'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 209

Просмотры  67 просмотров

Власенко В.А.

  


АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА БАЗЕ 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ *

  


Аннотация:
в данной работе рассматривается проблема применения информационных технологий в управлении станцией технического обслуживания большегрузного транспорта. Данная тема является важной в оптимизации бизнес-процессов предприятий, обеспечивающих ремонт автотранспорта. Исследованы и проанализированы основные технологии управления и математическое обоснование их применения. Кроме того, выделены наиболее распространенные проблемы в сфере технического обслуживания, решение которых способствовало бы повышению рентабельности предприятий.   

Ключевые слова:
массовое обслуживание, информационная система управления, 1С Предприятие   


В современном мире, где технический прогресс стремительно развивается, информационные технологии становятся неотъемлемой частью управления в различных отраслях. Данное заявление применимо и для такой сферы деятельности как техническое обслуживание большегрузного транспорта.Актуальность исследования обусловлена следующими доводами:Переход от зарубежных информационных систем к отечественным. В современных реалиях большое количество российских компаний использует иностранные технологические продукты для решения оптимизационных проблем, в том числе предприятия, занимающиеся техническим обслуживанием транспорта. В рамках данного исследования будет анализирована возможность полного перехода на отечественные аналоги, в частности, продукты компании 1С.Стремительное развитие информационных технологий. Благодаря возможностям цифровизации и автоматизации, применение более современных информационных технологий в управлении техническим обслуживанием может улучшить эффективность процесса.Экономия ресурсов и повышение рентабельности проекта. Внедрение информационных технологий в управлении техническим обслуживанием позволяет оптимизировать использование ресурсов, снизить издержки и сократить время на ремонт и обслуживание техники.Повышение уровня безопасности и надежности. Использование наиболее совершенных информационных технологий может повысить надежность и безопасность обслуживания большегрузных транспортных средств.Таким образом, целью исследования является выявление тенденций развития и недостатков средств управления для станций технического обслуживания, выделение наиболее перспективных информационных систем для практического применения.Для достижения цели сформулированы следующие задачи:изучить математический аппарат, необходимый для понимания работы информационных систем в управлении (теория массового обслуживания),рассмотреть существующие аналоги информационных систем оптимизации бизнес-процессами,выявить и исследовать проблемы текущих информационных систем управления техническим обслуживанием,определить положительный эффект от внедрения информационной системы.Анализ существующих исследований по теме.На сегодняшний день, когда научные открытия перестали оказывать критическое влияние на сферу промышленности, одним из главных направлений в исследованиях является повышение оптимизации производства и качества управления. Всестороннее изучение механизмов повышения продуктивности, экономии ресурсов, направленных на повышение рентабельности предприятия. Ярким примером таких механизмов является применение теории массового обслуживания в различных сферах деятельности. Кроме того, в этом разделе обсуждаются информационные технологии, позволяющие оптимизировать бизнес-процессы на производстве, а также факторы, влияющие на эффективность их применения.Одним из возможных применений теории массового обслуживания является оптимизация пропускной способности обслуживания. Процесс оптимизации включает в себя определение компромисса между стоимостью ожидания и стоимостью обслуживания.Как и в других процессах оптимизации, идентификация значения как оптимального основана на существовании двух противоречивых тенденций, что отображено на рисунке 1.Рисунок 1. Оптимальная стоимость, основаннаяна существовании противоречивых тенденций [1].Применение теории массового обслуживания в станциях технического обслуживания играет ключевую роль в оптимизации процессов обслуживания транспортных средств. Эта теория позволяет учитывать особенности потока клиентов, времени обслуживания и числа обслуживающих каналов для оптимизации производственных мощностей и повышения уровня обслуживания.Эффективное применение теории массового обслуживания в станциях технического обслуживания также позволяет ресурсам станции работать более эффективно, сокращая время ожидания клиентов, снижая издержки и улучшая качество предоставляемых услуг. [2] Эта теория имеет большое практическое применение в транспортной отрасли, где точное прогнозирование потока клиентов и их обслуживание является ключевым фактором в обеспечении эффективности работы станций технического обслуживания. Таким образом, применение теории массового обслуживания в данном контексте представляет собой важный инструмент для оптимизации и совершенствования процессов технического обслуживания транспортных средств.На рисунке 2 изображен процесс Пуассона, описывающий время до вероятного прибытия следующего пациента, которое экспоненциально убывает. Как результат, среднее время между поступлениями пациентов часто является точкой баланса между «бурными» периодами, когда время между приездами короткое и несколько пациентов прибывают быстро друг за другом, и длительными периодами отсутствия прибытия пациентов.Рисунок 2. Граф пуассоновского процесса [1].Теоретическое исследование решения проблемы.Управление станцией технического обслуживания в горной промышленности сталкивается с рядом проблем, решение которых может потребовать комплексного подхода, включающего в себя модернизацию оборудования, оптимизацию процессов приемки и обслуживания, обучение персонала, внедрение информационных систем управления, а также постоянное совершенствование технических и организационных процессов [5].Недостаток эффективной системы планирования и прогнозирования ремонта может привести к недопустимым простоям оборудования, задержкам в поставке ресурсов, увеличению расходов и ухудшению общей эффективности производства [3].Одной из крупных проблем является недостаток надежной базы данных, отслеживающей историю ремонтов оборудования. Отсутствие такой базы данных затрудняет проведение анализа прошлых ремонтов, что необходимо для прогнозирования будущих потребностей и предотвращения чрезмерных простоев.