'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 212

Просмотры  63 просмотров

Глушкова Р.В.

  


ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИРМЫ 1С *

  


Аннотация:
особенности современного мира, эпидемии, экономические кризисы вновь поставили вопрос о современных формах и методах обучения. Карантин, связанный с эпидемией коронавируса COVID-19 актуализировал тему дистанционного обучения и особенностей применения информационных систем дистанционного обучения. В статье приведены результаты анализа применимости технологий компании 1С для создания систем электронного обучения. Выполнен анализ функций различных версий системы 1С: Электронное обучение.   

Ключевые слова:
электронное обучение, информатизация, цифровизация, 1С Предприятие   


Введение.Турбулентности современного мира, эпидемии, экономические кризисы вновь поставили вопрос о современных формах и методах обучения. Карантин, связанный с эпидемией коронавируса COVID-19 актуализировал тему дистанционного обучения и информационных систем дистанционного обучения.Фирма «1С» разработала и успешно внедряет конфигурацию «1С: Электронное обучение» единственную систему электронного обучения, реализованную на платформе «1С: Предприятие 8». Целью данной статьи является анализ функциональности систем электронного обучения, созданных с помощью технологического стека компании 1С.Гипотеза.Гипотеза проведённого исследования заключается в том, что практически любые задачи создания электронных курсов учебного процесса в учебных организациях и отдельных компаний могут быть автоматизированы с помощью решений технологического стека компании 1С, в частности с помощью конфигурации «1С: Электронное обучение» платформы «1С: Предприятие 8».Методы.В статье были проведены анализ и обобщение специальной литературы, публикаций и фундаментальных трудов, изданных как в Российской Федерации, так и мире. Изучены и выделены особенности построения электронных учебных курсов в целом и с применением электронных платформ.Произведено сопоставление и предложена классификация решений компании 1С по их применимости для автоматизации процесса электронного обучения.Результаты и обсуждение.В ходе исследования и анализа профессиональной литературы выявлены основные задачи и процессы, требующие автоматизации в системах электронного обучения [3, 4]. Типовыми задачами являются следующие [5]:Управление учебным процессом: формирование учебных групп, назначение преподавателей, составление плана обучения,Разработка электронных учебных курсов и тестов,Создание глоссария терминов и определений,Учет и анализ результатов обучения и тестирования,Создание единой информационной среды: рассылки, учебные форумы и личные сообщения,Возможность использования в различных образовательных технологиях: электронное, аудиторное, смешанное обучение [9],Возможность импорта/экспорта учебных курсов, результатов обучения и тестирования,Интеграция с основной, базовой информационной системой предприятия или учебного заведения [8],Многоплатформенность, возможность работы в различных операционных системах.Кроме того, нами были выявлены дополнительные требования к системе электронного обучения, особенно в коммерческих организациях, а также в организациях, работающих с информацией, которая представляет государственную тайну. Примером таких требований, может быть, например, обязательность использования существующей корпоративной системы идентификации и аутентификации) [2].Фирма «1С» разработала и успешно внедряет комплект программ «1С: Электронное обучение» на платформе «1С: Предприятие». Данное решение фирмы «1С» создавалось на основании 10-летнего опыта реализации масштабных образовательных проектов.«1С: Электронное обучение» автоматизирует бизнес-процессы очного или дистанционного обучения [7].Функционал конфигурации «1С: Электронное обучение» включает в себя:Наличие средств разработки электронных учебных материалов, с возможность импорта и экспорта данных в различные форматы,Возможности настройки различных видов учебных занятий и их характеристикВозможность проведения обучения в локальной сети и через Интернет,Возможность интеграции с другими конфигурациями системы 1С, что позволяет организовать единое информационное пространство,Наличие встроенной системы личных сообщений, автоматических рассылок,Ведение учета и накопление статистики по каждому проведенному курсу: количество обучаемых сотрудников (студентов), продолжительность обучения, оценки и другие показатели.Конфигурация «1С: Электронное обучение» обеспечивает высокий уровень безопасности за счет применения специальных мер защиты персональных данных и учетной информации. Обеспечена многоплатформенность данного решения [10]. Системы программ «1С: Предприятие» поддерживают самые популярные операционные системы и СУБД: Linux, Windows, Mac OS, MS SQL Server, IBM DB2, Oracle Database, а также отечественные операционные системы Astra Linux Special Editor, Альт 8 СП.