'
Чирков М.А., Дадонов М.В.
ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАНЖИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ ПО ОБЪЕМУ ЗАТРАЧИВАЕМОЙ НА ДВИЖЕНИЕ ЭНЕРГИИ *
Аннотация:
условия эксплуатации значительно влияют на техническое состояние и готовность подвижного состава карьерного автотранспорта, поэтому от полноты учета факторов, их определяющих зависит эффективность эксплуатации карьерных автосамосвалов. При этом большое многообразие факторов условий эксплуатации делает этот процесс достаточно трудоемким и плохо управляемым. Поэтому данные факторы должны быть сгруппированы и ранжированы по общему признаку, например, по уровню затрат энергии на совершение транспортной работы.
Ключевые слова:
карьерные автосамосвалы, техническое обслуживание, условия эксплуатации, безотказность, долговечность, работоспособность, техническая готовность, транспортная работа
Карьерные автосамосвалы повсеместно играют ключевую роль в горнодобывающей промышленности, круглосуточно осуществляя транспортировку огромных объемов горной массы в широком диапазоне условий эксплуатации. Их безотказность, работоспособность и долговечность зависят от многих факторов. С одной стороны, это факторы, определяющие условия движения, с другой – качество мероприятий по поддержанию подвижного состава в работоспособном состоянии, т.е. баланс между профилактическими и восстановительными операциями.Для того, чтобы наиболее эффективно использовать потенциал, заложенный в подвижной состав карьерного автотранспорта производителем, необходимо при планировании и реализации мероприятий по техническому обслуживанию и ремонту учитывать все возможные факторы, влияющие на процесс изменения параметров технического состояния автосамосвалов.Основными группами условий эксплуатации карьерных автосамосвалов являются:Природно-климатические условия, определяемые колебаниями температуры окружающего воздуха, ветровыми нагрузками, уровнем влажности, значениями высоты над уровнем моря и атмосферного давления.Дорожные условия, определяемые геометрическими параметрами карьерных автодорог и качеством дорожного покрытия.Условия погрузки и разгрузки, определяемые видами применяемого на пунктах погрузки и разгрузки оборудования, в том числе возможностью перегруза, характеристиками перевозимой горной массы, а также условиями заезда под погрузку и разгрузку.Режимы работы, определяемые сменной, суточной, месячной, квартальной и годовой выработкой.Квалификация персонала, а именно водителей автосамосвалов, погрузчиков и другой специальной техники, машинистов экскаваторов, ремонтных рабочих, диспетчеров, инженеров и технических руководителей.Анализ причин отказов и неплановых (аварийных) простоев карьерных автосамосвалов БелАЗ-75131, эксплуатируемых в условиях угольных разрезов Кузбасса, укрупнённо показал степень влияния различных групп факторов условий эксплуатации на техническую готовность подвижного состава (рисунок 1).Рисунок 1. Структура причин отказов и неплановых простоев карьерных автосамосвалов, эксплуатируемых на угольных разрезах Кузбасса.Большое количество факторов, в совокупности составляющих условия эксплуатации, а также их значительная вариабельность вызывают необходимость группировки и ранжирования данных факторов относительно одного определенного критерия.В качестве такого критерия может быть применена затрачиваемая на движение энергия.Так транспортирование одной единицы горной массы из одной точки на нижних горизонтах карьера в другую точку на поверхности может значительно отличаться по уровню затрат энергии для различных условий эксплуатации.Оценив численно данный критерий применительно к конкретным типам горнодобывающих предприятий, можно будет оперативно решать многие эксплуатационные задачи:Оптимизация параметров проектируемых карьерных автодорог.Распределение подвижного состава по маршрутам.Планирование профилактических и восстановительных мероприятий.Прогнозирование уровня непроизводительных простоев подвижного состава.Прогнозирование эксплуатационных затрат и т.д.Кроме того, учитывая, что практически все средства современного технологического автотранспорта обладают электромеханической трансмиссией, затрачиваемая на движение энергия легко фиксируется и может быть использована в качестве наработки для планирования и учета работ, связанных с эксплуатацией подвижного состава.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Чирков М.А., Дадонов М.В. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАНЖИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ ПО ОБЪЕМУ ЗАТРАЧИВАЕМОЙ НА ДВИЖЕНИЕ ЭНЕРГИИ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 1947 - 1951. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24119 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*