'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 206

Просмотры  73 просмотров

Баринов Е.О.

  


ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ УГРОЗ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в работе рассмотрены и приведены особенности модели угроз общеобразовательной организации.   

Ключевые слова:
информационная система, персональные данные, угроза безопасности, модель угроз   


Современные общеобразовательные организации сталкиваются с различными угрозами, которые могут существенно повлиять на их функционирование и безопасность. Эти угрозы включают как физические, так и киберугрозы, что обуславливает необходимость их всестороннего анализа и разработки эффективных моделей противодействия. В условиях роста числа инцидентов, связанных с нарушением безопасности в школах, исследование данной темы приобретает особую актуальность.Существующие подходы к оценке угроз в образовательной среде включают использование различных методологий и инструментов, однако многие из них не учитывают специфику общеобразовательных организаций. Это создает необходимость в разработке новых подходов, которые учитывали бы как физические, так и киберугрозы, а также их взаимосвязь.В исследовании применялись методы анализа и синтеза, сравнительный анализ существующих моделей угроз, а также эмпирические методы для выявления специфики угроз в общеобразовательных организациях. Такой подход позволяет обеспечить всестороннее рассмотрение проблемы и предложить практические рекомендации.Анализ угроз безопасности в общеобразовательных организациях. Физические угрозы: виды и последствия. Физические угрозы в общеобразовательных организациях представляют собой значительный риск для безопасности учащихся и сотрудников. Эти угрозы могут включать в себя проникновение посторонних лиц, акты вандализма, физическое насилие и природные катаклизмы. Например, в 2021 году в российских школах было зафиксировано более 500 случаев проникновения посторонних лиц, что подчеркивает необходимость усиления контроля доступа. Такие инциденты могут нарушить учебный процесс и создать опасные ситуации для всех участников образовательного процесса. Кроме того, согласно данным ЮНЕСКО, более 30% школ в мире сталкиваются с проблемой вандализма, что приводит к значительным финансовым затратам на ремонт и восстановление имущества. Эти данные свидетельствуют о необходимости разработки эффективных мер по предотвращению и минимизации последствий физических угроз.Киберугрозы: современные вызовы и риски.Современные образовательные учреждения сталкиваются с широким спектром киберугроз, которые представляют значительную опасность для их информационных систем. В условиях цифровизации образовательного процесса кибератаки становятся все более изощренными, что делает их трудными для обнаружения и предотвращения. Согласно отчету Cisco за 2022 год, образовательные учреждения подверглись 63% всех кибератак, направленных на некоммерческие организации. Это подчеркивает их уязвимость перед угрозами, такими как фишинг, атаки с использованием вредоносного программного обеспечения, а также целенаправленные атаки на образовательные платформы и базы данных. Учитывая масштабы и последствия таких атак, важно понимать их природу и методы реализации.Современные подходы к моделированию угроз в образовательной среде. Комплексный подход к идентификации угроз. Комплексный подход к идентификации угроз в общеобразовательных организациях представляет собой систематический метод, который включает в себя анализ и оценку как физических, так и киберугроз. Этот подход основан на необходимости учитывать разнообразные факторы, влияющие на безопасность в образовательной среде. Согласно отчету ЮНЕСКО за 2020 год, около 30% образовательных учреждений в мире сталкивались с угрозами кибербезопасности, что подчеркивает значимость интеграции цифровых аспектов в общую стратегию обеспечения безопасности. Миняев (2021) отмечает, что «практическая ценность работы заключается в следующих результатах: проведенный анализ ТРИС позволил определить бизнес-процессы, выполняемые системами, виды и категории информации, группы пользователей и методы доступа к ТРИС». Это свидетельствует о необходимости глубокого анализа всех элементов системы для повышения уровня безопасности в образовательных учреждениях.Ключевыми компонентами комплексного подхода являются идентификация потенциальных угроз, оценка рисков, разработка и реализация мер по их предотвращению, а также мониторинг и обновление стратегии безопасности. В рамках концепции Безопасные школы, предложенной в 2015 году, впервые была отмечена необходимость учета как физических, так и киберугроз в образовательных учреждениях. Такой подход способствует созданию более эффективных и адаптивных систем безопасности. Важно отметить, что «ситуация включает в себя условия и факторы. Для ситуации по обеспечению ИБ характерна деятельность человека по профилактике и преодолению вредных и опасных факторов, по созданию безопасных условий жизнедеятельности» [1, c. 3]. Это подчеркивает необходимость комплексного анализа и активного участия всех заинтересованных сторон в формировании безопасной образовательной среды.Комплексный подход предоставляет общеобразовательным организациям возможность более эффективно справляться с угрозами, минимизируя их последствия. В 2019 году в США было зарегистрировано 348 инцидентов, связанных с угрозами безопасности в школах, включая как физические, так и цифровые угрозы. Применение интегративных стратегий не только снижает количество таких инцидентов, но и способствует повышению уровня доверия со стороны учащихся, родителей и сотрудников. Разикова и Дыненкова подчеркивают, что «защищенность от насилия и референтность среды – при позитивной динамике, выступают условием гармонизации психического здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса». Таким образом, комплексный подход решает не только проблему безопасности, но и создает более благоприятную образовательную среду.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Баринов Е.О. ОСОБЕННОСТИ МОДЕЛИ УГРОЗ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1606 - 1610. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24082 (дата обращения: 20.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24082



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.