'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 280

Просмотры  41 просмотров

Целыковская М.А., Поглазова М.В., Малинин А.Н.

  


ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ *

  


Аннотация:
в работе освещаются вопросы внедрения цифровых технологий в сферу физического воспитания и спорта. Отмечаются такие аспекты, как тренировочная и соревновательная деятельность спортсменов с использованием цифровых гаджетов. Указано на необходимость подготовки педагогических кадров в условиях интеграции цифровых технологий в сферу физического образования. Отдельным пунктом обозначена важность организации занятий по физической культуре для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в современных условиях: автором сделан вывод о том, что необходим комплексный подход и использование новейших технологий.   

Ключевые слова:
студенты, спорт, цифровые технологии, педагоги, образование, ОВЗ   


Тема инноваций в той или иной сфере человеческой жизнедеятельности крайне актуальна по причине эволюционного развития общества и цивилизации. Обращаясь к теме инноваций, мы так или иначе затрагиваем проблемы современности и будущего. Благодаря нововведениям общество может реализовывать функции более эффективно, что крайне важно, когда речь заходит о физическом воспитании. Именно здоровье так актуально прямо сейчас в наши неспокойные дни. Воспитание физических качеств и всех жизненно важных функций организма человека не только способствует увеличению продолжительности жизни конкретного индивидуума, но всего общества в целом.Вопрос применение цифровых технологий на занятиях по физической культуре рассматривался в работах Ш.Р. Юсупова, С.А. Марчук, О.А. Озеровой, Т.М. Шутовой. Анализируя опыт коллег, также проводивших занятия с помощью цифровых технологий, можно отметить следующее. Наиболее часто упоминаемыми и используемыми были такие цифровые технологии, как Moodle, Teams и Blackboard. На первом этапе внедрения цифровых технологий в учебный процесс, особенно в пандемийный год, использовались такие web-сервисы, как Zoom, You-Tube, также внедрялись в практику отдельные цифровые инструменты, способствующие освоению средств физической культуры независимо от места нахождения студента [14].В современной литературе отмечаются преимущества интеграции цифровых технологий в процесс физического воспитания и культуры. Муштай К.А., Синявский Н.И., Елисеева Т.А. указывают на то, что «современные тенденции и популярность использования цифровых технологий, как среди обучающихся спортсменов, так и среди обучающихся, не имеющих отношение к спорту, смогли определить преимущества использования цифровых технологий в образовательном процессе, такие как повышение уровня мотивации и улучшение эффективности тренировочного процесса и недостатки, такие как зависимость от технологий, возможные ошибки в измерениях и недостаточная надежность устройств» [1].Цифровые технологии меняют подход к тренировочной и соревновательной деятельности. Такие устройства, как смарт-часы, фитнес-трекеры, ручные и нагрудные пульсометры (Polar (Финляндия), Garmin (США), Suunto (Финляндия), Wahoo Fitness (США)) активно используют в тренировочной деятельности многих видов спорта с целью отслеживания ряда показателей, например, частоты сердечных сокращений, давления, сокращения мышц, пройденного расстояния и других физиологических и физических параметров. По мнению специалистов, их наличие позволяет в условиях ограниченного пространства контролировать выполняемые двигательные нагрузки [4].В условиях необходимости проведения учебных занятий как под контролем преподавателя, так и самостоятельно, активное использование платформ Teams и Moodle стало важным. Teams предоставляет возможности для размещения учебных материалов, тестирования и обсуждения практических работ в чате. Однако более популярной оказалась web-платформа Moodle, которая позволяет вести совместную работу студентов и преподавателей, а также размещать материалы в различных форматах и проводить трансляции в реальном времени. Преподаватели также нуждаются в повышении квалификации для работы с этими платформами [3].Подповетная Ю.В. в своей статье, однако, отмечает критический опыт взаимодействия студентов с онлайн-платформами в рамках физической культуры. Для оперативного взаимодействия использовалась электронная почта, а ссылки на web-сервисы отправлялись старостам групп. Социальная сеть ВКонтакте стала средством для дистанционного общения и обмена информацией. Студенты выполняли комплексы упражнений в домашних условиях с использованием подручных средств, обеспечивая необходимую физическую активность. Контроль освоения дисциплин включал практические задания с выкладыванием видео в ВКонтакте, тесты на знание теории и функциональные пробы. Несмотря на эффективность онлайн-формата, студенты отметили, что он не заменил очного общения с преподавателями и однокурсниками [3].Один из важных аспектов интеграции цифровых технологий в сферу спорта и физического образования заключается в необходимости адаптации образовательных программ и методик тренировок к современным реалиям. Многие учебные заведения и спортивные школы еще не полностью интегрировали цифровые технологии в свои программы. Важным шагом в этом направлении является обучение и повышение квалификации педагогов и тренеров, что потребует времени и ресурсов [6].