'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №6 (87) том 2
  4. Научная статья № 308

Просмотры  33 просмотров

Ташходжаева Ш.А.

  


КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА ПРИМЕРЕ АВТОДОРОГИ 4Р-112 *

  


Аннотация:
статья анализирует транспортную нагрузку на участках автодороги 4Р-112 в Ферганской области и предлагает меры по её оптимизации. Рассмотрены проблемы ограниченной пропускной способности и перегруженности, ведущие к заторам и росту затрат. Предложены решения: внедрение адаптивных светофоров, реконструкция перекрёстков, обновление разметки и установка транспортных датчиков.   

Ключевые слова:
транспортная нагрузка, дорожная сеть, пропускная способность, оптимизация, адаптивные светофоры, экономическая эффективность, Ферганская область   


Проблемы с постоянно растущей транспортной нагрузкой на дорогах становятся все более актуальными, особенно в густонаселенных регионах, таких как Ферганская область Республики Узбекистан. Дорога 4Р-112, являясь одной из ключевых транспортных артерий области [1], испытывает серьезные затруднения из-за недостаточной пропускной способности. Это приводит к заторам, увеличению времени в пути, повышенному расходу топлива, росту выбросов и повышенному износу транспортных средств [2]. Помимо экономических потерь, перегруженность дорог негативно сказывается на безопасности дорожного движения, увеличивая риск ДТП, особенно на неоптимизированных перекрестках [3].Для объективной оценки фактической транспортной нагрузки на участках дороги 4Р-112 был проведен комплексный анализ, включающий изучение текущих параметров движения, оценку пропускной способности дорожной сети и выявление наиболее проблемных участков. Традиционные методы измерения транспортной нагрузки включают ручной подсчет и автоматизированные системы [4]. В рамках исследования, первичные данные о транспортном потоке на дороге 4Р-112 были собраны с использованием комбинации автоматизированных счетчиков и визуальных наблюдений на ключевых перекрестках. Пропускная способность автомобильной дороги – это максимальное количество транспортных средств, которое может пройти через определенный участок дороги в единицу времени при заданных условиях движения [5]. На основе собранных данных были рассчитаны интенсивность движения, состав транспортного потока и плотность движения на различных участках дороги 4Р-112.Пример суточной интенсивности движения на участке 1 (въезд в Коканд) за период с 28.10.2024 по 03.11.2024 приведен в рис-1 ниже:Рисунок 1. Интенсивность движения на ключевом перекрестке дороги 4Р-112.На основе анализа данных, таких как представленные выше, были идентифицированы следующие основные проблемные участки дороги 4Р-112:Перекрестки: Неоптимизированные перекрестки с несинхронизированными светофорами или отсутствием адекватного регулирования являются основными узкими местами, создающими заторы, особенно на въезде и выезде из крупных населенных пунктов (например, Кувасай, Риштан) и в центральных частях городов (Фергана, Маргилан) [6].Участки с интенсивным примыканием: Места с частыми примыканиями второстепенных дорог и выездами из жилых массивов, особенно без полос разгона/торможения, приводят к значительным помехам в основном потоке.Отсутствие выделенных полос: Отсутствие выделенных полос для общественного транспорта или поворотов замедляет движение общего потока.Недостатки дорожной разметки и знаков: Износ дорожной разметки, несоответствие схем движения реальным потребностям и неинформативные дорожные знаки затрудняют маневрирование и увеличивают вероятность конфликтных ситуаций [7].Таким образом, проведенный анализ подтверждает острую необходимость в реализации комплексных мероприятий по оптимизации дорожного движения на дороге 4Р-112 для повышения её пропускной способности и улучшения транспортной доступности региона [8].Предложенные меры являются комплексными и охватывают различные аспекты улучшения дорожной инфраструктуры и управления движением:Внедрение адаптивных светофорных систем (АСС): Традиционные фиксированные светофорные циклы часто не способны адекватно реагировать на динамически меняющуюся транспортную ситуацию, что приводит к неоптимальному распределению времени зеленого света и, как следствие, к заторам [9]. Внедрение АСС позволит динамически регулировать фазы светофоров в зависимости от фактического транспортного потока, собираемого с помощью транспортных датчиков.Рисунок 2. Схема работы адаптивной светофорной системы.Реконструкция геометрии перекрестков: Помимо светофорного регулирования, необходима физическая реконструкция геометрии некоторых перекрестков. Это может включать расширение проезжей части за счет добавления дополнительных полос для движения прямо, поворотов налево или направо [10], организацию выделенных полос для поворота [11], а также устройство островков безопасности и направляющих островков для упорядочивания движения и повышения безопасности пешеходов.Обновление дорожной разметки и знаков: Четкая и хорошо видимая дорожная разметка играет ключевую роль в организации движения, направляя водителей и снижая вероятность конфликтных ситуаций [12]. Рекомендуется обновить и нанести высококачественную дорожную разметку (включая осевые линии, полосы движения, стоп-линии, стрелки направлений) с использованием износостойких материалов.Установка современных транспортных датчиков: Для эффективного функционирования адаптивных светофорных систем и сбора данных о транспортной нагрузке необходима установка современных транспортных датчиков. Предполагается использование индуктивных петель или видеодетекторов, способных собирать данные о количестве, скорости и типе транспортных средств [9]. Эти данные будут передаваться в центральную систему управления движением для анализа и принятия решений.Реализация этих мер позволит значительно улучшить пропускную способность дороги 4Р-112, снизить заторы, повысить безопасность движения и способствовать устойчивому социально-экономическому развитию Ферганской области.   


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №6 (87) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ташходжаева Ш.А. КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ПОТОКОВ НА ПРИМЕРЕ АВТОДОРОГИ 4Р-112 // Вестник науки №6 (87) том 2. С. 2454 - 2459. 2025 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/24184 (дата обращения: 17.07.2025 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/24184



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки © 2025.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.