'
Медяник А.М., Илюшина М.И.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ АГРЕГАТОРЫ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ *
Аннотация:
статья посвящена изучению связи личностных качеств психологов (адаптивность, стрессоустойчивость, готовность к переменам) и использования агрегаторов дистанционного психологического консультирования как инновационной профессиональной технологии. Проверялась гипотеза о наличии статистически значимых различий в этих качествах между психологами, использующими и не использующими агрегаторы. Научная новизна работы заключается в комплексном эмпирическом исследовании данной взаимосвязи. Практическая значимость результатов заключается в возможности их использования для оптимизации процесса внедрения цифровых платформ в психологическую практику.
Ключевые слова:
дистанционное психологическое консультирование, агрегаторы, психологи, адаптивность, готовность, стрессоустойчивость, цифровизация
В настоящее время дистанционное психологическое консультирование уже стало неотъемлемой частью профессиональной деятельности специалистов. А развитие цифровых технологий способствовало внедрению различных инновационных решений, таких как агрегаторы консультационных услуг, представляющие собой платформы, объединяющие специалистов, клиентов и технологии организации дистанционного консультировании в единой среде.С точки зрения психолога, агрегаторы для психологического консультирования представляют собой инновационную технологию, которая расширяет возможности профессиональной деятельности. Агрегаторы упрощают поиск клиентов, избавляя от необходимости самостоятельного продвижения, и предоставляют доступ к широкой аудитории, заинтересованной в психологической помощи. Платформы предлагают удобные инструменты для организации консультаций, включая расписание, напоминания и онлайн-оплату, что экономит время и упрощает административные задачи. Кроме того, агрегаторы помогают психологам повышать свою видимость за счет отзывов и рейтингов, что способствует укреплению профессиональной репутации. Однако успешность применения этих технологий зависит не только от их функциональности, но и от психологических характеристик специалистов, использующих их в своей практике.Важным фактором, влияющим на применение психологом агрегаторов в дистанционном консультировании, являются его личностные качества, в частности адаптивность, стрессоустойчивость и готовность к переменам.В связи с этим, актуальность темы эмпирического исследования обусловлена необходимостью изучения личностных особенностей психологов, использующих и не использующих агрегаторы, с целью дальнейшей разработки рекомендаций по эффективной адаптации и внедрению таких платформ в профессиональную практику.Гипотеза исследования заключается в том, что специалисты, использующие и не использующие агрегаторы в дистанционном консультировании, имеют статистически значимые различия в таких личностных качествах, как адаптивность, стрессоустойчивость и готовность к переменам.Научная новизна исследования заключается в комплексном изучении взаимосвязи между уровнем адаптивности, стрессоустойчивости, готовности к переменам психологов и использованием ими агрегаторов.Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования ее результатов в разработке стратегий по эффективной адаптации психологов при использовании агрегаторов для консультирования в профессиональной практике.Для проверки гипотезы было проведено эмпирическое исследование адаптивности, стрессоустойчивости и готовности к переменам психологов, использующих и не использующих психологические агрегаторы в дистанционном консультировании.В исследовании приняли участие 30 консультирующих психологов, 15 из которых, используют психологические агрегаторы в своей работе, а остальные 15 не используют агрегаторы для дистанционного консультирования. Выборка определялась случайным образом.Для получения данных использовались следующие психодиагностические методики:1. Многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность» разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным в 1993 году и рекомендован для изучения адаптивных возможностей человека на основе оценок некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающие интегральные особенности психологического и физического развития. Опросник принят в качестве стандартизированной методики и рекомендовано к использованию для решения задач профессионально-психологического отбора, психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности [3].2. Оценочная шкала стрессовых событий Холмса-Раге или Шкала социальной реадаптации (Social Readjustment Rating Scale, SRRS) разработана американскими психиатрами, исследовавшими связь заболеваний с предшествовавшими серьезными изменениями в жизни человека [2].3. Опросник «личностная готовность к переменам» (PCRS). Авторы: С. Родник, Р. Хезер, Т. Голд, М. Хал, перевод и первичная апробация данного варианта методики PCRS (Personal change readiness survey) были проведены Н.