'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 261

Просмотры  40 просмотров

Байзатов Ю.У.

  


ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются современные реалии повышенного внимания к вопросам обеспечения пожарной безопасности в зданиях дошкольных образовательных организаций. Приведены нормативные основы подтверждения соответствия объекта защиты. Сделан вывод значимости и ответственности за соблюдением правил пожарной безопасности на объектах дошкольного образования.   

Ключевые слова:
ДОУ, статистика, нормативные основы, объект защиты   


Введение.На современном этапе развития научно-технического прогресса наблюдается значительное ускорение темпов развития строительной отрасли. Это обусловлено растущими потребностями общества в сооружениях различного функционального назначения. Однако, несмотря на технологические достижения, большинство объектов строительства остаются потенциально пожароопасными. Уровень этой опасности зависит от конструктивных особенностей зданий, используемых технологий и условий эксплуатации.Следует подчеркнуть, что пожары по-прежнему остаются одной из самых серьезных угроз для жизни и здоровья человека, а также причиной значительного материального ущерба, который зачастую невозможно компенсировать. Согласно официальной статистике, уровень летальности на пожарах в Российской Федерации остается на высоком уровне. Примечательно, что около 70% случаев гибели людей связано с воздействием токсичных продуктов горения — дыма и газов, которые являются основными факторами поражения при возгораниях.Основная часть.Вспомним ряд трагических инцидентов, произошедших в начале 2003 года. Так, 7 апреля в поселке Сыдыбал Республики Саха (Якутия) произошел катастрофический пожар в местной школе. Деревянное двухэтажное здание оказалось практически мгновенно охвачено пламенем. В результате трагедии погибли 21 ребенок и один преподаватель, еще десять учащихся были госпитализированы с диагнозами термических ожогов и ингаляционной интоксикации. Возраст жертв охватывал широкий диапазон — от учащихся пятых классов до выпускников одиннадцатых.Через три дня, 10 апреля того же года, аналогичная ситуация произошла в столице Дагестана — Махачкале. Пожар охватил специализированную школу-интернат для детей с нарушением слуха. Благодаря наличию в конструкции здания легковоспламеняющихся материалов и сильному ветру огонь распространился чрезвычайно быстро. Задержка вызова профессиональных спасательных служб привела к необходимости привлечения 17 пожарных расчетов. В результате погибли 28 детей, более сотни пострадали. Причиной возгорания стало короткое замыкание в электрической проводке.Еще одним печальным эпизодом стал пожар в интернате для детей с ограниченными возможностями в западной части Москвы, случившийся 30 мая 2003 года. Один подросток скончался от интоксикации продуктами горения, трое других были доставлены в медицинские учреждения с признаками ожоговой травмы и отравления.Материальный ущерб, наносимый пожарами, заключается в разрушении несущих конструкций и систем жизнеобеспечения зданий вследствие термического воздействия. Это подтверждает необходимость комплексного подхода к обеспечению пожарной безопасности на всех этапах жизненного цикла сооружений: от проектной подготовки до завершающих стадий реконструкции или вывода объекта из эксплуатации.Особая роль в минимизации пожарных рисков принадлежит специалистам различных профилей: проектировщикам, инженерам, представителям надзорных органов и сотрудникам пожарной охраны. Их задача — не только предотвратить сам факт возникновения пожара, но и создать условия, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей в случае реализации чрезвычайной ситуации.Решение этих задач возможно лишь при условии строгого соблюдения положений Федерального закона №123-ФЗ от 22 июля 2008 года «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Данный законодательный акт устанавливает обязательные нормы противопожарной защиты на всей территории Российской Федерации. Реализация требований должна осуществляться через совокупность мер: объемно-планировочных, конструктивных, инженерно-технических и организационно-управленческих.Пожарная безопасность должна рассматриваться как многоуровневый процесс, охватывающий все фазы существования объекта. Только такой системный подход позволит снизить вероятность возникновения пожаров и обеспечить максимальную защиту жизни, здоровья граждан и сохранность имущества.Современные реалии требуют особого внимания к обеспечению пожарной безопасности в зданиях дошкольных образовательных организаций. Эти учреждения представляют собой особую категорию объектов, поскольку в них находятся дети — социально наиболее уязвимая группа населения, которая нуждается в повышенной степени защиты. Речь идет о детях, которые психологически и физически не готовы к самостоятельному выходу из экстремальных ситуаций, что делает вопросы противопожарной защиты не просто важными, но первостепенными.Обеспечение пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях предполагает реализацию многоуровневой системы мер, включающей проектные решения, технические средства и организационные мероприятия. Особое внимание должно уделяться внедрению современных систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией, а также оснащению помещений средствами первичного тушения.Нормативно-правовая база обеспечения соответствия объектов требованиям пожарной безопасности основывается на положениях законодательства РФ в сфере безопасности зданий и сооружений. Проектная документация должна предусматривать защиту от возгорания, распространения дыма и других опасных факторов пожара. Это достигается за счет комплексного подхода к организации противопожарной защиты.Для эффективного функционирования системы пожарной безопасности формируется совокупность мероприятий: организационно-технических, конструктивных и инженерных, объединённых общим понятием — комплекс противопожарных мероприятий. При этом проектирование таких систем должно строго соответствовать действующему нормативно-правовому регулированию: техническим регламентам, сводам правил, государственным стандартам и специальным техническим условиям (СТУ).Особое значение имеет статья 6 Федерального закона №123-ФЗ, где определены условия, при соблюдении которых объект может быть признан соответствующим требованиям пожарной безопасности:Соблюдение нормативно-правовых актов и стандартов в области пожарной безопасности.Нормирование уровня пожарного риска, чтобы он не превышал допустимых значений.Соответствие специальным техническим условиям, разработанным и утвержденным федеральными органами исполнительной власти.Выполнение требований, содержащихся в стандартах организаций, согласованных с компетентными органами.Подтверждение соответствия объекта посредством научно обоснованных исследований и испытаний в аккредитованных лабораториях.Следует отметить, что применение специальных технических условий (СТУ) особенно важно в случаях, когда типовые решения недостаточны для обеспечения должного уровня безопасности. СТУ становятся основой проектирования уникальных или сложных объектов, где требуется дополнительное обоснование и проверка противопожарной защищенности.Таким образом, можно утверждать, что как стандартные, так и специальные технические условия играют ключевую роль в формировании современной системы обеспечения пожарной безопасности объектов капитального строительства. Их применение позволяет не только соответствовать действующему законодательству, но и значительно снижать риск возникновения чрезвычайных ситуаций, обеспечивая защиту жизни, здоровья людей и сохранность имущества.Заключение.Обеспечение пожарной безопасности в дошкольных образовательных организациях требует особого внимания, учитывающего специфику данной категории объектов. Класс функциональной пожарной опасности Ф1.1, к которому относятся данные учреждения, указывает на повышенный уровень риска. Это связано с тем, что дети, находящиеся в данных учреждениях, часто не способны к самостоятельной эвакуации, а их эмоциональное состояние в условиях чрезвычайной ситуации может усложнить действия персонала.Пожары в детских дошкольных учреждениях всегда вызывают широкий общественный резонанс и сопряжены с тяжелыми последствиями. Поэтому обеспечение пожарной безопасности в таких организациях должно быть приоритетом при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов. Необходимо внедрять комплексные меры, направленные на минимизацию рисков, включая использование современных технических решений, обучение персонала и регулярное проведение учений. Только такой подход позволит гарантировать безопасность всех находящихся в здании лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Байзатов Ю.У. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОБЪЕКТАХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 2115 - 2120. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24137 (дата обращения: 13.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24137



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.