'
Старостина Н.А.
РАЗВИТИЕ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В МИРЕ *
Аннотация:
в статье рассмотрены контрейлерные перевозки: история, преимущества и недостатки. Представлено современное состояние и актуальность данного вида перевозок.
Ключевые слова:
контрейлерные перевозки, автомобильные транспорт, железнодорожные перевозки, специализированный вагон, преимущества, экологичность
Контрейлерные перевозки – комбинированные железнодорожно-автомобильные перевозки прицепов, полуприцепов, трейлеров (прицепов для тяжеловесных неделимых грузов) или съемных кузовов на железнодорожной платформе.В Российской Федерации существуют объективные предпосылки к развитию контрейлерных перевозок: большие расстояния перевозок на основных направлениях, перегруженность отдельных участков автомобильных дорог, отсутствие в некоторых регионах надежной автодорожной сети и ряд других.Внедрение контрейлерных технологий вызвано необходимостью расширения рынка железнодорожных услуг, повышения привлекательности для частных инвестиций и увеличения устойчивости работы железнодорожного транспорта.Современное состояние железнодорожных и автомобильных перевозок характеризуется следующими, основными особенностями:Железные дороги традиционно лидируют в перевозке таких грузов, как уголь, кокс, нефть, строительные материалы, железная руда, руды цветных металлов, неметаллические руды, цемент, зерновые, грузы лесной промышленности.При этом автомобильные перевозчики в большей степени владеют рынком перевозок продуктов питания, напитков, табака, товаров народного потребления, химической готовой продукции, высокотехнологичного оборудования.Анализ особенностей работы железнодорожного и автомобильного транспорта показывает, что в современных условиях во внутренних перевозках России железнодорожные перевозки доминируют на расстояниях от 1500 км, а автомобильные перевозки эффективны на расстояниях до 2000 км. Автотранспорт обеспечивает обслуживание внешнеторговых контрактов, поэтому доля железнодорожных перевозок в этом секторе очень мала.В России масштабное осуществление контрейлерных перевозок было предпринято в начале 90-х годов ХХ века. На Абаканском вагоностроительном заводе было изготовлено около 100 специализированных платформ. Эти вагоны планировалось эксплуатировать на маршруте Хельсинки- Москва. Были разработаны специальные тарифы, с учетом размера затрат при перевозке автотранспортом, и таким расчетом, чтобы железнодорожная составляющая в общем размере ставки не превышала 32%. Но технические характеристики вагона не в, полной мере соответствовали требованиям перевозки контрейлеров. В результате этого нижние части фур при транспортировке ломались. Во время демонстрационного рейса из Москвы в Польшу произошел аналогичный случай - при съезде с платформ фуры были повреждены. При осуществлении пробного рейса из Москвы в Новороссийск прицепы были повреждены из-за того, что они должным образом не были закреплены на платформах.После этих неудачных экспериментов железнодорожники начали работать над созданием нового специализированного вагона. Данную задачу решал Торжокский вагоностроительный завод. Конструкция разработанного заводом подвижного состава позволяла погрузить фуры на платформы только при помощи подъемного крана, предварительно отцепив тягачи. Эта модель не была доработана, то есть не был разработан вариант заезда на платформу с земли, так как рыночная конструктура изменилась, и внедрение контрейлерных перевозок было приостановлено.В 2011 году на направлении Новороссийск — Москва состоялась опытная перевозка. В составе контрейлерного поезда следовали 23 специализированные платформы, груженные автопоездами с импортным грузом, и один пассажирский купейный вагон для водителей автопоездов.Контрейлерные перевозки имеют ряд преимуществ и недостатков. Преимущества:Снижение нагрузки на автомобильный транспорт. Перевозка железнодорожным транспортом уменьшает износ автомобильных дорог и аварий, следовательно, государство получает экономию на обслуживание инфраструктуры. Экологичность. Железнодорожный транспорт в сравнении с автомобильным менее вреден для окружающей среды.Снижение затрат на длинных маршрутах. Железнодорожный транспорт позволяет избежать издержек на топливо, проезд по платным трассам и оплату водителей.Быстрая доставка без вскрытия груза при таможенном транзите. Контрейлерные поезда, проходящие в рамках международных коридоров, позволяют перевозить товары в запломбированных автоприцепах, что минимизирует риски повреждения или краж.Недостатки:Большие капитальные вложения в инфраструктуру для обслуживания. Контрейлерные перевозки требуют наличия специализированных механизмов для погрузки, терминалов, подвижного состава, подъездных путей.Ограничения по габаритам. В России и странах СНГ применяется габарит 1-Т, который не позволяет европейцам перевозить высокие полуприцепы без модификации. Сложность организации и логистики. Нерациональность для перевозок на небольшие расстояния. Таким образом, затраты на простой, погрузку или выгрузку становятся равны перевозке автомобильным транспортом.Недостаточная нормативно – правовая база. На данный момент нет единых правил для контрейлерных перевозок.Для рентабельности контрейлерных перевозок необходимо, чтобы объединилось большое количество факторов, таких как развитие инфраструктуры, тарифная сетка, сроки доставки и маршруты. В 2025 году в России контейнерные перевозки занимают крайне незначительное место в транспортной системе страны. В ближайшее время контрейлерные перевозки не будут перспективными, так как из-за западных санкций совершенствовать технику, инфраструктуру и прокладывать новые логистические маршруты проблематично.
Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2
Ссылка для цитирования:
Старостина Н.А. РАЗВИТИЕ И ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК В МИРЕ // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 2449 - 2453. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24183 (дата обращения: 13.07.2025 г.)
Вестник науки © 2025. 16+
*