на разнообразные методы. Среди них выделяют организационные подходы, такие как лонгитюдный, сравнительно-генетический, метод поперечных срезов и комплексный анализ. Также широко используются эмпирические методы, включающие эксперимент, наблюдение, самонаблюдение, изучение продуктов деятельности, психодиагностику и биографические исследования. Для психодиагностики применяются анкеты, опросники, беседа, интервью, различные типы тестов и социометрические методики.При определении индивидуальных психологических особенностей, предрасполагающих к девиантному поведению, чаще всего применяются быстрые и стандартизированные процедуры, среди которых тестирование занимает лидирующую позицию.Тесты представляют собой структурированные и временные испытания, направленные на выявление количественных и качественных особенностей психических свойств и различий между индивидами [1]. Тесты помогают выявить скрытые характеристики, которые оказывают существенное влияние на поведение человека, но не всегда очевидны при поверхностном наблюдении, например, самооценку, внутренние конфликты и склонность к риску. В психологической практике для определения личностных особенностей, предрасполагающих к девиантному поведению, применяются разнообразные тестовые инструменты (таблица 1).Таблица 1. Основные тестовые методики выявления предрасположенности к девиантному поведению.Представленные в таблице методики позволяют комплексно исследовать личностные черты, поведенческие склонности и социальные условия, влияющие на развитие девиантного поведения. Их использование в образовательных и профилактических программах способствует раннему выявлению групп риска и формированию адресной коррекционной работы.Исследование девиантного поведения существенно обогащается методом наблюдения. Его преимущество заключается в возможности сбора информации о поведении и действиях человека в его привычной среде, а также в возможности отслеживания как вербальных, так и невербальных проявлений, включая динамику межличностных связей. Чтобы наблюдения педагога были объективными, они должны строиться на определенной цели, проводиться систематически и по заранее составленному плану, а результаты фиксироваться с помощью четких показателей, с использованием специальных карт наблюдения [6].Применение метода наблюдения сталкивается с двумя ключевыми трудностями. Во-первых, проявления поведения и деятельности часто многообразны и неоднозначны: одна и та же внешняя форма может свидетельствовать о различных внутренних мотивах и отношениях, а одна и та же психологическая черта может проявляться в поведении по-разному.Эффективность метода наблюдения тесно связана с профессионализмом наблюдателя, его способностью объективно фиксировать поведение, не смешивая его со своей интерпретацией, и умением преодолевать искажения, возникающие вследствие социально-психологических особенностей восприятия.Использование анкетирования как метода исследования дает возможность получить объективную и всестороннюю информацию о рассматриваемой теме. Собранные данные легко упорядочить и проанализировать, а масштабность сбора информации достигается при сравнительной простоте проведения анкетирования [3]. Этот метод исследования использует анкету, состоящую из различных типов вопросов: закрытых, полузакрытых, открытых и специальных «сенситивных» вопросов, которые могут вызывать у респондентов дискомфорт и побуждать их к сокрытию истинной информации [4].В период подросткового развития диагностические беседы оказываются весьма действенным инструментом. При работе с учениками средних и старших классов рекомендуется использовать полуструктурированную или свободную беседу, так как она дает возможность не только получить информацию о заранее известных проблемах, но и открыть для себя новые, ранее неизвестные психологу аспекты. Эластичность подхода и возможность корректировать ход и тематику беседы являются ключевыми преимуществами этого метода.Исследование личности неблагополучных учащихся часто опирается на метод свободных описаний. Эссе на заданную тему является наиболее популярной формой этого метода. Такой подход к сбору информации широко применяется при анализе самосознания подростков, например, в вопросах понимания ими самих («Что я знаю о себе», «Как меня видят другие»), особенностей их межличностных отношений («Мой друг», «Что для меня важно в дружбе»), а также других аспектов личности и поведения подростков. Известный подход, применяемый в этой области, - это методика «Кто Я?» Куна и Мак-Партленда, которая в современных интерпретациях сохранила свою актуальность. Однако, описательный метод имеет существенный недостаток: полученные данные сложно формализовать и, главным образом, фокусируются на выявлении индивидуальных особенностей. Сравнение полученных результатов с общепринятыми возрастными или половозрастными стандартами оказывается затруднительным [9].Итак, девиантное поведение формируется под воздействием биологических, психологических и социально-психологических факторов, а его своевременное выявление возможно с помощью комплекса диагностических методов, таких как тестирование, анкетирование, наблюдение и беседа. Наибольшую эффективность в работе с подростками показывает индивидуальный подход, ориентированный на выявление личностных особенностей и условий социализации. Ранняя диагностика и профилактика позволяют сократить риск устойчивых отклонений в поведении и способствуют формированию конструктивных моделей социального взаимодействия.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Бударина А.В. СПОСОБЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТИ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1487 - 1494. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24066 (дата обращения: 17.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24066



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.