В арсенале информационных технологий разработанных для СТО так же не хватает автоматизированных инструментов планирования ремонта, поскольку ручное планирование ремонтных работ может привести к перепланированию, ошибочным и пересекающимся расписаниям, что в свою очередь может привести к увеличению времени простоя оборудования и привести к финансовым потерям.Еще одной проблемой является недостаточная структуризация информации о ресурсах и запасах. Если в станции технического обслуживания нет четкого определения имеющихся в наличии деталей, то невозможно распланировать текущие и будущие ремонтные работы, что приведет к их отсрочкам и понижению эффективности [4].Существуют так же проблемы, связанные с недостаточной ясностью в учете временных затрат. Важность корректно отслеживать рабочие часы обусловлена необходимостью прогнозировать рабочие планы, стремлением к анализу и повышению эффективности предприятия, и возможности улучшения процессов.Отдельного упоминания заслуживает отсутствие полной интеграции программного обеспечения для управления основными бизнес-процессами [8]. Ведь даже если отдельные системы учета затрат времени, отслеживания запасами, и мониторинга оборудования применены на предприятии, они могут работать изолированно друг от друга, затрудняя согласование и координацию всего рабочего процесса.Важным аспектом можно назвать и недостаточную «дружелюбность для пользователей» существующих программ, что достаточно сильно замедляет обучение персонала и даже может привести к неправильной эксплуатации [7].В таблице 1 представлены данные по непродуктивным простоям при выполнении операций по ТО и ремонту. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что основную долю потерь составляют процессы, которые связаны с отсутствием подходящей системы планирования времени. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимо внести изменение в организацию процесса.Таблица 1. Результаты исследований хронометража рабочего времени механиков сервисной зоны станции технического обслуживания [9].В целом, проблематика, связанная с недостатком систем планирования и прогнозирования ремонта для СТО, отражают важность данного обзора и дальнейшей предполагаемой разработки и внедрения информационной системы.МЕЖДУНАРОДНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫКрайне важно учитывать специфику производства и потребности предприятия при выборе программных средств, чтобы обеспечить оптимальное управление техническим обслуживанием и повысить общую эффективность производственных процессов. Таким образом анализ программных средств управления станцией технического обслуживания большегрузного транспорта позволяет выявить потенциальные преимущества и ограничения внедрения различных решений [10].Внедрение информационной системы управления в станцию технического обслуживания приведет к широкому спектру положительных эффектов, таких как:Оптимизация процесса приемки и отгрузки транспортных средств.Информационная технология позволит автоматизировать и координировать все этапы процесса приемки и отгрузки транспортных средств, начиная от записи на сервис и заканчивая выдачей исправного автомобиля. Это позволит предупредить неправильный порядок работ, оптимизировать загрузку механиков и мастеров, снизить время простоя транспорта, повысив общую производительность [6].Улучшение планирования ресурсов.Технология управления способна более гибко планировать использование ресурсов, обладаемых станцией, таких как рабочие места, оборудование, инструменты и материалы. Оперативно формирующийся график ремонта и обслуживания позволит лучше распределить время и ресурсы, уменьшая простои и повышая скорость обслуживания.Автоматизация отчетности и улучшение управления запасами.Реализация информационной системы управления автоматизирует такие рабочие аспекты как бухгалтерский учет и складской контроль, что сократит издержки на неиспользуемые запасы, а также предупредит дефицит запасных частей.Повышение качества обслуживания.Система управления предотврати большую часть ошибок и обеспечит более точное выполнение сроков ремонта. Кроме того, клиентам будут приходить автоматические уведомления о статусе заказа, что повысить их удовлетворённость обслуживанием.Упрощение аналитики.С помощью информационной системы управляющему персоналу станет намного проще отслеживать ключевые метрики, такие как загрузка рабочих мест, производительность и использование запасов, что позволит выявить проблемные моменты в работе и принимать более обоснованные управленческие решения.Заключение.Использование информационных технологий в данной области может привести к существенным улучшениям в управлении процессом обслуживания и ремонта. Интеграция информационных систем может упростить большое количество бизнес-процессов, что может дать ощутимые положительные результаты, улучшая эффективность работы станции технического обслуживания и повышая качество обслуживания транспортных средств и рентабельность предприятия.На основе данного обзора сделаны следующие ключевые выводы:Процессы, нуждающиеся в оптимизации посредством информационной системы управления, протекают не только в сфере технического обслуживания большегрузного транспорта, но и в большом количестве схожих областей, например, здравоохранение, что позволяет заимствовать опыт применения математических теорий оптимизации вероятностных процессов.Существует большое количество информационных технологий оптимизации бизнес-процессов разного уровня, что позволяет расширить спектр анализа для выявления необходимой системы конкретно для обозначенной предметной области. Одними из наиболее подходящих были выделены продукты компании 1С.Проведенный подробный анализ литературных источников по теме научного обзора позволил глубже понять суть проблематики и скорректировал дальнейший вектор разработки предложенного системного решения.Выявление проблем, встречающихся в работе станций технического обслуживания, показало, что основные недостатки вытекают из недостаточно развитой управленческой части, что позволяет выделить это направление как важное, требуемое прикладной разработки.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Власенко В.А. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕОРИИ МАССОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ РАБОТЫ СТАНЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НА БАЗЕ 1С: ПРЕДПРИЯТИЕ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1632 - 1643. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24085 (дата обращения: 17.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24085



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.