А. Бажановой и Г.Л. Бардиер. Данная Методика PCRS выявляет параметры, определяющие личностную готовность к переменам: страстность, находчивость, оптимизм, смелость, адаптивность, уверенность, толерантность к двусмысленности [1].4. Анкета, составленная в рамках данного исследования, об использовании психологических агрегаторов в дистанционном консультировании.С целью выявления статистически значимых различий в показателях адаптивности, стрессоустойчивости и готовности к переменам у психологов, использующих и не использующих агрегаторы при дистанционном консультирования, производился расчет непараметрического статистического U-критерия Манна-Уитни для сравнения выраженности показателей в двух несвязных выборках. Расчет производился в программном пакете IBM SPSS Statistics. Сбор данных производился с помощью яндексформ и psytests для удобства сбора диагностического материала.Результаты проведенного исследования отражены в таблице 1.Как мы видим из таблицы 1, психологи, использующие агрегаторы для дистанционного консультирования, характеризуются меньшей выраженностью показателей адаптивности, чем психологи, не использующие психологические агрегаторы, причем по таким показателям как «Личностный адаптивный потенциал» и «Поведенческая регуляция и нервно-психическая устойчивость» обнаружены статистически значимые различия на высоком уровне значимости р≤0,01. А по показателю «Моральная нормативность», который отражает восприятие морально-нравственных норм проведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения, обнаружены статистически значимые различия на меньшем уровне значимости р≤0,05. Получается, что психологи с более низким адаптивным потенциалом и слабой нервно-психической устойчивостью чаще выбирают агрегаторы, так как те снижают необходимость в самоорганизации и стрессоустойчивости.Таблица 1. Статистически значимые различия психологов, использующих и не использующих психологические агрегаторы для дистанционного консультирования.В тоже время не выявлены различия у психологов, использующих и не использующих психологические агрегаторы для дистанционного консультирования, по показателю «Коммуникативный потенциал». Можно сделать вывод, что коммуникация — базовая компетенция психолога, которая не влияет на выбор психолога использовать или не использовать агрегаторы в своей работе.Результаты исследования по методике «Оценочная шкала стрессовых событий Холмса-Раге» показывают, что психологи, использующие агрегаторы для дистанционного консультирования, обладают более низким уровнем стрессоустойчивости по сравнению с коллегами, работающими самостоятельно. Обнаруженные различия статистически значимые на уровне значимости р≤0,05. Это позволяет предположить, что специалисты с изначально меньшей способностью справляться со стрессом сознательно выбирают платформы как менее напряженную форму работы.Агрегаторы действительно могут снижать стрессонаполненность за счет нескольких факторов. Во-первых, они предоставляют структурированную среду с четкими правилами, автоматизированными напоминаниями и готовым потоком клиентов, что уменьшает неопределенность - основной источник стресса. Во-вторых, платформы берут на себя организационные вопросы (маркетинг, оплата, расписание), освобождая психолога от дополнительной нагрузки. В-третьих, агрегаторы часто фильтруют клиентов, исключая сложные кризисные случаи, а также позволяют гибко регулировать нагрузку [4].Страстность, находчивость, оптимизм, смелость и предприимчивость у психологов, работающих через агрегаторы ниже на статистически высоко значимом уровне (р≤0,01). Это говорит о том, что психологи, выбирающие работу через агрегаторы, в среднем обладают иным профессиональным профилем по сравнению с коллегами, работающими самостоятельно. Полученные данные свидетельствуют о систематических различиях в ключевых личностных характеристиках, которые могут влиять на выбор формы практики.Проведенное исследование позволило выявить значимые различия в личностно-профессиональных характеристиках психологов, использующих и не использующих агрегаторы для дистанционного консультирования. Полученные данные свидетельствуют, что специалисты, работающие через агрегаторы, демонстрируют статистически значимо более низкие показатели по таким ключевым параметрам, как личностный адаптивный потенциал, поведенческая регуляция, нервно-психическая устойчивость, стрессоустойчивость, страстность, находчивость, оптимизм, смелость и предприимчивость. Эти результаты позволяют сделать вывод о существовании определенного профессионального профиля психологов, выбирающих работу через агрегаторы.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Медяник А.М., Илюшина М.И. ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГОВ, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ АГРЕГАТОРЫ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1538 - 1546. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24074 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*