'
Рогов Н.А.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СБОРА АНАМНЕЗА ПАЦИЕНТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ *
Аннотация:
в статье рассматривается проблема оптимизации рабочего времени врачей-терапевтов первичного звена здравоохранения посредством внедрения интеллектуальных систем предварительного сбора анамнеза пациентов. Актуальность исследования обусловлена высокой загруженностью врачей и необходимостью повышения качества медицинской помощи в условиях цифровизации здравоохранения. Целью работы является проектирование и разработка интеллектуальной системы, способной осуществлять предварительный сбор анамнеза пациента перед приемом у врача-терапевта. Разработан прототип системы и проведена его экспериментальная оценка. Результаты исследования показывают, что внедрение предложенной системы позволяет сократить время сбора анамнеза на 40-45%, повысить полноту собираемых данных на 30% и увеличить удовлетворенность пациентов качеством медицинского обслуживания.
Ключевые слова:
интеллектуальная система, сбор анамнеза, цифровизация, искусственный интеллект, первичная помощь, электронная медицинская карта, чат-бот
Цифровизация здравоохранения является одним из приоритетных направлений развития медицинской отрасли во всем мире. В России данный процесс активно развивается в рамках федерального проекта «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)» [1]. Однако, по данным социологических опросов, российскую систему здравоохранения как «информатизированную» оценивает всего лишь 12% населения, в то время как во Франции данный показатель составляет 30% [2]. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего развития и внедрения цифровых технологий в медицинскую практику.Одной из наиболее актуальных проблем современного здравоохранения является высокая загруженность врачей первичного звена, в частности, врачей-терапевтов. По данным Министерства здравоохранения РФ, среднее время приема одного пациента врачом-терапевтом составляет 12-15 минут, при этом значительная часть этого времени (до 40%) тратится на сбор анамнеза и заполнение медицинской документации [3]. В условиях растущего дефицита медицинских кадров и увеличения потока пациентов это приводит к снижению качества медицинской помощи и профессиональному выгоранию врачей.Внедрение интеллектуальных систем предварительного сбора анамнеза пациента перед приемом у врача-терапевта представляется перспективным решением данной проблемы. Такие системы позволяют автоматизировать процесс сбора жалоб и анамнеза, структурировать полученную информацию и предоставлять ее врачу в удобном для анализа виде, что существенно сокращает время, затрачиваемое на рутинные операции, и позволяет уделить больше внимания непосредственному взаимодействию с пациентом и назначению лечения.Одним из наиболее известных примеров внедрения интеллектуальных систем для сбора анамнеза является чат-бот, разработанный для московских поликлиник. Данная система интегрирована с сервисами записи на прием ЕМИАС и позволяет осуществлять предварительный сбор жалоб и анамнеза пациента. После записи на прием пациент получает СМС со ссылкой на форму опроса, где в свободной форме указывает свои жалобы, а затем отвечает на последовательно задаваемые чат-ботом вопросы, конкретизирующие симптомы и информацию о состоянии здоровья. Полученная информация передается в ЕМИАС и фиксируется в протоколе осмотра предстоящего приема с возможностью редактирования врачом [4].Зарубежные аналоги представлены такими системами, как Babylon Health (Великобритания), Ada Health (Германия), Buoy Health (США) и др. Эти системы используют алгоритмы машинного обучения и обработки естественного языка для анализа жалоб пациента, формирования уточняющих вопросов и предварительной диагностики. Например, система Ada Health предлагает пользователю указать основные симптомы, а затем задает серию вопросов для уточнения диагноза, после чего предоставляет информацию о возможных заболеваниях и рекомендации по дальнейшим действиям [5].Предлагаемая интеллектуальная система предварительного сбора анамнеза пациента представляет собой программно-аппаратный комплекс, обеспечивающий взаимодействие с пациентом, анализ его жалоб, формирование уточняющих вопросов и предоставление структурированной информации врачу-терапевту. Концептуальная модель системы включает следующие основные компоненты (рис. 1):1.Модуль взаимодействия с пациентом, обеспечивающий интерфейс для ввода жалоб и ответов на вопросы системы.2.Модуль обработки естественного языка, осуществляющий анализ текстовых описаний жалоб пациента, выделение ключевых симптомов и их характеристик.3.Модуль формирования уточняющих вопросов, генерирующий вопросы на основе выявленных симптомов и медицинских знаний.4.База медицинских знаний, содержащая информацию о симптомах, заболеваниях, их взаимосвязях и диагностических критериях.5.Модуль интеграции с медицинскими информационными системами, обеспечивающий передачу собранной информации в электронную медицинскую карту пациента.6.Модуль анализа и обучения, осуществляющий анализ эффективности работы системы и ее адаптацию на основе обратной связи от врачей и пациентов.Рисунок 1. Концептуальная модель интеллектуальной системы предварительного сбора анамнеза пациента.Анализ результатов показал, что использование системы позволяет сократить общую продолжительность приема на 33,3%, а время, затрачиваемое на сбор анамнеза, на 43,5%. При этом полнота собранного анамнеза увеличилась на 29,6%, что свидетельствует о более детальном и структурированном сборе информации о состоянии пациента.Особенно важным результатом является повышение удовлетворенности как пациентов (на 18,4%), так и врачей (на 22,9%), что указывает на положительное восприятие системы всеми участниками процесса оказания медицинской помощи.Таблица 1. Сравнение показателей эффективности в экспериментальной и контрольной группах.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Рогов Н.А. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СБОРА АНАМНЕЗА ПАЦИЕНТА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1756 - 1762. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24100 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*