'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 197

Просмотры  61 просмотров

Киричатая Д.С.

  


МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности межличностных отношений подростков с лёгкой умственной отсталостью (IQ 50-70), акцентируются проблемы социализации: узкий круг общения, трудности в установлении дружбы, нарушения соцдистанции. Описаны эффективные методы коррекции — развитие коммуникации через игры, формирование поддерживающей среды с тьютором, арт-терапия для коррекции эмоций. Подчёркнуты перспективы сопровождения: индивидуализация программ и инклюзия. Материал адресован специалистам и родителям, содержит практические рекомендации по адаптации подростков с лёгкой УО.   

Ключевые слова:
умственная отсталость, подростки, межличностные отношения, социализация, коммуникация, эмоциональная сфера, инклюзия, тьютор, коррекция, игровая терапия, арт-терапия, социальная адаптация, виктимизация   


Введение.Межличностные отношения выступают ключевым механизмом социализации в подростковом возрасте, приобретая особую значимость для лиц с лёгкой умственной отсталостью (УО). У данной категории формирование социальных связей осложняется спецификой когнитивного и эмоционального развития, что требует разработки специализированных подходов к психолого-педагогическому сопровождению. В представленной работе систематизированы современные данные о характерных особенностях, типичных проблемах и эффективных стратегиях коррекции межличностного взаимодействия у подростков с лёгкой УО.1. Психологические особенности подростков с лёгкой УО.1.1. Когнитивная сфера:- замедленный темп психического развития проявляется в необходимости большего количества повторений для усвоения материала (в 3-5 раз превышающего норму) и более длительных временных затратах на обработку информации,- сниженная способность к абстрактному мышлению выражается в преобладании конкретно-ситуационного мышления, трудностях понимания переносных значений, пословиц, метафор,- трудности социального познания включают проблемы интерпретации социальных сигналов, предсказания последствий своих действий, понимания мотивов поведения других.1.2. Коммуникативная сфера:- речевые ограничения (словарный запас 800-1200 слов против 5000-7000 у нормы) сочетаются с упрощённым синтаксисом и грамматическими ошибками,- дефицит прагматики речи проявляется в нарушении очередности в диалоге, неумении поддерживать беседу, отклонениях от темы.1.3. Эмоционально-волевая сфера:- эмоциональная незрелость выражается в преобладании непосредственных эмоциональных реакций над осознанными,- импульсивность поведения связана со слабостью контролирующих функций и преобладанием полевое поведения.2. Специфика межличностных отношений.2.1. Структура социальных связей:- ограниченный круг общения (в 2-3 раза уже, чем у сверстников) преимущественно включает членов семьи (75-85% контактов) и педагогов (10-15%),- дефицит дружеских связей отмечается у 60-70% подростков с лёгкой УО, при этом 30-40% вообще не имеют постоянных друзей,2.2. Качественные особенности:- нарушение социальной дистанции проявляется как в излишней фамильярности (35% случаев), так и в избегании контактов (25%),- трудности кооперации наблюдаются при необходимости согласования действий, распределения ролей, учета интересов партнёра.2.3. Эмоциональные аспекты:- поверхностность привязанностей характеризуется слабой дифференциацией отношений, быстрой сменой симпатий,- эмоциональная зависимость от значимых взрослых сохраняется даже в старшем подростковом возрасте.3. Основные проблемы в межличностных отношениях.3.1. Социальная дезадаптация:- непонимание социальных конвенций приводит к нарушению неписаных правил (70% случаев),- конфликтогенность отмечается у 45-55% подростков, причём в 80% случаев конфликты возникают из-за неверной интерпретации намерений других.3.2. Эмоциональные нарушения:- социальная тревожность встречается у 40-50% и проявляется в избегании новых контактов,- аффективные вспышки возникают как реакция на фрустрацию в 35-40% случаев взаимодействия.3.3. Риски виктимизации:- вероятность буллинга в 3-5 раз выше, чем у нормотипичных сверстников,- подверженность манипуляциям связана с недостаточной критичностью и доверчивостью.4. Направления коррекционной работы.4.1. Развитие коммуникативных навыков:- базовые навыки общения включают обучение приветствиям, просьбам, благодарностям через алгоритмизированные схемы,- эмоциональный интеллект развивается через "эмоциональные азбуки", фотокарточки с выражениями лиц, видеотренинги.4.2. Формирование поддерживающей среды:- инклюзивные групп создаются по принципу "3+1" (3 нормотипичных + 1 с УО),- тьюторское сопровождение предусматривает индивидуальных кураторов с коэффициентом 1:3.4.3. Коррекция эмоциональной сферы:- саморегуляция тренируется через методы "стоп-сигнала", "счёт до десяти",- формирование самооценки осуществляется через портфолио достижений.5. Эффективные методы и технологии.5.1. Игровые методы:- сюжетно-ролевые игры проводятся по специальным сценариям с чёткими правилами,- социальные истории создаются индивидуально для отработки конкретных ситуаций.5.2. Арт-терапевтические подходы:- куклотерапия позволяет проигрывать конфликтные ситуации через кукольных персонажей,- театрализация даёт возможность "примерить" разные социальные роли.5.3. Поведенческие технологии:- видеомоделирование демонстрирует эталонные образцы поведения,- токен-системы поощряют социально одобряемые действия.Перспективы развития.1. Индивидуализация программ через цифровые профили развития.2. Расширение инклюзивных практик в неформальном образовании.3. Технологизация обучения с использованием VR-тренажёров.4. Подготовка тьюторов по специальным стандартам.5. Родительские университеты с программами сопровождения.Заключение.Оптимизация межличностных отношений подростков с лёгкой УО требует мультидисциплинарного подхода, объединяющего усилия дефектологов, психологов, педагогов и родителей. Современные исследования подтверждают эффективность раннего начала коррекционной работы (с 10-12 лет) с использованием комбинации поведенческих, игровых и арт-терапевтических методов. Перспективы связаны с разработкой персонализированных программ социальной адаптации, учитывающих как степень интеллектуальных нарушений, так и индивидуальные особенности эмоционально-личностного развития.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Киричатая Д.С. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ КОРРЕКЦИИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1531 - 1537. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24073 (дата обращения: 08.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24073



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.