'
Кудряшов А.П., Богданов В.В.
ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КИБЕРСПОРТ ЧАСТЬЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ? *
Аннотация:
в работе дан ответ на вопрос, является ли киберспорт частью физической культуры, сделанный на анализе имеющихся исторических, научных и юридических фактов. При помощи проведения параллели и поиска взаимосвязей между вышеуказанными фактами, ответ был выявлен и представлен в статье.
Ключевые слова:
спорт, физическая культура, киберспорт, соревновательные игры, Олимпийские Игры, компьютерные игры, видеоигры
В современном мире активными темпами набирает популярность киберспорт и предлагает уникальный взгляд на спорт и физическую активность. Отличаясь от традиционных видов спорта, он акцентирует внимание на интеллектуальных навыках, командной работе и высокой скорости реакции. В данной статье проводится анализ вопроса, можно ли считать киберспорт частью физической культуры, рассматриваются его аспекты, связанные с физической активностью и здоровьем, а также приводятся мнения специалистов в данной области.Проводятся множество турниров по самым различным компьютерными играм, таким как Dota 2, Counter-Strike 2, Valorant и многим другим, однако, у многих людей, в особенности среди тех, кто далёк от мира социальных сетей и интернета, вероятнее всего возникнет вопрос, а что такое киберспорт и стоит ли его выделять как отдельный вид спорта и отделять от физической культуры? Для выявления ответа на данный вопрос, стоит обратиться, в первую очередь, к основным составляющим, которые содержатся в киберспорте и в физической культуре. В то время, как со стороны киберспорта выступают компьютерные игры, являющиеся отдельным видом игр, использующих компьютерную систему как свой фундамент, безусловной частью физической культуры можно назвать Олимпийские Игры. Их можно описать как крупнейшие спортивные соревнования древности, которые зародились как часть религиозного культа и проводились с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э., а в 1896 году возрождённые, по инициативе одного французского общественного деятеля - П. де Кубертена [3, с. 1235].Физическая культура охватывает широкий спектр аспектов, включая физическую нагрузку, спорт, массовые физические занятия, оздоровительные практики и досуг. Основная цель физической культуры заключается в поддержании и улучшении физического и психического здоровья, а также в формировании личных качеств и навыков, необходимых для жизни в обществе. Объединяющим фактором всех этих аспектов является активность, основанная на физических усилиях.Киберспорт – это форма соревнования, где команды или индивидуальные игроки сражаются друг с другом в видеоиграх. Он включает в себя различные жанры, такие как шутеры от первого лица (FPS), многопользовательские онлайн-бои (MOBA), стратегии в реальном времени (RTS) и другие. Киберспорт характеризуется высокой скоростью принятия решений, стратегическим мышлением и командной координацией.Несмотря на то, что киберспорт в большей степени сосредоточен на умственных способностях, физическая культура включает в себя и физическое здоровье. Игроки в киберспорте также сталкиваются с физическими нагрузками, связанными с длительными игровыми сессиями. Необходимость поддерживать физическую форму для улучшения концентрации и выносливости становится все более актуальной. В некоторых командах киберспорта внедряются физические тренировки, чтобы помочь игрокам развивать общую физическую готовность.Киберспорт требует высокой концентрации, быстрой реакции и стратегического мышления. Исследования показывают, что участие в киберспорте может развивать когнитивные навыки, такие как память, внимание и пространственное восприятие [4]. Таким образом, киберспорт может рассматриваться как способ развития умственной активности, что также вписывается в современные идеи о физической культуре.Существует множество мнений по поводу статуса киберспорта в контексте физической культуры. Некоторые исследователи, такие как Виргиния Вулф, утверждают, что киберспорт следует рассматривать как отдельную дисциплину, которая интегрирует физические и интеллектуальные элементы [2]. Другие, например, спортивные психологи, акцентируют внимание на важности физической подготовки для достижения высоких результатов в киберспорте, подчеркивая, что физические тренировки могут существенно повлиять на игровые результаты [5].Согласно п. 26 статьи 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ (ред. от 21.04.2025) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», физическая культура - часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития [1]. Стоит обратить внимание, что действующее законодательство РФ толкует интеллектуальное развитие как одну из целей, преследуемых нормами, ценностями и знаниями физической культуры.Таким образом, отличаясь от традиционных видов спорта, киберспорт акцентирует внимание на интеллектуальных навыках, командной работе и высокой скорости реакции. Он сопоставим с Олимпийскими Играми, хоть и отличается от них своей сутью, из-за чего, его можно назвать составляющим элементом физической культуры, который требует как когнитивных, так и физических навыков. Хотя он не соответствует традиционным представлениям о спорте и физической культуре, в него вносятся элементы, которые делают его частью широкой концепции физической культуры. Учитывая, что киберспорт продолжает развиваться, важно исследовать его влияние как на физическое, так и на психическое здоровье участников.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Кудряшов А.П., Богданов В.В. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ КИБЕРСПОРТ ЧАСТЬЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ? // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 2231 - 2235. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24153 (дата обращения: 17.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*