'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 193

Просмотры  58 просмотров

Годовникова М.Е.

  


КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОКРАСТИНАЦИЯ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ *

  


Аннотация:
статья посвящена исследованию креативности и прокрастинации у профессиональных музыкантов. Автор рассматривает креативность как ключевую характеристику творческой личности, выделяя её роль в музыкальной деятельности, где важны дивергентное мышление, ассоциативные методы и агглютинация. Особое внимание уделяется прокрастинации, которая анализируется не только как негативное явление, но и как потенциальный стимулятор творческого процесса. На основе эмпирического исследования мотивационной сферы представителей рокерской субкультуры выявлены общие тенденции, такие как потребность в свободе, творчестве и общении, а также влияние прокрастинации на профессиональную деятельность. Результаты исследования подчеркивают необходимость системного подхода к профилактике прокрастинации и развитию креативности в процессе обучения музыкантов.   

Ключевые слова:
креативность, прокрастинация, профессиональные музыканты, мотивация, творческое мышление, рокерская субкультура, ассоциативные методы, агглютинация, эмоциональный кризис, музыкальная деятельность   


В настоящее время в связи с развитием технологического прогресса одним из важных критериев личности, которая обладает творческим мышлением, способностью оригинально мыслить, находит нестандартные решения задач является креативность. Креативность – это дивергентное мышление (точнее, операции дивергентной продуктивности), отличительной особенностью которого является готовность выдвигать множество в равной степени правильных идей относительно одного и того же объекта (Дж. Гилфорд, М. А. Холодная и др. [1]). В связи с увеличением потребности создания уникальных, неповторимых продуктов креативность выступает приоритетной психологической характеристикой.Область научного интереса темы развития креативности больше наблюдается в профессии музыканта, так как в отличие от поэтов, художников и инженеров появляются новые формы выражения музыки и появление новых музыкальных жанров с помощью музыкальных инструментов, следовательно, творческие способности, оперирование символами и знаками (нотная система), преобладание образного и ассоциативного мышления требуют высокой умственной активности и дисциплины в музыкальной деятельности.Цель нашего исследования заключается в рассмотрении общих характеристик креативности и прокрастинации у професиональных музыкантов.Д. Б. Богоявленская выделяет креативность как высший уровень интеллектуальной деятельности, которая отличается полной самостоятельность, упорядоченностью, теоретическим мышление и глубоким пониманием взаимосвязей [2]. Из этого следует, что показателем креативности является отсутствие внешнего стимула, то есть самостоятельное проявление инициативы действий.Для создания нового личностного продукта музыканта применяют креативные методы создания образной картины, ассоциаций, агглютинации [4].Создание образной картины выступает первым этапом со знакомством музыкального произведения. Производится сбор информации биографическим подходом (биография автора произведения, история создания произведения) и содержательным подходом (первое прочтение текста с нотного листа произведения). Музыкант составляет первый целостный образ музыкального произведения, планирует способы выражения основного смысла произведения и оценивает технические возможности точного воспроизведения музыки.Роль ассоциаций является важным методом для музыканта, которые выступают в качестве возникающих ассоциативных рядов образов в мыслительной деятельности. Они отображают личностный смысл передаваемого музыкального произведением и уникальное восприятие последнего. Ассоциации сопряжены культурно-историческими образами личности, которые позволяют не только передать собственное видение музыканта произведения, но и отобразить с помощью технических навыков владения музыкальным инструментом, что производит уникальное исполнение.Агглютинация выступает методом «склеивания» в одно целое разных образов последующим выражения в музыке интонированием звука. Для отображения собирательного образа, воображаемым музыкантом, необходимо навыки музицирования, технического уровня владения музыкальным инструментом. Звукоизобразительность в данном методе выступает как способность передавать смысл и образ произведения через искусным владением музыкальным инструментом, моторные навыки и творчество.Таким образом для развития креативности музыканта обусловлено не только использованием креативных методов, но и наличием мотивации для осуществления музыкально-исполнительской деятельности. Стимулирование мотивации является одной из актуальных задач для музыкантов, так как они больше подвержены их отсутствием. При недостаточно выработанной профессиональной дисциплины провоцируется возникновение прокрастинации.