Важным моментом при подготовке кадров отрасли ФКиС является изменение функционала основных профессий в рамках активного применения цифровых технологий. Специалисты уверены, что в сложившейся ситуации необходимо вводить в учебные планы подготовки современных кадров физкультурно-спортивной отрасли новые учебные дисциплины: «SMM в спорте», «SRM спортивных организаций», «Цифровой маркетинг в спорте», «Искусственный интеллект в физкультурно-спортивной деятельности», «Цифровые технологии в спорте». Данные рекомендации связаны с острой потребностью в квалифицированных кадрах, обладающих цифровыми профессиональными компетенциями, а именно: администрировать программные продукты, эксплуатировать цифровое диагностическое оборудование, работать с цифровыми продуктами в медиапространстве [2].Другим моментом, который затрудняет распространение цифровых решений в области физической культуры, следует обозначить недостаточное развитие цифровой инфраструктуры в регионах России. В литературе отмечается, что столичные регионы имеют определенное технологическое оснащение, способное реализовать интеграцию цифровых технологий на базе образовательных и спортивных учреждений. Однако, регионы пока еще не располагают технической и материальной базой на том же уровне [6].Цифровизация сферы физического воспитания и спорта предлагает новые возможности для категории уязвимых граждан: например, для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Организация занятий по физической культуре для студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях предполагает комплексный подход, учитывающий индивидуальные особенности здоровья, адаптацию программ и использование современных технологий, включая цифровые.В научной литературе неоднократно отражается важность принципа индивидуализации и адаптации образовательных программ: занятия строятся с учетом степени и характера ограничений здоровья студентов, рекомендаций медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогической комиссии. Программы могут включать индивидуальные и групповые занятия, объединяющие студентов с одинаковыми или разными нозологиями (например, нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата) [7].Материально-техническое обеспечение является важным аспектом создания безбарьерной среды — наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, специализированного спортивного оборудования и тренажеров, адаптированных под нужды лиц с ОВЗ. В вузах оборудуются специальные площадки и аудитории с численностью групп до 8-12 человек для комфортного проведения занятий.Современные условия и реалия предлагают разнообразие форм занятий: практические занятия по адаптивной физической культуре, лекционные курсы по здоровьесбережению, интеллектуальные и настольные виды спорта, спортивно-массовые мероприятия, инклюзивная физкультурно-рекреационная деятельность, волонтерская поддержка для социализации студентов с ОВЗ.Цифровые образовательные ресурсы и дистанционные методики предлагают массу возможностей для студентов, которые не могут регулярно посещать занятия по состоянию здоровья, получать необходимые знания. Так, в литературе отмечается, что «дистанционное обучение даёт возможность удобной двусторонней связи не только с преподавателем, но и с остальными учащимися при помощи вебинаров, помогая улучшить горизонтальные связи в среде одногруппников, повышает эффективность группы из-за повышенной кооперации её участников. В учебном процессе для лиц с ограниченными возможностями применяются специализированные технические средства ввода-вывода учебной информации в доступных формах для студентов с различными нарушениями, обеспечивается выпуск альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт), электронных образовательных ресурсов в формах, адаптированных к ограничениям здоровья обучающихся, наличие необходимого материально-технического оснащения» [5].Применение цифровых средств контроля и самоконтроля позволяет решать важную задачу в условиях адаптивной физической культуры: отслеживание положительной динамики. Использование цифровых платформ для мониторинга физической активности, оценки результатов и коррекции программ тренировок повышает эффективность занятий и мотивацию студентов.Инклюзивные онлайн-платформы позволяют интегрировать студентов с ОВЗ в общие образовательные и спортивные процессы, обеспечивая доступность и гибкость обучения.Подводя общий итог, следует резюмировать, что сфера физической культуры и спорта становится важным полем для применения и распространения новейших технологий. Цифровые решения предлагают новые возможности и уникальные способы обучения, что в условиях современных скоротечных реалий чрезвычайно важно: студенты воспринимают информацию иначе, следовательно, подача и структура урока должна быть иной. Цифровые технологии решают вопрос с организацией уроков и реализацией тренировок на качественном новом уровне.В то же время цифровая реальность в спорте и физическом образовании предлагает решать задачи в тех сферах, которые до сих пор остаются нерешенными и насущными. Так, организация занятий по физической культуре для студентов с ограниченными возможностями здоровья в современных условиях требует адаптации программ под индивидуальные потребности, создания безбарьерной среды, использования специализированного оборудования и активного внедрения цифровых технологий для обеспечения доступности, эффективности и инклюзивности образовательного процесса.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Целыковская М.А., Поглазова М.В., Малинин А.Н. ИНТЕГРАЦИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И СПОРТА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 2251 - 2259. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24156 (дата обращения: 09.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24156



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.