'
Годовникова М.Е.
МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МУЗЫКАНТОВ И РАЗНЫЕ УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ *
Аннотация:
в статье рассматриваются особенности мотивационной сферы музыкантов и разные уровни профессиональной идентичности. Автор анализирует мотивы выбора профессии, начиная от узколичностных (удовольствие от процесса, самоутверждение) до социально значимых (сохранение музыкальной культуры, создание высокохудожественных интерпретаций). Особое внимание уделяется различиям в мотивации начинающих и профессиональных музыкантов, а также влиянию мотивационных установок на творческую активность и эмоциональное благополучие. Исследование опирается на работы отечественных психологов, таких как Ю.А. Цагарелли и В.И. Петрушин, и подчеркивает важность мотивации для профессионального становления музыкантов и развития музыкальной культуры в целом.
Ключевые слова:
интерес, потребность, мотивация, ориентация, установка, мотивационная сфера личности, профессиональная идентичность, музыкант
В отечественной психологии труда увеличивается количество исследований, анализирующих взаимосвязь профессиональной деятельности с мотивационными аспектами. Мотивационные установки личности формируются, закрепляются и изменяются в процессе профессиональной деятельности. Для каждой профессиональной группы характерны специфические мотивационные особенности. Если выбранная профессия соответствует жизненным ценностям и смыслу жизни субъекта, то профессиональная деятельность приобретает глубокий, смыслообразующий характер. В противном случае профессия становится лишь средством достижения других целей. Изучение мотивации профессиональной деятельности, направленной на развитие и реализацию личности, имеет важное научное и практическое значение.Ю.А. Цагарелли связывает музыкальную направленность с потребностью в музыкально-эстетическом воспитании, развитии способности к творческому восприятию музыки и постижению её эмоционально-художественного содержания. Для музыкантов-исполнителей направленность выступает как долговременная мотивационная установка, связанная с этими потребностями.Оперативные мотивационные установки, такие как стремление к успеху или избегание неудачи, влияют на готовность к исполнительской деятельности, но не являются постоянными.Ю.А. Цагарелли выделяет следующие мотивы выбора профессии музыканта-исполнителя:престижность профессии,любовь к музыке,потребность в сценическом самовыражении.Л.И. Бамбурова приводит мотивы выбора музыкально-исполнительской деятельности среди начинающих музыкантов:интерес к музыкальному творчеству,эстетическое удовольствие от музицирования,стремление к самосовершенствованию,желание продемонстрировать мастерство и самоутвердиться,стремление к признанию со стороны аудитории,создание определённого настроения у слушателей.Сравнение мотивационных установок профессиональных музыкантов и начинающих исполнителей показывает, что у первых мотивы чаще связаны с устойчивыми социальными установками, в то время как у вторых они более разнообразны и менее стабильны.Низкий уровень профессиональной идентичность характеризуется доминированием внешней мотивации (жизнеобеспечение, комфорт) и слабой вовлеченностью в творческий процесс, что согласуется с теорией Деси и Райана о фрустрации автономии при навязанном выборе.Средний уровень профессиональной идентичности сопровождается высокой творческой активностью и потребностью в общении, обусловленные стремление к развитию профессиональной идентичности посредством поиска новых способах развития профессиональных ценностей.Оптимальный уровень профессиональной идентичность связана с внутренней мотивацией (социальная полезность, творчество) и гармоничной интеграцией профессиональных ценностей.Завышенный уровень профессиональной идентичности проявляется в трудоголизме и ориентации на результат, что может приводить к эмоциональному выгоранию.Мотивация профессиональной деятельности музыканта-исполнителя характеризуется эволюцией структуры потребностей и интересов. На начальных этапах доминируют узколичностные мотивы, связанные с получением удовольствия от процесса исполнения. Затем мотивация смещается к стремлению к профессиональному росту и совершенствованию исполнительского мастерства. В конечном итоге, музыкант ориентируется на широкие социальные мотивы, направленные на создание высокохудожественных интерпретаций, сохранение и развитие музыкальной культуры.Решение проблемы мотивации у начинающих музыкантов напрямую способствует повышению уровня их профессионального мастерства. Качество восприятия музыкальных произведений слушателями, в свою очередь, влияет на их интеллектуальное развитие и способствует повышению уровня музыкальной культуры в обществе.Согласно В.И. Петрушину, самоконтроль является ключевым аспектом деятельности музыканта-исполнителя. Педагоги часто подчеркивают важность внимательного слушания себя во время исполнения. Однако практика показывает, что начинающие музыканты часто сталкиваются с трудностями в идентификации и коррекции ошибок в собственном исполнении. Способность к самокритике и самоконтролю тесно связана с уровнем развития «Я-концепции» музыканта.Таким образом, мотивация профессиональной деятельности музыкантов определяется устойчивыми доминирующими потребностями, которые формируют долговременные мотивационные установки. У профессиональных музыкантов структура потребностей и интересов более интегрирована по сравнению с их начинающими коллегами. В процессе профессионального становления наблюдается трансформация мотивации: от мотивов, связанных с процессом игры на инструменте и получением одобрения от слушателей (у начинающих музыкантов), к мотивам, направленным на сохранение музыкальной культуры в целом и получение эстетического удовольствия (у профессионалов). Для музыкантов-исполнителей характерно изменение структуры потребностей и интересов от узколичных (удовольствие от процесса) к мотивам, связанным с совершенствованием профессиональных навыков, и далее к широким социальным мотивам, таким как создание высокохудожественных интерпретаций, сохранение и развитие музыкальной культуры.Мотивация профессиональной деятельности музыканта-исполнителя характеризуется эволюцией структуры потребностей и интересов. Первоначально акцент смещается с удовлетворения личных потребностей в удовольствии от процесса исполнения на стремление к развитию профессиональных навыков. Далее мотивация расширяется до социальных аспектов, таких как создание высококачественных интерпретаций, сохранение и продвижение музыкальной культуры.Решение проблемы мотивации у начинающих музыкантов способствует повышению уровня их профессионального мастерства. Качество исполнения, в свою очередь, влияет на восприятие музыкальных произведений слушателями, что может повысить их интеллектуальный уровень и способствовать развитию музыкальной культуры в обществе.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Годовникова М.Е. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА МУЗЫКАНТОВ И РАЗНЫЕ УРОВНИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1513 - 1518. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24070 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*