'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 233

Просмотры  61 просмотров

Агапов П.Н.

  


СУЩЕСТВУЮЩИЕ РИСКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РФ *

  


Аннотация:
в данной работе определяется зависимость роста рынка БАС и внутренним валовым продуктом, так же представлены эксплуатационные риски БАС и на их основе категории риска.   

Ключевые слова:
беспилотные авиасистемы, воздушное пространство, воздушный транспорт, аэронавигация, рынок, сферы применения   


По данным ГТЛК, в 2021 году объем рынка беспилотных услуг в России составил около 11 млрд руб., к 2025 году прогнозируется его увеличение до 50 млрд руб., к 2030-му - до 120 млрд рублей[7].Определим зависимость между внутренним валовым продуктом РФ и объемами рынка БАС в РФ (таблица 1, рисунок 1,), чтобы определить перспективы роста.Таблица 1. Статистические данные для построения фазовых кривых.Рисунок 1. Зависимость между ВВП и ростом рынка БАС.Таким образом, наблюдается тесная связь между ростом ВВП и развитием рынка БПЛА. Развитие рынка БПЛА тесно связано с ростом ВВП, поскольку беспилотные технологии находят применение в различных отраслях экономики, таких как нефтегазовая сфера, энергетика, агрокомплекс и капитальное строительство. Совершенствование регулирования, создание прозрачной инфраструктуры и поддерживающих условий способствуют инвестициям в отечественные решения и расширению использования беспилотников.Полет БВС порождает широкий спектр источников опасности причинения вреда здоровью людей или нанесения ущерба имуществу. Эти источники опасности необходимо идентифицировать и учесть при категорировании полетов БАС для снижения возникающих угроз безопасности по аналогии с пилотируемой авиацией, когда происходит внедрение изменений в структуре воздушного пространства, нового оборудования или новых эксплуатационных процедур ОрВД. Внедрение БАС не должно повышать риск для других воздушных судов или третьих сторон и не должно усложнять доступ пилотируемых ВС в воздушное пространство.На рисунке 2 приведена принятая ИКАО классификация эксплуатационных рисков БАСРисунок 2. Классификация эксплуатационных рисков БАС.На основании исследований по оценке рисков безопасности полетов БАС различных весовых категорий для людей, находящихся на земле, пилотируемых ВС и объектов критической инфраструктуры, выполненных для различных типовых эксплуатационных сценариев выполнения полетов, а также проведенного всестороннего анализа оценок рисков безопасности полетов БАС, выполненных в США и в странах Евросоюза [6], определены три категории БАС, базирующиеся на результатах оценки эксплуатационных рисков их применения и соответствующем им уровне допуска БАС к использованию воздушного пространства:- Категория А (открытая): безопасность полетов БВС будет обеспечиваться за счет соблюдения внешними пилотами/эксплуатантами БАС установленных государственными регуляторами эксплуатационных ограничений, до применения которых уровень риска классифицируется как низкий,- Категория B (специальная): внешним пилотам/ эксплуатантам БАС для допуска в воздушное пространство необходимо провести и представить в уполномоченный государством орган в области авиации оценку эксплуатационных рисков БАС вместе с перечнем мероприятий по снижению их воздействия и последствий. Эксплуатационное одобрение на использование воздушного пространства и установленные ограничения выдаются соответствующим уполномоченным органом в области авиации, который также несет ответственность за обеспечение и поддержание требуемого уровня квалификации пользователей ВП. Связанный с этой категорией уровень риска до проведения совокупности мероприятий по его снижению классифицируется как средний,- Категория C (сертифицированная): требования для допуска к использованию воздушного пространства БАС сопоставимы с требованиями, относящимися к пилотируемой гражданской авиации общего назначения и коммерческой авиации. Соответствующий уполномоченный орган в области авиации осуществляет контроль и регулирование порядка выдачи свидетельств (лицензирования) авиационному персоналу и эксплуатантам, сертификацию и поддержание летной годности БАС, программы технического обслуживания и т. д. Связанный с этой категорией уровень риска до проведения совокупности мероприятий по его снижению классифицируется как высокий.Данные риски осложняют быструю и успешную интеграцию БАС в воздушное пространство РФ.Таким образом, для эффективной и безопасной интеграции БАС в воздушное пространство РФ, требуется:Межотраслевое взаимодействие, активизация диалога между разработчиками, эксплуатантами БАС и государственными ведомствами. Ближайшей задачей должно стать формирование общедоступной цифровой платформы, совмещающей в себе весь объем нормативно-правовых инструментов и разрешительных процедур выполнения полетов БАС в едином воздушном пространстве с пилотируемыми гражданскими воздушными судами.В долгосрочной перспективе предполагается выполнение массовых полетов БВС во всех классах воздушного пространства совместно с пилотируемыми ВС на основе предоставления перспективных усовершенствованных и расширенных услуг ОВД для БАС, выполняющих полеты в несегрегированном воздушном пространстве и на аэродромах.Обеспечение зависимого управления БАС и пилотируемых воздушных судов на основе анализа больших баз данных с помощью использования искусственного интеллекта является ключевым в решении задачи выполнения полетов пилотируемых и беспилотных воздушных судов в одном районе воздушного пространства без установления запретов и ограничений и, соответственно, интеграции БВС в единое воздушное пространство России.Для обеспечения полетов БВС необходима спутниковая навигационная система. Однако без постоянной передачи на борт БВС информации о статусе системы (подтверждения ее работоспособности), а также о поправках к определению местоположения БВС в конкретном районе нельзя получить приемлемый уровень безопасности полетов.Завершение всех этапов реализации Концепции интеграции беспилотных воздушных судов (БВС) в единое воздушное пространство России запланировано на 2030 год. Предполагается, что к этому времени все технологические и нормативные вопросы будут полностью решены, безопасные совместные полеты БВС и пилотируемых воздушных судов (ПВС) будут выполняться в общем несегрегированном воздушном пространстве на регулярной основе.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Агапов П.Н. СУЩЕСТВУЮЩИЕ РИСКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ВОЗДУШНОМ ПРОСТРАНСТВЕ РФ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1858 - 1864. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24109 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24109



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.