Прокрастинация - склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам (П. Рингенбах). Музыканты подвержены неадекватной критике собственных исполнительских способностей. Склонность к самоанализу провоцирует к постоянной переоценке собственных возможностей и важности роли в профессиональной среде. Отмечается, что социально-исторический контекст и анализ опыта предыдущих поколений музыкантов дают право на рассмотрение выгорания как стадии сознательной критики, переосмысления, неосознанной проработки новых концепций через отвержение устаревающих моделей [5].В связи с высокой работы интеллектуальной деятельности возрастает риск эмоционального кризиса впечатлений и психомоторного перенапряжения, что приводит к прокрастинации.Прокрастинация выступает как стимулятор креативности [3]. Следовательно, можно предположить, что для музыканта это выступает возможностью отложить занятия по музыке и вернуться к ним с восстановленными силами, новыми идеями и инновационными стратегиями. Это указывает на то, что прокрастинация включает в себя не только негативное аспекты влияния на профессиональную дисциплину, но и положительные аспекты в потребности нового эмоционального опыта и ассимиляции длительной выработки технических навыков исполнения.В нашем исследовании «Особенностей мотивационной сферы у представителей рокерской субкультуры разных возрастов», где:- объектом эмпирического исследования выступали рокеры Центрально-Черноземного района г. Воронеж в возрасте 18-30 лет в общем количестве 100 человек, а именно юноши 18-21 лет, примыкающие к рокерской субкультуре в количестве 67 человек и молодые люди 27-30 лет в количестве 33 человек,- предметом исследования выступала мотивационная сфера представителей рокерской субкультуры разных возрастов,- гипотезой исследования выступало предположение о том, что для разных возрастов существуют общие характеристики мотивационной сферы представителей рокерской субкультуры, а именно: потребность в свободе, творчестве и общении выражены как у рокеров юношеского возраста, таки у рокеров молодого возраста,- использовался метод стандартизированного самоотчета, реализованный в методиках, одна из них которой является «Диагностика социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере»,- было эмпирически установлено, что от общего количества испытуемых в эмпирической группе «ориентация на процесс» преобладает у 19,4% молодых рокеров. Творческая и профессиональная деятельность является источником не только приобретение как такого, но и удовлетворения потребности проживания жизни. Монотонный характер какой-либо деятельности может терять чувства отягощения. Для молодого рокера осознавание «здесь и сейчас» - результат интеллектуального развития. Известно, что творческие люди мыслят образами, поэтому потребность в удовольствии может проходить через обдуманное проживание жизни.Далее ориентация на результат – 12,5%. Рок-культура транслирует идею бесцельного протекании жизни. Можно предположить, что потребность в результативности в данной возрастной категории имеет ценность для достижения каких-то целей в профессиональной деятельности. Однако внимание на процесс имеет не только гедонистическую значимость, но и иметь характер исследования для поиски новых способов идея для творчества.Труд – 16,1%. Для молодого возраста ведущая деятельность является труд, который характеризуется совершенствованием мастерства в профессиональной деятельности. Рокер в данной возрастной категории может заниматься либо индивидуальным предпринимательством (к примеру написанием авторских песен), либо преподаванием в творческих организациях. Так как один из основ феномена прокрастинации является мотивационная структура, то креативность выступает как стимулятором генерации вариантов удовлетворения гедонистических и профессиональных потребностей с целью гармонизации профессиональной и личной жизни.Таким образом мотивация как один из компонентов прокрастинации уделяется большее внимание при обучении музыкантов в средних специальных, высших учебных заведениях и заведениях дополнительного образования типа детской школы искусств, соответственно профилактика прокрастинации и развитие творческих способностей производится системно в процессе профессионального обучения.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Годовникова М.Е. КРЕАТИВНОСТЬ И ПРОКРАСТИНАЦИЯ У ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МУЗЫКАНТОВ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1506 - 1512. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24069 (дата обращения: 12.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24069



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.