'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 262

Просмотры  50 просмотров

Байзатов Ю.У.

  


ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЗДАНИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются меры по противопожарной защите дошкольных образовательных учреждений. Приведена статистика за 6 месяцев 2024 года в зданиях образовательных организаций. Сделан вывод о наиболее распространённой причине возникновения пожара.   

Ключевые слова:
ДОУ, статистика пожаров, пожарно-технический минимум   


Введение.Пожары, происходящие в зданиях дошкольных образовательных организаций, без преувеличения можно отнести к числу наиболее трагических чрезвычайных ситуаций. В таких учреждениях находятся дети – особенно уязвимая категория населения, не способная самостоятельно оценить возникшую опасность и тем более принять меры по самоспасению. Следовательно, обеспечение высокого уровня противопожарной защищённости подобных объектов становится не просто задачей административного характера, а вопросом этической и социальной ответственности.На практике, к сожалению, наблюдается недостаточный уровень организации работы по обеспечению пожарной безопасности в ряде детских дошкольных учреждений. Должностные лица, которым формально поручено выполнение данных функций, часто не обладают достаточной квалификацией или совмещают эту обязанность с другими направлениями деятельности. Как правило, такая ответственность возлагается на лиц из административно-хозяйственной службы, что, разумеется, не может не вызывать беспокойства.Основная часть.Важнейшим условием эффективной реализации мер пожарной безопасности является проведение систематического обучения работников основам противопожарной защиты. Согласно положениям Приказа МЧС России № 806 от 12 декабря 2007 года, необходимо разработать внутренний распорядительный документ — «Порядок обучения работников мерам пожарной безопасности». Такой документ должен регламентировать:- процедуру проведения первичного, повторного и внепланового противопожарного инструктажа,- круг сотрудников, подлежащих обязательному обучению,- порядок проверки знаний требований пожарной безопасности,- систему фиксации результатов этих проверок.Не менее важным является и надлежащий контроль за состоянием первичных средств пожаротушения. Ответственные лица должны быть четко определены приказом руководителя учреждения, равно как и места размещения огнетушителей, их маркировка и периодичность осмотра. Ведение соответствующего учета, включая регистрацию дат технического обслуживания, предусмотрено пунктом 4.5.4 таблицы Г2 СП 9.13130.2009.Автоматические системы пожарной сигнализации и оповещения, установленные в помещениях детских садов, также требуют постоянного внимания. Они должны обслуживаться квалифицированными специалистами специализированных организаций не реже одного раза в месяц. Все данные о проведенных мероприятиях по техническому обслуживанию и ремонту обязательно фиксируются в журнале эксплуатации систем противопожарной защиты согласно пункту 54 Правил противопожарного режима (ППР).Для повышения информированности персонала и присутствующих в здании лиц, в доступных местах рекомендуется установить стенды по пожарной безопасности. На них следует размещать нормативные акты, инструкции, памятки, информацию о возможных последствиях пожара, а также приказы о назначении ответственных лиц.Новые сотрудники, вне зависимости от занимаемой должности, обязаны пройти вводный противопожарный инструктаж, затем – первичный инструктаж непосредственно на рабочем месте. Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в шесть месяцев. В случае длительного отсутствия на рабочем месте или выявленных нарушениях требований пожарной безопасности проводится внеплановый инструктаж.Организация и координация всех указанных мероприятий возложена на администрацию образовательного учреждения. Руководитель обязан издать приказ, определяющий лицо, ответственное за пожарную безопасность, а также закрепить за конкретными сотрудниками зоны ответственности в рамках противопожарного режима (пункт 4 ППР). Кроме того, руководителю необходимо разработать и утвердить план эвакуации людей при пожаре, который должен быть размещен в доступных и хорошо просматриваемых местах. Для объектов с массовым пребыванием людей (от 50 человек и более) это является обязательным требованием (пункт 5 ППР). Практические тренировки по эвакуации должны проводиться не реже двух раз в год (пункт 9 ППР).