'
Щетинина М.В.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ *
Аннотация:
в статье рассматривается вопрос о роли психолога в сопровождении обучающихся с девиантным поведением в условиях общеобразовательного учреждения. Автор приходит к выводу о необходимости комплексного социально-педагогического сопровождения, особенно направленного на ранее выявления обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Ключевые слова:
группа риска, трудная жизненная ситуация, сопровождение обучающихся, общее образование
В современном обществе возрастает необходимость сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации и относимых к детям и подросткам, находящимся в «группе риска». Значительную часть своего времени дети и подростки проводят в общеобразовательных учреждениях, и школьная среда выступает одним из институтов социализации, потому особенно актуально рассмотреть вопрос их сопровождения в этом контексте. Девиантное поведение, как правило, связано с рядом психологических трудностей, потому психологам образования важно уделить особое внимание сопровождению данной группы детей.М. В. Цыганковская, Е. Ю. Зинова и А.В. Кречетникова выделяют следующие причины отклонений в поведении ребенка: нестабильность общества (социально-экономическая, политическая и экологическая), влияние псевдокультуры, неблагоприятные семейно-бытовые отношения, изменения в содержании ценностной культуры детей и подростков, отсутствие надзора за поведение, отдаленность родителей от воспитания, развод родителей [6]. Мы понимаем, что это не исчерпывающий список причин девиантного поведения, однако можем отметить основную тенденцию – семейные или средовые факторы выступают в той же степени причиной, что и внутрипсихические.Психологическое сопровождение обучающихся «группы риска» реализуется в рамках основных направление деятельности педагога-психолога: диагностика, коррекция, профилактика и консультирование. И. С. Нестеренко выделяет следующие направления диагностики детей и подростков:1. Социально-психологическое направление. Предполагает оценку социальных и психологических рисков формирования девиантного поведения, реализуемую психологом, социальным педагогом и классным руководителем.2. Социально-педагогическое направление. Включает в себя анализ морально-психологического фона семьи как фактора, влияющего на поведение ребенка.3. Медико-социальное направление. Акцентирует внимание на медицинском сопровождении обучающихся для формирования групп обучающихся, обладающих повышенным медико-социальным риском.4. Учебно-методическое направление. Подразумевает анализ результатов внутришкольного контроля для определения академически неуспешных обучающихся.5. Организационно-воспитательное направление. Предполагает анализ вовлечения обучающихся во внеурочную деятельность, в том числе с позиции определения их личностных доминант и возможностей личностного роста [5].Р.Е. Баранов, А.В. Дергачев, Е.В. Костюшкина, Д.И. Чистовский предлагают модель сопровождения детей «группы риска», подразумевающую четыре этапа:1) выявление детей «группы риска»,2) разработка комплексного плана сопровождения,3) реализация плана,4) анализ результатов [1].Мы понимаем, что диагностические мероприятия в рамках предложенной модели могут быть реализованы на любом из ее этапов, однако в то же время не могут быть рассмотрены как инструмент психологического воздействия, потому считаем нужным подробнее остановиться на коррекционно-развивающей деятельности педагога-психолога по отношению к обучающимся группы риска.М.А. Болдина и А.Ф. Григорова пишут, что воспитательная работа с обучающимися «группы риска» должна быть организована в соответствии со следующими принципами (п.): п. уважения индивидуальности личности, п. коллективной деятельности, п. разумной требовательности, п. возрастного подхода, п. диалога, п. психологической поддержки, п. стимулирования самовоспитания, п. связи с реальной жизнью, п. согласования [2]. Предложенные принципы позволяют сформировать представление о гуманистической направленности всего процесса сопровождения детей и подростков с девиантным поведением. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога также должна быть реализована в соответствии с предложенными принципами. Кроме того, данный вопрос психолог образования должен осветить в рамках психопросвещения всех педагогических сотрудников, вовлеченных в сопровождения обучающихся «группы риска».М.С. Мантрова, И.В. Чикова описывают организацию психологического сопровождения обучающихся с девиантным поведением в системе «педагог – психолог – родитель», предполагающую организацию продуктивного взаимодействия между психологом школы, педагогическими сотрудниками и обучающимися группы риска [4]. Эффективное сопровождение не может быть организовано одним лишь педагогом-психологом, оно должно предполагать комплексное вовлечение обучающегося развивающую деятельность, и для этого оно должно быть организовано как в условиях пребывания обучающегося в школе и внеурочных мероприятиях, так и дома. Взаимодействие «педагог – психолог – родитель» обеспечивает это комплексное вовлечение и помогает обеспечивать непрерывность и согласованность сопровождения.Другим важным аспектом психологического сопровождения обучающихся «группы риска» является организация раннего выявления и, в соответствии с этим, ранняя реализация действий по предотвращению девиантного поведения. М.О. Егорова приходят к выводу о том, раннее выявление и организация реабилитационной помощи семьям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, является важнейшим видом реабилитации и позволяет вовремя извлечь их из деструктивно влияющей среды, наладить регулярные занятия продуктивной деятельностью и вовремя обеспечить положительную социализацию [3].Таким образом, психологическое сопровождение обучающихся «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения должно быть реализовано в формате комплексного взаимодействия специалистов социально-педагогической службы и родителей. Особенно значима организация раннего выявления и своевременного сопровождения обучающихся «группы риска», которая обеспечивается развернутой диагностикой, затрагивающей психологическое, социальное, педагогическое, медицинское, учебное и воспитательное направления деятельности образовательной организации. Психологическое сопровождение должно выступать частью системы социально-педагогического сопровождения обучающихся с девиантным поведением, и соответствовать гуманистической направленности процесса организации коррекционно-развивающей работы.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Щетинина М.В. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ГРУППЫ РИСКА» В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1547 - 1552. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24075 (дата обращения: 09.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*