«1С: Электронное обучение» представляет собой комплект интегрированных между собой программ (см. рисунок 1), каждая из которых может использоваться самостоятельно. Разработчики называют комплект разными версиями программы:1С: Электронное обучение. Корпоративный университет.1С: Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента.1С: Электронное обучение. Экзаменатор.1С: Электронное обучение. Конструктор курсов.Рис 1. Типовые потоки данных в конфигурации 1С: Электронное образование [1].«1С: Электронное обучение. Корпоративный университет» полнофункциональная система дистанционного обучения с полным набором возможностей (функций). Данное решение универсально, можно настраивать для внутреннего обучения (аттестации) персонала предприятия, решение можно применять и в образовательной организации.Программа позволяет группировать учащихся по организациям и подразделениям. Предусмотрена возможность импорта информации об обучающихся из других систем: MS Excel, 1С: Зарплата и Управление персоналом, 1С: ERP, 1С: Университет.«1С: Электронное обучение. Веб-кабинет преподавателя и студента» позволяет организовать доступ к электронным курсам и их настройкам через Интернет, интегрироваться при необходимости с версией «1С: Электронное обучение. Корпоративный университет».«1С: Электронное обучение. Экзаменатор» упрощенная версия системы дистанционного обучения, с авторизацией по одному курсу или тесту. Данная версия позволяет разрабатывать электронные тесты, загружать или импортировать их по стандарту SCORM-2004 и в формате HTML. Поддерживается встроенная интеграция с программами кадрового учета — 1С: ERP, 1С: ЗУП, 1С: ЗГУ.Кроме того, система 1С: Электронное обучение позволяет применять в учебном процессе учебных заведений любого уровня выделенные на рисунке 2 блоки активных методов обучение, обязательность применения которых в рамках занятий регламентирована Федеральным государственным образовательным стандартом актуальной версии (см. рисунок 2) [6].Создавать контент для таких занятий можно через «Конструктор курсов».Рис 2. Виды активных методов обучения [3, 4].«1С: Электронное обучение. Конструктор курсов» программа для разработки электронных мультимедийных учебных курсов и тестов с разного вида вопросами, для создания глоссария терминов и определений. Программа позволяет выполнять управление курсами: формировать группы, назначать роли (права) пользователей. Конфигурация 1С: Электронное обучение имеет следующую типовую архитектуру (рис. 3).Рис 3. Типовая архитектура конфигурации 1С: Электронное образование [1].Курсы и тесты, разработанные в Конструкторе курсов, используются следующим образом:переносятся в Корпоративный университет или Экзаменатор во внутреннем xml формате,публикуются в HTML формат в качестве самоучителя для автономного просмотра браузером,публикуются по стандарту SCORM-2004 для установки в стороннюю систему дистанционного обучения.Стоимость программы «1С: Электронное обучение» составляет в зависимости от выбранной функциональности от 2900 руб. до 400 тыс. руб.Таблица 1. Результаты анализа функциональности различных версий программы «1С: Электронное обучение».Дистанционное обучение обладает уникальными потенциальными возможностями: гибкостью, модульностью, экономической эффективностью. Преимущества дистанционного обучения и выбор информационной системы особенно важны в период эпидемий и самоизоляции, когда учебные заведения нашей страны перешли на электронного обучения дистанционных образовательных технологий.Анализ различных версий системы «1С: Электронное обучение», созданных на платформе «1С: Предприятие 8» показал, что данные программные продукты решают задачи электронного обучения. Версия «1С: Электронное обучение. Корпоративный университет» полнофункциональная система дистанционного обучения с максимальным функционалом.В ходе тестирования функционала платформы нами был выявлен недостаток системы «1С: Электронное обучение» отсутствие средства для on-line коммуникации. Но, полностью открытый исходный код программы, обеспечивает возможность доработки системы.Тем не менее, удобный интерфейс, средства и механизмы программы обеспечивают быстрое освоение и использование программы. В программе реализовано всё самое необходимое для ведения электронного обучения сотрудников или студентов.Таким образом, российская система «1С: Электронное обучение», созданная на платформе «1С: Предприятие» является полнофункциональной системой дистанционного обучения, соответствует требованиям к данному классу программ и позволяет обеспечить информационной поддержкой практически все существующие задачи в рамках учебного процесса образовательных организаций различного уровня.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Глушкова Р.В. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИРМЫ 1С // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1664 - 1673. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24088 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24088



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.