Следует отметить, что все лица, осуществляющие работу по обеспечению пожарной безопасности, обязаны пройти обучение в лицензированных образовательных организациях, реализующих программы пожарно-технического минимума.По данным анализа пожарной обстановки на территории Российской Федерации за первое полугодие 2024 года, в образовательных организациях произошло 155 пожаров. Представленная ниже диаграмма демонстрирует распределение причин возникновения этих пожаров, что позволяет сделать вывод о необходимости усиления профилактической работы в данном направлении.Рис. 1. Диаграмма причин возгорания.Анализ диаграммы, отражающей причины возникновения пожаров в образовательных учреждениях, позволяет сделать однозначный вывод: одной из главных причин остаётся аварийное функционирование электрических сетей и оборудования. Статистика за всё время наблюдений на территории Российской Федерации неизменно указывает на то, что именно этот фактор занимает лидирующее место по частоте возникновения чрезвычайных ситуаций. Поэтому крайне важно постоянно акцентировать внимание на требованиях нормативных документов, касающихся безопасной эксплуатации электрооборудования.Согласно Постановлению Правительства РФ №1479, запрещено:- использовать кабельные линии и провода с повреждённой изоляцией или следами перегрева,- применять розетки, рубильники и прочие электроустановочные изделия с механическими повреждениями,- эксплуатировать осветительные приборы без защитных колпаков или рассеивателей, предусмотренных проектом, а также обертывать лампы накаливания бумагой, тканью и другими горючими материалами,- использовать бытовые электронагревательные устройства (утюги, плитки, чайники), не оснащённые термозащитой, либо в случае выхода из строя регуляторов температуры,- применять самодельные нагревательные приборы, нестандартные удлинители, а также некалиброванные предохранители или другие непредусмотренные средства защиты от короткого замыкания и перегрузок,- хранить вблизи распределительных щитов, двигателей и пусковых устройств горючие и легковоспламеняющиеся вещества на расстоянии менее одного метра,- использовать временные электрические схемы, включая удлинители и сетевые фильтры, не соответствующие техническим характеристикам подключаемых приборов, особенно при проведении ремонтных, строительных или реставрационных работ,- прокладывать электропроводку по сгораемым основаниям или наносить на неё горючие покрытия,- оставлять без присмотра работающие в сети электронагревательные устройства и прочие бытовые приборы, находящиеся в режиме ожидания, за исключением тех, которые конструктивно предназначены для постоянной работы согласно инструкциям производителя.В дошкольных образовательных организациях лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности, не всегда могут присутствовать на объекте круглосуточно. Основная нагрузка по организации и контролю за детьми ложится на воспитателей. Однако, как показывает практика, в экстремальной ситуации человек склонен к эмоциональному срыву. Особенно это касается детей — они часто теряются, испытывают страх и вместо того, чтобы эвакуироваться, стараются спрятаться в укромных местах. Более того, у малолетних детей отмечается повышенное любопытство к огню, что делает их ещё более уязвимыми.Нередко воспитатели не владеют даже базовыми знаниями, необходимыми для действий при пожаре. Наиболее распространёнными ошибками со стороны персонала являются: неумение обращаться с первичными средствами пожаротушения, недостаточное знание маршрутов эвакуации, отсутствие понимания простейших методов защиты органов дыхания и зрения от воздействия продуктов горения.Заключение.Все вышеперечисленные проблемы требуют системного подхода к обучению и подготовке персонала. Необходимо регулярно проводить тренировки по эвакуации, организовывать практические занятия с сотрудниками МЧС, обладающими профессиональным опытом и компетенцией в области противопожарной защиты. Только так можно добиться формирования устойчивых навыков и правильной реакции в условиях реального происшествия. Такой комплексный подход позволит значительно повысить уровень пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях и минимизировать риски для жизни и здоровья детей и сотрудников.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Байзатов Ю.У. ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЗДАНИЯХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 2121 - 2127. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24138 (дата обращения: 15.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24138



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.