'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №12 (21) том 2
  4. Научная статья № 25

Просмотры  123 просмотров

Кананыхин В.В., Хаметова А.Р.

  


НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрена действующая система налогообложения банковского сектора, налоги, уплачиваемые коммерческими банками   

Ключевые слова:
налоги, система налогообложения, коммерческие банки, финансовый рынок   


В настоящее время банковская деятельность неразрывно связана со всеми секторами экономики страны и экономиками иностранных государств. Банки выступают катализатором развития рыночных отношений и мировой экономики в целом. По своей природе банк аккумулирует свободные денежные средства на рынке и перераспределяет их нуждающимся сегментам экономики. Тем самым, банковская деятельность ускоряет развитие многих отраслей и удовлетворяет потребность в финансировании. В современных условиях всё большую актуальность приобретает процесс налогообложения организаций, в том числе банковского сектора, который выступает одним из самых важных и значимых составляющих рыночной экономики. Становление банковской системы, развитие банков и хозяйствующих субъектов всегда были тесно взаимосвязаны. Коммерческие банки являются одновременно крупными налогоплательщиками, налоговыми агентами и посредниками между государством и налогоплательщиками. В соответствии с законодательством РФ, коммерческие банки платят те же налоги, что и организации коммерческого сектора экономики. Исключение составляют некоторые налоги, такие как: ЕНВД, УСН, по патентам, налог на добавленную стоимость по материальным ценностям, поскольку Закон «О банках и банковской деятельности» запрещает банкам любые операции по производству и торговле материальными ценностями. Рассмотрим более подробно налоги, уплачиваемые коммерческими банками в РФ: 1) Налог на прибыль. Объектом налогообложения является полученная прибыль, которая определяется как разница между полученным коммерческим банком доходом и суммой произведенных расходов [2]. Особенности определения доходов и расходов банков в целях обложения налогом на прибыль изложены в ст. 290 и 291 НК РФ. 2) Налог на добавленную стоимость. Этот вид налога уплачивается банками исключительно по определенным операциям, поскольку ст. 149 гл. 21 НК РФ освобождает банковские операций и услуги, связанные с обслуживанием банковских карт, от налогообложения [4]. Так, например, освобождены от уплаты НДС следующие банковские операции: привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады, размещение привлеченных денежных средств, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. 3) Налог на доходы физических лиц. В данном случае налогоплательщиками выступают все сотрудники коммерческого банка. Финансовая организация выступает в качестве налогового агента, в данном случае бухгалтерия банка осуществляет исчисление НДФЛ 4) Налог на имущество организаций. Представленным налогом облагается любое движимое и недвижимое имущество, находящееся в собственности банка. 5) Земельный налог. Данный вид налога уплачивается в том случае, если здание, в котором находится офис банка, является личной собственностью финансовой организации [3].  6) Страховые взносы. Поскольку коммерческие банки имеют определенный штат сотрудников и выплачивают им заработную плату, то они обязаны перечислять страховые взносы в бюджеты ПФР, ФСС и ФОМС. Целью налогообложения кредитных организаций является предоставление долгосрочных кредитов реальному сектору, а не вложение в спекулятивные виды деятельности, такие как межбанковское кредитование, валютные операции и прочее. Достичь это можно за счет изменений налогового законодательства в части налога на прибыль коммерческих банков, а именно уменьшить ставку налога на прибыль банков, полученную от кредитования реального сектора экономики в 1,5-2 раза, то есть ввести льготные ставки. Снижение налоговой ставки должно носить долгосрочный характер. Данное послабление для коммерческих банков увеличит долю долгосрочного кредитования в общем кредитном портфеле, позволит банкам улучшить свое финансовое положение, что особенно актуально для средних и мелких банков. При этом государственный бюджет пополнится за счёт налогов от вновь созданных производств, то есть налогов, где не прибыль выступает в качестве налоговой базы, а фонд заработной платы, объём реализации. В российской практике налогообложения необходимо учитывать то, что нет специального налога уплачиваемым только банками и специального режима их налогообложения. На данном этапе, в условиях неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры и необходимости диверсификации экономики, целесообразно сформировать систему налогообложения банков, способную решать вопросы эффективного импортозамещения, развития инноваций и нанотехнологий [4]. Введя специальную дифференцированную ставку для деятельности коммерческих банков, можно развивать приоритетные отрасли экономики и решать задачи государства. Резюмируя, в целях повышения эффективности налогообложения коммерческих банков в современных условиях необходимо: - проанализировать действующее налоговое законодательство и особенности учета доходов и расходов коммерческого банка, чтобы определить основные направления и способы совершенствования системы налогообложения

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №12 (21) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Кананыхин В.В., Хаметова А.Р. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ // Вестник науки №12 (21) том 2. С. 121 - 125. 2019 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/2408 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/2408



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2019.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.